Костел св. Казимира
Сообщений 1 страница 50 из 88
Поделиться209-08-2009 21:24:20
Костел.
Вид с улицы Иркутской.
Фотография 1909-1916 гг.
В посёлке Новониколаевске, ещё до возведения его в ранг города, имелась римско-католическая община, числившаяся филиацией Томского католического прихода. Молитвенный дом общины был построен на добровольные пожертвования в 1902 г. Параллельно с ростом Новониколаевска увеличивалось и число прихожан. Поэтому на земельном участке, находившемся в безвозмездном пользовании Новониколаевской католической общины, в 1905 г. в присутствии инженера Коссовского, членов строительного комитета и прихожан был заложен фундамент каменного костёла. Проект был выполнен инженером Венером. В 1909 г. строительство завершилось, и 12 мая костёл был освящён во имя святого Казимира.
Участок, принадлежавший общине, находился в районе пересечения улицы Иркутской и Обского проспекта. Кроме костёла там размещались польская школа и клуб, амбар, ледник, а также римско-католическое кладбище.
В 1931 г. (по другим сведениям в 1938 г.) костел был закрыт и отдан под склады, затем под клуб работников Промсовета. Более поздние варианты его использования неизвестны.
Здание было разрушено ориентировочно в середине 1960-х гг., когда началось строительство ЦУМа, ступени которого разместились на месте бывшего костёла.
Поделиться321-01-2011 22:48:26
очень хотелось бы увидеть фото этого милого здания в годы так 30-50-е. Может, кто-то меня порадует?
Поделиться408-03-2011 22:03:46
в конце 80-х, в эпоху борьбы за возвращение церквей, мне католики показывали несколько другое место. Костел стоял (и стоит!) напротив Цума на С-Щедрина, 24. На его стены посадили другое здание. Я помню то старое красное кирпичное здание, оно напоминало католический храм.
Отредактировано golod (08-03-2011 23:06:00)
Поделиться509-03-2011 01:20:16
Костел стоял (и стоит!) напротив Цума на С-Щедрина, 24.
С-Щедрина, 24 - это сейчас где? В 2-гисе такого нет.
К.Ощепков выложил в инете фотографии, предоставленные ему Ольшевской Натальей Сергеевной. На одной из них панорама, сделанная в 1957 году со здания управления Томской железной дороги мужем Натальи Сергеевны Владимиром Ивановичем Юдушкиным. На фрагменте панорамы "Виден костёл, который большевики давно превратили в хозяйственную постройку. Прямо по курсу здание Сибирская, 31. Перед ним массив домиков, где через несколько лет, построили школу 168. Прикидывая по снимку, понял, что костёл стоял на углу улиц Иркутской и Потанинской, аккурат на месте ступеней ЦУМа. Об этом я где-то читал ранее."(текст К.Ощепкова).
По-моему вполне всё понятно.
Поделиться610-03-2011 00:35:04
Извините, конечно, Комсомольский, 24
По фото. Как то не тянет это здание на костел (см. фото первого поста). К тому ж оно деревянное. А что стоит на ступенях Цума - это верно. Но тогда повышаются шансы у версии замуровывания костела в Комсомольский, 24
Поделиться810-03-2011 22:21:26
я об этом
Поделиться1011-03-2011 22:08:55
понял, речь не про здание на переднем плане, а про то что за ним. Там, оказывается, даже стрелочка стоит. Похоже. Но как я вижу относительно здания школы впереди, у этого здания алтарь смотрит на юг, а обязан на запад. Правда Комсомольский 24 тоже не на запад. Загадка...
Поделиться1130-12-2011 17:49:05
Прикидывая по снимку, понял, что костёл стоял на углу улиц Иркутской и Потанинской, аккурат на месте ступеней ЦУМа. Об этом я где-то читал ранее."(текст К.Ощепкова).
Во как! Да тут дискуссия!
Беру свои слова обратно. Я произвёл более тщательные замеры, и вот результаты. Костёл размещался на углу ул. Иркутской и Комсомольского проспекта. Всё правильно, на ступенях ЦУМа. Смотрите на картинку.
