Новосибирский государственный академический ТЕАТР ОПЕРЫ и БАЛЕТА
ПРОГРАММА
ШАРЛЬ ГУНО
ФАУСТ
Опера в 4-х действиях, 7 картинах Либретто Ж. Барбье и М. Карре на сюжет первой части одноименной трагедии И. Гете.
Новосибирск — 1975
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Старый Фауст —
засл. арт. РСФСР С.П.Вах
Ю. В. Антонов
Васильев В. И.
С.А.Корнев
Фауст—
Ю. В. Антонов
Васильев В. И.
В.Н.Хвалев
Мефистофель —
засл. арт. РСФСР A. Я.Левицкий
Дейнеко М.И. —
И. М. Косов
Маргарита —
Р. Я. Жукова
Засл. арт. РСФСР Е. Р. Изотова
Т. Г. Хвалева
Н. И. Челышева
Валентин —
засл. арт. РСФСР Н. Т. Дмитриенко
В.А.Прудник
В. Н.Урбанович
Зибель —
засл. арт. РСФСР П.А.Ульянова
М.Г.Глебова
Г. И. Павленок
Марта —
Л. А.Макаровская
Л. Г.Ладынская
Вагнер —
засл. арт. РСФСР И. М. Круглов —
В. М. Сычев
В танцах участвуют: заел. арт. РСФСР Ф. Г. Кайдани, М. М. Дурдыева, В. А. Ефанова, Г. П. Пасынкова, А. В. Бердышев, С. С. Токарев, И. И. Диденко, А. В. Гумалсвский, С. В. Колесник, С. С. Смирнов, В. П. Новиков, Т. В. Варнавская, Т. П. Чмарак и артисты балета.
Соло в оркестре исполняют: М. А. Абрамов (скрипка), И. И. Шмарев (гобой), А. П. Хмыз, А. П. Курагова (флейта), И. И. Моисеев (валторна)
Дирижер—В. Ф. КОВАЛЕНКО Засл. деятель искусств УССР Грузин Режиссер - И. Я. АЖОТКИН
Режиссер возобновления Л. Г. КУКОЛЕВ
Художник — В. К. КЛЕМЕНТЬЕВ
Балетмейстер —засл. арт. РСФСР, засл. деят. иск. Чуваш. АССР К. В. ШАТИЛОВ
Хормейстер — заел. арт. РСФСР Е. П. ГОРБЕНКО
Суфлер —О. П. КРАСИЛЬНИКОВА
Спектакль ведут:
Н. X. АНДРЮЩЕНКО, Л. Т. ЕВМЕНОВА, Т. П. ЛЫХИНА
Цена 5 коп.
Полиграфкомбинат, г. Н-сиб., з. 3974а, т. 5000, 74 г.
Новосибирский государственный академический ТЕАТР ОПЕРЫ и БАЛЕТА
Шарль ГУНО
ФАУСТ
Опера в 4-х действиях, 7 картинах
Либретто Ж. Барбье и М. Карре Перевод П. Калашникова
Новосибирск — 1975
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина 1
Фауст, проживший долгую жизнь и постигший основы современных ему наук, приходит к выводу, что они не помогут разгадать тайны природы. Он убеждается, что долгие годы исканий прошли бесплодно.
Фауст решает оборвать жизнь самоубийством.
Он достает -заветную шкатулку и переливает яд в старинную чашу. Неожиданно в окно доносится песня, прославляющая прекрасный, лучезарный мир и радость труда. С горечью думая о напрасно^прожитой жизни, Фауст проклинает земные радости. Но решение его меняется: он оставляет чашу с ядом и призывает злого духа — пусть он поможет ему начать жизнь сначала, чтобы вновь изведать упоение борьбы и осуществить несбывшиеся желания.
