НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Село Кривощёково

Сообщений 651 страница 666 из 666

651

http://images.vfl.ru/ii/1620676586/8199dd04/34402524_m.png
Коллекция:Фото-фонд
Наименование:Фотография
Название:Палаццо Г.М. Будагова в селе Кривощёково
Датировка:Конец 1890-х гг.
Материал:Фотобумага
Техника:Фотопечать
Размеры:28х34,5
Музейный номер:НВ-16049/7

+5

652

alippa написал(а):

Палаццо Г.М. Будагова в селе Кривощёково

Как понимаю, это вот тут справа.
http://images.vfl.ru/ii/1620697430/5a17689c/34403550_m.jpg

Отредактировано VECTOR (15-05-2021 09:35:24)

+2

653

Интересно, что пришут с.Кривощёково, а на фото правый берег

0

654

Раздобыл ещё один план по "каналам". Он не из интернета.
Получается, что пока самый старый план Кривощёково.
Вот тут положил оригинал и отбелил его немного, чтобы лучше было видно.
Лучше скачать, а то в браузере нельзя масштабировать нормально:

http://images.vfl.ru/ii/1620990674/a88dad45/34451784_s.jpg   http://images.vfl.ru/ii/1620990672/2301e14b/34451783_s.jpg

Константин (golod) в своих статьях такой не показывал, поэтому подожду, что он скажет.
Датировка неизвестна.
План точно ранее 1859-го, что можно судить по указанной численности населения в таблице этой статьи: http://bsk.nios.ru/content/povituha-i-z … -1920-h-gg
В 1859-м мужчин - 122, женщин - 156, а на моём плане людей меньше.
На плане указана 8-я перепись населения, но когда она была я по-быстрому не нашёл.
По имени младшего чертёжника (Морчинин, вроде) также ничего не нашёл.
Напомню статью Константина с известными планами села, а также там написано, что "По материалам 8-й ревизии (1833-34 годы) в селе проживало 210 человека." : http://io.nios.ru/articles2/1/15/krivos … ura?page=6
Т.е. в статье указана дата 8-й ревизии, поэтому раздобытый план после 1833-34-го года, но до 1859-го, как я понимаю.

Но это - не главное.
На плане видно, что кладбище было расположено совсем не там, где указывается на последующих планах.
Расстояние м/у церковью (а) и кладбищем (ж) около 125 метров, т.е. не так далеко.
Возникает 2 версии:
1) если место церкви было всегда неизменно, то старое кладбище сейчас у подножия южной стороны ж.д.-насыпи
2) более новая церковь была построена (1879-1881-й год) на месте кладбища, что, собственно, и было подтверждено раскопками (правда не объяснено почему так вышло).
Т.е. место самой первой церкви, которая указана на плане, было более южное.
На плане также видно, что волостное правление было вблизи берега, а не с южной стороны села, как на последующих планах.

Отредактировано VECTOR (15-05-2021 09:00:53)

+3

655

VECTOR написал(а):

Напомню статью Константина с известными планами села, а также там написано, что "По материалам 8-й ревизии (1833-34 годы) в селе проживало 210 человека."

Да, верно. Этот план, как и некоторых других деревень я привёз из алтайского архива в 2015. Не помню уже почему не вставил в книгу Кривощёково (хотя данные из него я привожу на стр. 62: «по материалам 8-й ревизии (1833-34 годы) в селе проживало 210 человек: заводских крестьян 100 душ мужского и 108 душ женского пола, из них прибывших (10-12), а также пара кузнецких мещан (1-1)»).
В книге есть такой же план деревни Бугринской [ГААК, ф.50, оп.1, д.277]. Планы были сделаны после восьмой ревизии, т.е. после 1835 года.

VECTOR написал(а):

На плане видно, что кладбище было расположено совсем не там, где указывается на последующих планах.
Расстояние м/у церковью (а) и кладбищем (ж) около 125 метров, т.е. не так далеко.
Возникает 2 версии:
1) если место церкви было всегда неизменно, то старое кладбище сейчас у подножия южной стороны ж.д.-насыпи
2) более новая церковь была построена (1879-1881-й год) на месте кладбища, что, собственно, и было подтверждено раскопками (правда не объяснено почему так вышло).
Т.е. место самой первой церкви, которая указана на плане, было более южное.
На плане также видно, что волостное правление было вблизи берега, а не с южной стороны села, как на последующих планах.