Известно, что фотограф снимал со здания управления железной дороги. По фото видно, что правая сторона ул. Енисейской находится точно по линии на фотографа. Эти дома и сейчас стоят. Проводим по ним линию № 1 и на крыше управления железной дороги находим место съёмки. Далее смотрим на снимок и видим, что колокольня костёла находится на одной линии с уступом на доме Сибирская, 31. Проводим на спутниковом снимке линию № 2 от этого уступа до места съёмки. Теперь мы знаем на какой линии должен находиться костёл. По фото понятно, что он стоит на углу ул. Иркутской, и ещё какой-то улицы. Логично предположить, что это Комсомольский проспект. Отмечаем место расположения костёла крестиком. Всё!
Ещё раз огромное спасибо Владимиру Ивановичу Юдушкину, который фотографировал в 1957 году эту панораму. Увы, его уже нет с нами. Огромное спасибо Ольшевской Наталье Сергеевне, которая предоставила эти фото для публикации.
Поделиться1230-12-2011 21:47:12
Беру свои слова обратно.
Может не так резко. Башня костёла ближе к Обскому проспекту, да.
Но территория костёла ограничивалась улицами Обской проспект, Иркутская и Потанинская.
Когда мы дискутировали, я тоже пыталась чертить тогда(не так красиво ) и пришла к вышесказанному выводу.
Поделиться1330-12-2011 22:03:57
http://about-nsk.ru/kostel/ ...... и еще где-то
Здание было разрушено ориентировочно в середине 1960-х гг., когда началось строительство ЦУМа, ступени которого разместились на месте бывшего костёла.
Поделиться1430-12-2011 22:37:41
У нас в посте 2 тоже самоё написано. Но одно дело иметь чей-то текст, а другое самому на основании фотографий сделать вывод.
Поделиться1513-02-2012 16:45:13
В 1931 г. (по другим сведениям в 1938 г.) костел был закрыт и отдан под склады, затем под клуб работников Промсовета. Более поздние варианты его использования неизвестны.
В декабре 1936 года костел, отданный конторе Мехторга, у этой конторы отобрали, так как она неэффективно использовала эту площадь. Затем здание Горсовет предложил занять Кагановичскому райкому партии. А в самом начале 30-х Горсовет распорядился разместить здесь контору... по ремонту обуви. (данные городского архива)
Поделиться1613-02-2012 22:43:37
Райком партии - в костёле.
Поделиться1713-02-2012 22:47:46
Райком партии - в костёле.
многие храмы располагались на месте языческих святилищ. Преемственность
Поделиться1815-04-2012 20:45:56
Здравствуйте, искал информацию про костел, так и набрел на ваш форум, зачитался.
Выложу материал, который нашел в интернете по этому вопросу
Зеленым показан участок, отведенный под костел, наложенный на современный топоплан.
Привязан участок по сохранившимся осям улиц
И памятный камень, установленный на газоне около ЦУМа, достаточно точно указывает местоположение здания.
Отредактировано Oberon (15-04-2012 20:56:09)
Поделиться1915-04-2012 22:42:03
Вы бы его на фото гугл земля наложили....Было бы понятнее местоположение. Совсем недавно мы на форуме вот так определили местоположение Никольской церкви Кривощёково....
Поделиться2016-04-2012 10:58:44
нашел в интернете по этому вопросу
А где? Ссылочку можно?
Поделиться2117-04-2012 20:53:07
вот ссылка: Видео
Поделиться2217-04-2012 22:31:30
Шикарный материал католики сделали. Вот пример любви даже не своей истории.
Качество хроники хорошее. Это кадры с постройки действительно нашего моста?
Отредактировано golod (17-04-2012 22:32:02)
Поделиться2317-04-2012 22:37:37
Спасибо Oberon, забыла совершенно про этот фильм. Когда-то мне не понравилось, что рассказывая о строительстве жд моста, вставили хронику про строительство Комсомольского моста.
Но зато здесь есть план костёла!
Поделиться2417-04-2012 22:48:30
вставили хронику про строительство Комсомольского моста
я тоже так подумал - лица другие, пленка лучше
еще читал, что здесь было католическое кладбище. Небольшое, конечно. На плане (пост 18) справа вверху не могильные ли участки разграфлены. В фильме это могли не упомянуть по этическим соображениям.
Отредактировано golod (17-04-2012 23:22:19)
Поделиться2518-04-2012 14:52:53
На плане (пост 18) справа вверху не могильные ли участки разграфлены.