В тот же миг перед ним появляется Мефистофель. Он обещает Фаусту возвратить юность и выполнить любое, его желание, но за это Фауст должен отдать себя во власть ада. Фауст колеблется. Мефистофель вызывает перед ним видение юной Маргариты, и доктор подписывает страшный контракт.
Выпив предложенную Мефистофелем чашу с элексиром молодости, Фауст превращается в юношу.
Картина 2
Ясный летний день На площади у городских ворот царит праздничное оживление. Гуляют и веселятся студенты, солдаты, горожане.
Приходит Валентин, брат Маргариты, солдат. Он, отправляясь в поход, озабочен судьбой своей любимой сестры, которая остается одна. В его руках образок -— подарок сестры. Друзья Валентина — Вагнер и Зибель — успокаивают его, обещая быть защитниками Маргариты.
На прощанье друзья собираются спеть. Но едва Вагнер запевает, как неожиданно появляется Мефистофель и прерывает его. Он предлагает послушать свое пение. В куплетах он рассказывает о безграничной власти золота, из-за которого на радость сатане льется «людская кровь рекой» Песня странного незнакомца удивляет собравшихся. Потом Мефистофель предсказывает смерть Вагнеру и Валентину, а Зибеля предупреждает, что каждый сорванный им цветок тотчас же увянет.
Издевательским тоном Мефистофель предлагает тост за Маргариту. Возмущенный Валентин бросается к нему, но отступает пораженный — шпага ломается в его руках. Валентин поднимает крест, н Мефистофель отступает. Испуганная толпа рассеивается. Появившийся Фауст требует немедленного свидания с Маргаритой. Для того, чтобы привлечь Маргариту на площадь, Мефистофель затевает среди вновь собравшейся любопытной толпы танцы. Вихрь вальса захватывает все новые и новые пары.
В разгаре веселья на площади появляется Маргарита. Мефистофель мешает Зибелю подойти к ней. Фауст приглашает ее пройтись с ним, но девушка скромно отказывается и уходит.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Картина 3
В скромный сад Маргариты проник юный Зибель. Он обращается к цветам с мольбой — рассказать Маргарите о его любви к ней. Но каждый сорванный им цветок сейчас же увядает. Зибель опускает руки в сосуд со святой водой, стоящей у статуи Мадонны, и вновь сорванные цветы сохраняют свежесть и аромат. Обрадованный Зибель убегает за букетом.
В калитку входит Фауст и Мефистофель. Из-за куста они наблюдают за юношей, который оставляет на пяльцах Маргариты букет роз.
Мефистофель обещает Фаусту достать подарок «получше букета*. Оставшись один, Фауст охвачен волнением. «Привет тебе, приют невинный, привет тебе, приют священный!» — обращается он к саду и домику Маргариты... Мефистофель приносит ларец, наполненный драгоценными украшениями. Оставив подарок под цветами Зибеля, оба уходят.
Входит Маргарита. Вышивая, она напевает свою любимую песенку «Балладу о фульском короле», перебивая пение воспоминаниями о встрече с юным незнакомцем. Вдруг она замечает цветы и потом — ларец. Удивлению ее нет предела. Она не может удержаться от искушения примерить драгоценности и, взглянув в зеркало, не узнает себя: как она хороша. Если бы сейчас ее увидел тот незнакомец.
Соседка Марта заходит проведать Маргариту. В сад входят Фауст и Мефистофель. Маргарита обрадована и смущена. Мефистофель овладевает вниманием Марты, чтобы дать возможность Фаусту беседовать с девушкой без помех.
Темнеет. Маргарита хочет уйти. Фауст устремляется за нею, чтобы удержать ее. Мефистофель призывает ночь одеть влюбленных своим покровом, заклинает цветы «душистым, тонким ядом весь воздух отравить и впиться Маргарите в сердце».
Фауст и Маргарита возвращаются. Могучая сила любви захватила обоих. «Отрадных новых чувств душа моя полна»,— признается Маргарита. Но ее мучает неведомый страх. Она умоляет Фауста оставить ее, чтобы снова встретиться завтра. Когда она уходит в дом, Мефистофель, подслушав влюбленных, подшучивает над Фаустам.