Всё меняется. Между картами ок. 160 лет.
Конечно, церковь немного кочевала, не могли же сначала сломать, потом строить новую. Строительство последней на месте кладбища Колонцов объясняет «забывчивостью». Ок. 150 прошло. Верится с трудом, но и в современных деревнях на кладбищах старых (даже столетних) захоронений нет. На карте Бугров старое кладбище вообще в противоположном углу деревни. И ясно, что кладбище тоже расширялось выше по реке. На Чулымской его крайняя точка, а захоронены там за двести лет далеко ни одна сотня.

Хорошее развитие темы вглубь.

Отредактировано golod (17-05-2021 20:34:51)

+2

656

Константин, благодарю за коммент!
У меня ещё такой же план Малое Кривощёково, он и вас значит есть. Такой же простенький планчик с квадратиками и дорожками, правда человечков чуть более указано, но особо без отличий.
Да, я так и подумал, что вам этот план знаком и вы с него взяли количество душ. Он, наверное, для публикации не очень подходит и не столь понятен,нагляден, вот и не стали включать.
Просто было интересно узнать, что там всё же было священное место и оно было известно. Т.е. не совсем неожиданность, получается, а в публикациях этого момента не встречал, вроде.
Наверное, и правда "забывчивость", что новую церковь на месте кладбища построили. Дети стариков разъезжались, приезжали другие люди, которые тоже долго не задерживались и т.п.
Вот так всё позабылось и позаросло бурьяном...

Отредактировано VECTOR (17-05-2021 21:56:10)

0

657

VECTOR написал(а):

Раздобыл ещё один план по "каналам". Он не из интернета.
Получается, что пока самый старый план Кривощёково.

В интернет он уже где-то был. Посмотрела у себя в папке по Кривощёково, год назад откуда-то скачала.
Но качество и разрешение намного хуже Вашего. Спасибо!
Помнится, начала разбирать, потом бросила. Всё не так )))

+1

658

https://i114.fastpic.ru/thumb/2021/0518/b6/_9d7f7dce5bb3ae4988d277f70c67e7b6.jpeg

+5

659

На месте Кривощёковской церкви был установлен каменный памятник с крестом.
Полистал газету, случайно попалось на глаза...
Слабо кому вырезку в текст перегнать? :)

http://images.vfl.ru/ii/1623301000/9ce84a49/34778480.jpg

Кликается.

http://images.vfl.ru/ii/1623301000/704ede66/34778479_m.jpg

Отредактировано VECTOR (10-06-2021 12:24:31)

+3

660

Это получается Жернаков в марте построился, а закладка моста 2 августа была. Проныра это Жернаков был.

0

661

VECTOR написал(а):

Слабо кому вырезку в текст перегнать? )

не-а

Мих.Можаров. "О возникновении города Ново-Николаевска".

РУССКАЯ РЕЧЬ, Ежедневная беспартийная политическая, экономическая и литературная газета, № 58-й (131-й), Гор. Ново-Николаевск, четверг, 20 марта 1919 года

Мих.Можаров. "О возникновении города Ново-Николаевска".