Кто знает, захоронения около церквей было делом естественным.
Поделиться2615-05-2012 10:30:33
Повторил съемку с крыши ЖД управы.
очистил все лишнее, оставив только костел.
Еще к слову о польской общине в Ново-Николаевске, у меня хранится карманный молитослов на польском 1902г выпуска.
Найден моим отцом, когда он ребенком еще лазил по развалинам деревянных домов на ул. Потанинской.
Наверняка принадлежал кому-нибудь из прихожан этого костела. Сделаю фото, выложу.
Отредактировано Oberon (16-05-2012 23:31:04)
Поделиться2715-05-2012 15:50:45
Повторил съемку с крыши ЖД управы.
очистил все лишнее, оставив только костел.
Отлично! Теперь всё наглядно видно!
Поделиться2815-05-2012 17:34:53
очистил все лишнее, оставив только костел.
Спасибо, очень наглядно.
Поделиться3014-06-2012 20:51:42
Вот такой любопытный план удалось мне скопировать.
Очень!
За костёлом, на пересечении будущих пр.Димитрова и Вокзальной магистрали - школа (2смж - наверное 2-х сменная женская)
Поделиться3114-06-2012 22:24:12
(2смж - наверное 2-х сменная женская)
Ольга, маленько поправлю: 2 смж - это двухэтажное смешанное (очевидно первый этаж - каменный, второй - деревянный) жилое здание. Аналогично другие сокращения - кн, кж, дн, дж и т.д.
Поделиться3214-06-2012 22:53:11
2 смж - это двухэтажное смешанное (очевидно первый этаж - каменный, второй - деревянный) жилое здание.
Верно, Андрей. Но это все равно здание сначала польской школы при костеле, потом, видимо, по Ольгиному варианту
Отредактировано golod (14-06-2012 22:58:02)
Поделиться3314-06-2012 23:19:25
Спасибо Andre.
Если бы ещё все расшифровали, а то я в этом ни бум-бум.
Поделиться3415-06-2012 00:01:02
другие сокращения - кн, кж, дн, дж
Если бы ещё все расшифровали
кн - кирпичное (каменное) нежилое
кж - кирпичное жилое
дн и дж - деревянное нежилое и жилое, соответственно
еще бывает ПН и ПЖ - панельное
цифра впереди - это этажность строения, м.б. 2-3КН, что означает здание переменной этажности.
Поделиться3515-06-2012 09:49:11
2смж - наверное 2-х сменная женская
Нет, это означает 2-х этажное здание СМешанного типа (каменный низ, деревянный верх) Жилое.
КЖ- жилой огнестойкий(каменный)
ДЖ или просто Ж - жилой неогнестойкий
Н - не жилой не огнестойкий
КН - нежилой огнестойкий
Это выкопировка с дежурного плана Новосибирска 1960 года, очень интересно...
Видимо это проект перепланировки квартала ул.Сибирская - Вокзальная магистраль - пр. Димитрова,
После которой исчез костел и появился ЦУМ.
Интересно, к костелу подходит водопровод, но нет канализации, а у школы наоборот, выход канализации есть, а водопровода нет,
не верю, где-то ошибочка тут)
Отредактировано Oberon (15-06-2012 09:49:51)
Поделиться3615-06-2012 13:08:45
Спасибо всем, теперь буду знать, что обозначают все эти буковки.
Поделиться3712-12-2012 21:33:12
в конце 80-х, в эпоху борьбы за возвращение церквей, мне католики показывали несколько другое место. Костел стоял (и стоит!) напротив Цума на С-Щедрина, 24. На его стены посадили другое здание. Я помню то старое красное кирпичное здание, оно напоминало католический храм.
Раскопки моего архива продолжаются. И выплывают интересные документы.
Вот, значит, почему у меня в памяти сидит другое место. А журналистка, значит, ошибалась, в мы, значит, пытались ввести Лымаря в заблуждение.
Поделиться3812-12-2012 22:25:58
Журналистка, получается, здание бывшего химзавода за костёл принимала...