Маргарита, охваченная незнакомым волнением, снова выбегает в сад. «Милый мой, приди, я жду тебя!» — вырывается у нее. Фауст, обнимая Маргариту, скрывается с ней в домике. Зло торжествуя, хохочет Мефистофель.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина 4
Измученная, проклятая братом и людьми, Маргарита пришла молиться. Таинственный спутник Фауста, прячась в тени садов, издевается над нею: «О мольбе забудь!.. Вспомни дни, как была ты невинна перед небом... Простите, дни любви и ночи упоенья! Тебя ждет ад!» Ей слышатся чьи-то мрачные голоса, с угрозой выкликивающие ее имя.
В ужасе и отчаянии мечется Маргарита в преддверии храма, но войти в самый храм она не в силах. Пение молящихся еще более усиливает ее смятение.
«Маргарита! — слышит она голос Мефистофеля.— Нет прощенья! Ты погибла!».
Картина 5
Возвращаются из похода солдаты. Среди них — Валентин. Он приглашает Зибеля в свой дом, но юноша преграждает ему дорогу н просит быть добрее с Маргаритой. Он не решается рассказать Валентину, что Маргарита стала матерью и по кинута своим любовником Фаустом. Они уходят.
К дому приближаются Фауст и Мефистофель. Фауст не может набраться смелости вонти в дом. Мефистофель напевает под окном ироническую серенаду, прерываемую хохотом, издевательски напоминая Маргарит о ее поступке: «Мой совет — до обрученья дверь не отворяй! Мой совет— до обрученья не целуй его!»
Вместо Маргариты из дома выходит Валентин. Он уже знает все и требует поединка. Бросив подарок Маргариты, охранявший его в боях, Валентин выхватывает шпагу. Во время поединка Мефистофель умышленно отвлекает его внимание, н в тот же миг Фауст наносит ему удар. Валентин падает. Фауст и Мефистофель скрываются.
Взволнованные горожане, собравшиеся на шум поединка, окружают Валентина. Из дома выходит Маргарита. Умирающий Валентин проклинает обесчещенную сестру.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Картина 6
По народным легендам средневековья в канун святой Вальпургии темные силы ада устраивают свой праздник.
...Дикая, скалистая, местность. Фауст приходит сюда с Мефистофелем. Ему жутко. Но Мефистофель в одно мгновение изменяет обстановку: на месте обломков скал появляется украшенное ложе. Фауст видит красавиц, манящих его к себе. Мефистофель приглашает его принять участие в празднике.
Сменяющие друг друга в причудливых: сочетаниях группы кружатся в вихре танца. Как зачарованный, смотрит Фауст на этот адский пир. Но призрачная красота не может заставить его забыть о светлых мгновениях, пережитых в любви к Маргарите. Возникает образ покинутой им девушки. «Скорей к ней!» зовет он Мефистофеля.
Картина 7
В тюрьме томится приговоренная к смерти Маргарита, убившая ребенка. Она безумна.
Мефистофель передает Фаусту ключи от темницы и уходит.
Маргарита узнает Фауста. Рассудок ее временно просветляется: «Ты опять со мною, и мои оковы не страшны теперь!» В полубреде она вспоминает о пер вы к счастливых встречах с любимым. Фауст умоляет ее не медля покинуть темницу, но безуспешно.
Вбегает Мефистофель. Он торопит Фауста. Увидев его, испуганная Маргарита начинает молиться. Волнение ее возрастает. В неистовстве она отталкивает и Фауста: «Прочь! Я боюсь тебя!». Она отбегает от него и, озаренная лучами восходящего солнца, падает мертвой.
Цена 15 коп.
Полиграфкомбинат, г. Н-сиб., з. 4295а, т. 5000, 75.