Сегодня 20-го марта гор. Ново-Николаевску исполняется 25 со дня его основания.
В то время вся площадь, где расположен теперь город, была покрыта густым, сосновым лесом. Никто здесь не селился. Только на том месте, где теперь стоят пароходные пристани были две-три рыбачьих избушки, да около устья речки Каменки стояла водяная мельница крестьянина Шмакова.
Редко кто заглядывал в эти места, только летом хотили сюда бабы за ягодами, или же зимней порой дровосеки.
На берегу р. Оби стояло село Большое Кривощёково, приблизительно в 200 дворов, с деревянной церковью взамен которой теперь стоить каменный памятник с крестом. Село было небогатое. Жители села Кривощекова занимались хлебопашеством. Были в селе и волостное правление, да три лавки: Шапкина, Пастухова, Чередова.
В 1893 г, начались подготовительные работы по проведению Великого Сибирского пути.
Весной 1894 г. работы по постройке которой пошли полным ходом. Первоначально стали возводить огромнейшую насыпь, которая должна  была подойти къ мосту с левого берега немного ниже села Кривощекова. Для защиты этой насыпи от разлива строилась вторая, которая проходила через село. В виду этого жителям Кривощекова было предложено снести постройки. Большая часть их переселилась въ Бугры. Туда же была перенесена церковь и волость, некоторые перешли на гору к ст. Кривощёково, а торговцы бросились на правую сторону р. Оби, где работа по постройке жел. дороги шла полным ходом. Лес вырубался и готовилось место для теперешней станции Ново-Николаевска. Строились временные помещения для служащих по постройке дороги.
К этому времени фирмой Жернакова быль на этой стороне Оби обширный дом  с торговым помещением и квартирой для служащих.
Это был первый дом будущего города.  Он находился на теперешней Мостовой улице, где ныне стоить дом Ельденштейна. Фасадом он выходил на Объ, а кругом его быль сосновый лес и только от дома к берегу была проложена просека.
20 марта 1894 года дом и магазин были освящены и торговля открыта. Въ этотъ день, было положено начало поселку без названия, который разросся в Ново-Николаевск.
Впоследствии этот дом, был перенесён  на угол Кабинетской и Воронцовской ул. против типографии "Закупсбыта". Дом этот стоить и теперь там.
Жутко было жить в те времена. Кругом ни души, только кое-где по берегу р. Каменки начинали строиться бараки, да против магазина Жернакова расположился десяток, другой балаганов торгашей.
Несмотря на сравнительную отдаленность магазина от места работ, торговля шла бойко, Но қак только начинало темнеть жизнь замирала. Приходилось все запирать на крепкие болты, зажигать ограде и дома фонари, а в ограду выпускать свору собак с караульщиками. Из служаших магазина обязательно один дежурил  с заряженным оружием всю ночь.
Шайки грабителей бродили по этим местам и несмотря на всю бдительность, неоднократно обворовывали или магазин, или кладовые.
Убийства въ этой местности были тоже обычным явлением.
Но мало-по-малу оторванность магазина стала не так заметна, т. к. сзади него стали строиться маленькие избушки, а впереди, прибывающий торговый люд, строил балаганы в два ряда. Один (ряд) шёл по берегу р. Каменки фасадом к насыпи, а другой вдоль насыпи.
Работы по постройке шли успешно.
Въ Ильин день 1894 г. была торжественная закладка Обского моста. Строил мост инженер Бердин своим доверенным Г. М. Будаговым.

Мих.Можаров

Отредактировано alippa (10-06-2021 13:33:24)

+4

662

alippa
Ага, норм.
Только вот подправить:
только летом хотили сюда бабы за несдами(?) --- за ЯГОДАМИ
А вот тут, как мне кажется слово ОГРОМНЕЙШУЮ должно было быть, да что-то глюк какой-то в типографии случился )))
стали возводить огромную насыпь, --- ОГРОМНЕЙШУЮ

Mishania написал(а):

Это получается Жернаков в марте построился, а закладка моста 2 августа была. Проныра это Жернаков был.

Отмечается 20 июля (2 августа).
Хотя, вроде 24-го июля, но кто знает...
Так работы были с 1893-го ещё.

Узнать бы кто автор Можаров.

Отредактировано VECTOR (10-06-2021 13:22:51)

0

663

VECTOR написал(а):

Только вот подправить:

ага, спасибо, исправил

0

664

Ми.Можаров, автор заметки видимо - приказчик Жернакова? Ссылка

+1

665

alippa написал(а):

Ми.Можаров, автор заметки видимо - приказчик Жернакова? Ссылка

А, понятно, т.е. так-то известная "вещь" сей текст.
Не важно что там правда или вымысел в тексте, но про памятник, который был на месте церкви, скорее правда.
Собсна, ради инфы про него и запостил. )

0

666

Mishania написал(а):

проныра это Жернаков был.

Как же. Всё наоборот.
Жернаков всё проспал
Да, и первенства в торговле у Жернакова никакого не было. Первым, ещё до прибытия рабочих весной 1893 г., у самой переправы поставил лавку колыванский же купец, но уже житель села Кривощёково Матвей Чередов. Не говоря уже о том, что в левобережном Кривощёково уже давно работало несколько торговых лавок и даже каменный магазин мещанина Ефима Шапкина. В том же 1893-м на правый берег Оби перебрались многие купцы. Вместе со своими мастерскими и торговыми домами: Орловы, Петуховы, Толоконские, Баяндины. Сам Е.А. Жернаков (на фото 2) новый посёлок «проспал», и открыл свой магазин лишь в августе 1893 г. через своего управляющего М.В. Можарова. Причём, сначала на левом берегу, в самом Кривощёково, которое на тот момент было гораздо крупнее и значимее. И только через полгода, прочувствовав экономическую ситуацию, Можаров перевёз магазин на правый берег.
Тем не менее, дата эта вошла в анналы истории города. Как ни странно, именно её, а не «рабочую» 30 апреля, берут за точку отсчёта города в стране победившего пролетариата. В справочнике «Весь Новосибирск» 1924-1925 гг. написано: «С этого момента (20 марта 1894 г. по старому стилю) гор. Новониколаевск ведёт своё летоисчисление…». Так до сих пор и муссируется.

0