Поделиться4002-07-2015 18:22:33
Любопытное воспоминание:
«Для меня костел был самым прекрасным и святым местом на земле. Меня всегда поражала величественность здания костела. Оно было построено в готическом стиле и не походило ни на какое другое в городе. Когда мы с мамой и бабуней шли на мессу, я замирала от счастья и какого-то благоговейного чувства, переполнявшего меня. Я помню зеленый веселый двор со множеством цветов и аккуратными дорожками, посыпанными желтым гравием. Помню огромный колокол, звон
которого был какой-то особенный, непохожий на звон, который слышался из других храмов. Помню широкие ступени, ведущие в храм... Не передать чувства, которые охватывали моё детское сердце, когда я входила под величественные своды костела. Эта торжественная тишина, сверкающие переливы очень красивой хрустальной люстры, льющей свет с высокого потолка, а потом
– неповторимые торжественные звуки органа... Я забывала обо всем, охваченная чувством любви к Богу, к Его прекрасному дому и выходила оттуда в конце службы просветленная, готовая всех любить и делать добро людям» (Рыдзевска М. Воспоминания о старой католической церкви в Новосибирске наших старших прихожан // Сиб. католич. газ.. 1998. No 2. С. 5)
На самом деле органа не было, была фисгармония. Известно имя музыканта, который долгое время играл на ней в костеле - Станислав Михайлович Бах.
Поделиться4115-09-2015 00:03:10
Здесь о храме святого Казимира
Татьяна Недзелюк: Католицизм весьма «традиционен» для Сибири
СКГ, 4 мая 2009В дни майской пастырской конференции Преображенской епархии состоялась презентация книги Татьяны Недзелюк, посвященной истории Римско-Католической Церкви в Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века. Татьяна Геннадьевна Недзелюк – кандидат исторических наук, член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, автор более 50 научных работ – стала гостем нашей редакции и любезно согласилась ответить на несколько вопросов.
Татьяна Геннадьевна, Вы – профессиональный ученый, который на протяжении многих лет занимается историей Католической Церкви в Сибири. Когда и при каких обстоятельствах Вы заинтересовались этой темой?
Действительно, я занимаюсь историей сибирских католиков с 1993 г. Я защитила по этой теме дипломную работу, потом – кандидатскую. В настоящее время я готовлю докторскую диссертацию, ее защита скоро состоится. Книга, презентация которой состоялась на пастырской конференции – это расширенный вариант моей кандидатской диссертации, которая была защищена семь лет назад, в 2002 г. Откуда появился этот интерес? В начале 90-х годов прошлого века, когда я была еще студенткой университета, философию нам преподавал о. Гвидо Грациани, а историю культуры – Паоло Пецци, ныне ставший архиепископом. Тогда тематикой Католической Церкви заинтересовались очень многие студенты. Правда, мой интерес тогда еще не ограничивался Западной Сибирью. Сначала я просто заинтересовалась католицизмом, потом – католицизмом в России. А моя дипломная работа была посвящена истории двух приходов: Новониколаевска и Томска. История новосибирского прихода насчитывает столетие, а томского – два столетия. Следующим шагом стало изучение истории других сибирских приходов. Сибирский католицизм представляет собой самую настоящую «целину» для ученого. Это – все еще неизведанная сторона истории нашего края. Среди сибирских католиков – очень много интересных людей. Было много ссыльных, многие другие приехали на строительство Транссибирской железной дороги. Было много представителей интеллигенции: архитекторы, инженеры, музыканты… Были профессора Томского университета, других учебных заведений. Работать с архивными материалами, отражавшими жизнь сибирских католиков, было очень интересно.
Если речь идет о сегодняшнем дне Католической Церкви в Сибири, следует ли говорить о продолжении традиции, или же это все-таки прерванная традиция, которая заново возродилась лишь в конце 80-х – начале 90-х годов?
Это – очень непростой вопрос. Конечно, можно говорить о сохранении корней, о некой преемственности. Об этом свидетельствует, в частности, нынешний состав прихожан. Когда я обращаюсь к метрическим книгам, то встречаю в них знакомые польские, немецкие фамилии. Очевидно, их прадедушки и прабабушки молились в начале XX века в новониколаевском храме, других католических храмах Сибири. Но, разумеется, среди сегодняшних прихожан появилось и много новых людей. Кроме того, за годы Советской власти в наших краях, в дополнение к католикам, проживавшим здесь до 1917 г., появились и иные католические семьи, прежде с сибирским регионом не связанные. В то же время, состав «коренных католиков» Сибири был в известной мере размыт. Культурная традиция сибирских католиков закладывалась в первой половине XIX века как по преимуществу польская традиция. В 1820 г. был освящен католический храм в Иркутске, в 1833 г. – в Томске. Тогда большинство прихожан составляли ссыльные поляки, попавшие в Сибирь после подавления восстаний, или просто участники польского национально-освободительного движения. Однако были и люди других национальностей: немцы, латыши, русские и даже финны. Существовали межсословные и межнациональные браки. Новая волна католических переселенцев пришла в Сибирь в начале XX столетия. Теперь уже люди переезжали в Сибирь из западных губерний Российской империи добровольно: в ходе Столыпинской аграрной реформы или на строительство Сибирской железной дороги. Тогда-то, в 1901 г., была зарегистрирована католическая община в Новониколаевске, приобретен первый молитвенный дом, а в 1909 г. был освящен храм св. Казимира. Все эти поколения сибирских католиков оставили свой след в метрических книгах. Эти книги ныне можно найти в архивах Новосибирска и других областных центров. Они доступны историкам, как и каждому российскому гражданину.
А каков был социальный состав сибирских католиков в начале XX века?
Самый разный. Конечно, были крестьяне, были рабочие, но были и специалисты, выпускники Варшавского университета, приехавшие в наши края, чтобы помочь в строительстве Транссибирской магистрали. Рабочие составили костяк Омского католического прихода. А вот Новониколаевский приход был в большей мере приходом интеллигенции. Среди прихожан мы встречаем инженеров, землемеров (район-то у нас по преимуществу аграрный), учителей, врачей… Вот, скажем, профессор Гумилевский, основатель первого в Новониколаевске родильного дома. Кстати, этот роддом и ныне существует. Имена многих представителей интеллигенции, католиков по вероисповеданию, упомянуты в Энциклопедии знаменитых людей Новосибирской области.
Как Вы считаете, католическая интеллигенция играла существенную роль в жизни Новониколаевска, Томска, других городов Сибирского региона? Ее присутствие было обозначено, явственно ощущалось?
Да, сохранились архивные документы, которые свидетельствуют о том, что у сибирских католических общин были свои оркестры, ими проводились благотворительные концерты, благотворительные вечера, устраивались выставки, содержались школы, приюты, больницы… Так что католическая община принимала самое активное участие в социальной и культурной жизни региона.
А были ли у них свои печатные органы?
Да. Например, в Новониколаевске выходил «Голос Сибири». Однако этот вопрос нуждается в дополнительном изучении. Приходские издания открывались и закрывались. Не все приходы имели свои постоянные печатные издания, но практически во всех были библиотеки. После большевицкой революции фонды этих библиотек были частью утеряны, частью разобраны частными лицами, а частью попали в фонды областных и городских библиотек. Так и в Новосибирской областной библиотеке до сих пор можно найти книги, ранее принадлежавшие Новониколаевскому католическому приходу. И в этой связи также можно говорить о вкладе католиков в культурную жизнь нашего края.
И какой же была дальнейшая судьба Новониколаевской католической общины и костела св. Казимира?
Храм после революции был закрыт, хотя и не сразу. С 1923 по 1935 г. община еще собиралась в храме, с 1935 по 1938 г. он функционировал как клуб, а с 1938 г. его помещения были переоборудованы под мастерскую по производству обуви. Католическая община формально продолжала существовать до 1938 г. Конечно, она существовала и позднее, поддерживалась католическая религиозная и культурная традиция, но ее существование отражено в документах лишь до 1938 г. До этой даты по документам можно определить состав новониколаевских прихожан. Специфика Новониколаевского прихода определялась тем, что этот город был узловой станцией Транссибирской магистрали. В 1920-21 годах началась репатриация поляков во вновь образованное независимое Польское государство, и тогда храм в Новониколаевске стал центром регистрации для сибирских католиков польского происхождения, уезжавших на постоянное жительство в Польшу. Все поляки, проживавшие в Сибири и желавшие уехать в Польшу, направляли свои документы в Новониколаевск, а приходской настоятель о. Николай Михасенок исполнял функции дипломатического представителя. Он принимал документы, оформлял свидетельства, и в документах Сибревкома всё это отражено. Есть и фотографии людей, подавших документы на выезд: кто-то из них сумел выехать, кто-то заболел, кто-то умер… По этой причине число подавших заявления много больше числа тех, кто в действительности уехал.
А какова история новониколаевского храма св. Казимира?
Его историю мы восстанавливали буквально по крупицам, сводя воедино данные документов Новосибирского городского и областного архивов, Томского государственного архива, Российского государственного архива, Национального архива республики Беларусь. Большую работу проделали сотрудники Новосибирского городского и областного архивов. Весомый вклад внесли и студенты Новосибирской архитектурно-строительной академии. Итак, в 1901 г. в Новониколаевске регистрируется католическая община. С 1902 г. в документах начинает фигурировать молитвенный дом. В 1904 г. в Томское строительное управление подается ходатайство о строительстве храма. Строительство храмов неправославных конфессий в Российской империи требовало также разрешения со стороны Министерства внутренних дел, и такое разрешение вскоре было получено. Уже в 1905 г. начинаются работы, фотографии строительных работ ныне хранятся в белорусском архиве, а к 1909 г. храм был построен и освящен архиепископом Яном Цепляком, совершавшим пастырский визит по католическим приходам России. Это событие имело место 12 мая 1909 г.
Что происходило с храмом и католической общиной после Октябрьской революции?
В 1918 г. последовал декрет Советской власти об отделении Церкви от государства. Однако отсюда еще не вытекало, что все храмы должны были быть закрыты. Католики, как и представители других неправославных исповеданий, не восприняли этот декрет на свой счет: по их убеждению, «отделить от государства» можно было лишь «государственную Церковь», а такой статус в Российской империи имела одна только Церковь Православная. На самом же деле декрет подразумевал нечто иное. Последовали законы от 1921 и 1923 года, лишавшие религиозные объединения статуса юридического лица. Следовательно, они лишались права владеть каким-либо имуществом. Они только могли арендовать у местных органов власти свое же собственное храмовое здание, согласно условиям специального договора. Договор, по которому католическая община Новониколаевска могла использовать свой храм, перерегистрировался в 1926 и 1928 гг. Оригиналы и копии этих договоров хранятся в нашем областном архиве. Тогда, по свидетельствам очевидцев, община еще собиралась. В конце 20-х – начале 30-х годов все еще работала приходская воскресная школа. Некоторые бабушки, дожившие до наших дней, вспоминают, что они посещали эту школу. Тем не менее, политика Советской власти в то время была направлена на сворачивание всякой религиозной деятельности. Сохранились постановления, датируемые 1935 и 1938 годами, которыми бывшее здание храма передавалось сначала под клуб работников Промсовета, затем – под клуб Осовиахима. Тогда же его помещение было перепрофилировано.
До какого времени в храме св. Казимира продолжала регулярно служиться Месса, продолжали совершаться христианские Таинства?
Известно, что последним постоянным священником в Новосибирске был о. Николай Михасенок, репрессированный в 1926 г. После этой даты в храме св. Казимира наверняка время от времени служили священники из других городов. Кое-какие упоминания об этом относятся к 1928 г. В начале 30-х годов приезжал о. Антоний Жуковский, бывший настоятелем в Барнауле, потом – в Томске и Иркутске. После его расстрела у нас нет сведений о служении католических священников в Новосибирске. Тем не менее, храм, по-видимому, оставался в пользовании католической общины до 1935 г.
Как жила тогда католическая община?
Разумеется, она сильно уменьшилась. Многие поляки выехали, другие были репрессированы, третьи опасались демонстрировать свою религиозную и культурную принадлежность. И все-таки католицизм продолжал существовать – в виде этно-религиозной (главным образом польской) традиции, хранителями которой, по преимуществу, были женщины старшего возраста. Они и после закрытия храма продолжали молиться дома и учить молитвам своих внуков, отмечали основные религиозные праздники, молились на могилах своих родственников, иногда собирались вместе у наиболее религиозных бабушек, где читали розарий, пели псалмы и религиозные песни. Новый этап в формировании Новосибирского католического прихода начался со второй половины 40-х годов, когда в городе появились немцы-католики, ранее мобилизованные в трудармию. Именно российским немцам мы обязаны возникновением другого католического прихода – на ул. Мира на Левобережье. К этому приходу присоединились другие католики, имевшие польские, литовские, украинские, белорусские корни. Таким образом постепенно сложилась новая католическая община Новосибирска – на базе слияния нескольких национальных и культурных традиций, скрепленных, однако, единой верой, единой церковной организацией.
Подвергалась ли эта община гонениям, репрессиям?
В прямом смысле слова – нет. В этом отношении положение в Новосибирске было несколько лучше, чем в других сибирских городах. Вот скажем в Барнауле прошла волна репрессий и было сфабриковано дело мифической «Польской организации войсковой». Тогда же расстреляли целый ряд прихожан и просто лиц с польскими или с белорусскими, но похожими на польские, фамилиями. В Новосибирске, однако, подобных акций (вроде очередного «польского дела») не проводилось. Конечно, те или иные католики становились жертвами массовых репрессий – наряду с прочими советскими гражданами. Что же касается католического духовенства, то всё оно было репрессировано еще во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов.
Что в итоге стало со зданием храма св. Казимира?
В 1962 г. руководство Центрального универмага обратилось в Горисполком с ходатайством о начале строительства нового здания – на том месте, где ныне находится ЦУМ, на углу пр. Димитрова и Вокзальной магистрали. Тогда на этой территории располагался частный сектор, здесь же был большой овраг. То время – это время хрущевской оттепели, время интенсивного строительства новых жилых и хозяйственных объектов. Сносились ветхие хибарки, осваивались пустыри, и тогда же было демонтировано здание старого храма. Произошло это уже в 1963 г. К сожалению, нам так и не удалось точно установить, как использовалось бывшее храмовое здание непосредственно перед этим. Люди, участвовавшие в его разборе, вспоминают, что в начале 60-х это было, по существу, бесхозное, заброшенное строение, которым уже давно никто не занимался. Среди развалин находили плакаты Осовиахима (позднее эта организация называлась ДОСААФ), о том же свидетельствовали и люди, жившие неподалеку. По другим сведениям, в здании располагался склад химической фабрики или фармацевтический склад: в завалах обнаружили много пробирок и пузырьков. Однако твердых документальных подтверждений этому не существует. Дело в том, что далеко не все организации передавали свою документацию в городской или областной архив. Обычно передавалось лишь то, что считалось нужным и полезным.
Татьяна Геннадьевна, поделитесь, пожалуйста, своими планами на будущее. Будете ли Вы продолжать свои исследования по истории сибирского католицизма?
Разумеется, я продолжу свои исследования. При этом все более популярными становятся новые направления в исторической науке. До сих пор нас очень интересовала тема отношений Церкви и государства, тема взаимодействия светских и церковных структур. Это не удивительно: в начале 90-х годов в России появилось множество религиозных деноминаций, объявивших «охоту за душами». Какие из них были традиционны для России, а какие нет? Как государственным органам выстраивать свою политику по отношению к ним? В нашем городе активно заявили о себе протестантские организации, о которых раньше никто не слышал. И тогда возник соблазн «простого решения»: считать «традиционным» для России вообще и для Сибири в частности одно только Православие, а все другие христианские исповедания, включая и католицизм, отнести к «нетрадиционным». Вот почему так важно было изучать историю католиков Сибири: наши исследования продемонстрировали глубокую укорененность католической традиции в жизни нашего края. Католицизм весьма «традиционен» для Сибири, точно так же как и ислам. Кстати, мусульманская мечеть находилась совсем рядом с храмом св. Казимира. И синагога была поблизости. Иначе говоря, в районе современного ЦУМа существовал такой маленький религиозный центр. Так вот, эту задачу (обоснование «традиционности» католичества в Сибири) я считаю для себя выполненной. А теперь меня интересует очень популярная ныне в мировой и европейской науке тема: так называемая «история повседневности», т.е. реконструкция бытовой стороны жизни наших предков, отделенных от нас промежутком в 100 или 200 лет. Так и темой моих исследований станет реконструкция обрядовой и бытовой стороны жизни сибирских католиков XIX – начала XX века. На самом деле именно быт и составляет тот фундамент, на котором зиждется всё здание религиозной веры. Моя работа кажется мне очень интересной и нужной еще и потому, что она помогает современникам вернуться к собственным корням или восстановить эти корни. Вот живет себе человек с польской фамилией и в какой-то момент задумывается о тех, кто его этой фамилией наделил. Я получаю много писем от людей, прочитавших мои статьи, слышавших мои выступления на научных конференциях. Они просят меня помочь восстановить историю их собственной семьи. Но, к сожалению, я мало чем могу им помочь. Генеалогия отдельных семей – это обширнейшая тема, очень трудоемкая. А задача восстановить историю всех католических семей Новосибирска и вовсе неподъемна для одного человека. Однако, занимаясь историей повседневности, я нахожу много такого материала, который может очень пригодиться для реконструкции прошлого отдельных семей.
А у Вас есть коллеги, разделяющие Ваше направление исследований?
Конечно же, есть! Практически в каждом областном центре есть энтузиасты, изучающие историю российского католицизма или сибирского католицизма. Мы проводим научные конференции и семинары, как на сибирском, так и на общероссийском уровне. Историей Католической Церкви в России занимается, например, Ольга Андреевна Лиценбергер из Саратова. Два года назад она защитила докторскую диссертацию о католических священниках, высланных на поселение в Сибирь. В Барнауле работает Ирина Никулина, в Томске – Василий Антонович Ханевич, в Иркутске – Болеслав Сергеевич Шостакович. Меня очень радует, что темой российского католицизма в последнее время начинают интересоваться многие студенты.
Читайте подробности на сайте Свободной католической газеты — http://sibcatholic.ru/2009/05/04/tatyan … ya-sibiri/
© sibcatholic.ru
Отредактировано Ольга ПР (15-09-2015 00:05:03)
Поделиться4308-08-2016 11:50:38
Здесь адрес указывается, Обской проспект, 26 (из Календарь знаменательных дат 2010г.)
За церковью был закреплен участок земли между 24–29 кварталами г. Новониколаевска и оброчной статьей «Сад Антонов»
Поделиться4619-11-2016 22:42:20
Добрый вечер уважаемые форумчане. Накануне предстоящей реконструкции ЦУМа решил сопоставить местоположение ЦУМА и Костёла. Читал что фундамент так и не смогли сломать до конца. Углом фундамент Костёла примыкает к фундаменту ЦУМа. И ещё красной точкой отмечен Радоновый источник находящийся в подвале девятиэтажки. По крайней мере в 1993 году сам трогал текущую из крана воду в обыкновенную стандартную ванну. Располагалось это в подвале девятиэтажки, в самом торце подвала. Имеет ли это источник отношение к Костелу поскольку попадает на участок землеотвода под костёл.
Поделиться4720-11-2016 09:49:58
Радоновый источник находящийся в подвале девятиэтажки. По крайней мере в 1993 году сам трогал текущую из крана воду в обыкновенную стандартную ванну.
Радон-газ,находящийся в земле,вода в трубе.Где связь?
Отредактировано Андрей Пилипенко (20-11-2016 09:51:54)
Поделиться4820-11-2016 10:43:32
Имеет ли это источник отношение к Костелу поскольку попадает на участок землеотвода под костёл.
За 100 лет гидрологические условия изменились коренным образом. Сейчас источником может быть прохудившийся водопровод. Кто и когда и каким методом определял содержание радона.
Поделиться4920-11-2016 11:01:44
И ещё красной точкой отмечен Радоновый источник находящийся в подвале девятиэтажки.
Как интересно! Действительно радоновый? действительно источник?
Вообще мне всегда было интересно куда подевались источники, на основе которых образовалось и поддерживалось озеро Круглое. Вдруг один из них.
Поделиться5020-11-2016 14:57:50
По Источнику - Во все времена после постройки девятиэтажки за ЦУМом. В подвале девятиэтажки были складские помещения ЦУМа. В том числе и НАШ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СКЛАД. А в самом торце коридора в последней комнатке по левую руку стояла стандартная чугунная ванна и кран выходил из стенки медный очень древний Я такие краны помню только по комуналке 1963 года. На вопрос - Что это. Мне сказали что это бежит Родон . Вот такие воспоминания. Примерно через год после пожара ЦУМ освободил весь подвал.