ГС завод № 223 НКОП, НКСП, Аккумуляторный завод АО «ТЭМ», Аккумуляторный завод № 3 (бывший ТЭМ) ВСНХ, Аккумуляторный завод № 2 им. лейтенанта Шмидта ВСНХ, НКТП, ГС завод им. Лейтенанта Шмидта НКОП, ГС завод свинцово-кислотных аккумуляторов № 223 НКЭП, МЭП, МПСС, МЭСЭП, МЭТП, п/я 32 МЭТП, Ленинградский аккумуляторный завод МЭТП, А-3512, АОЗТ, ЗАО «Балтэлектро», АООТ, ОАО «Электротяга.
/г. Ленинград ул. Калинина, 52А (1941-42г.).
Из истории:
30.11.1913г. было учреждено АО электрической обработки металлов «ТЭМ» с участием французского капитала. Акционерным обществом был организован аккумуляторный завод «ТЭМ», представлявший собой небольшую мастерскую по сборке свинцовых аккумуляторных батарей для ПЛ из деталей, поставляемых из-за границы. С 1914г. организовано производство по полному технологическому циклу.
С 16.03.1918г. завод был закрыт.
В 1919г. завод национализирован и передан в ведение электротехнической секции СНХ СР (с 02.1920г. – Петроградский СНХ).
В 1921г. аккумуляторный завод № 3 (б. ТЭМ) – в ведении аккумуляторного отдела Секции подсобных производств Электротреста Отдела электропромышленности ВСНХ.
В 1921г. решением Петроградского губпрофсовета заводу присваивается название «Завод им. лейтенанта Шмидта», в 10.1921г. – в ведении Главэлектро ВСНХ.
В 05.1922г. завод включён в состав Петроградского аккумуляторного треста Главэлектро.
В 11.1925-07.1926г. – в ведении Ленинградского аккумуляторного треста Главэлектро, в 09.1926-30г. находился в ведении ГАКТ, ВАКТ ВСНХ, затем – Ленинградской конторы ВЭО.
В 09.1926г., кроме того, контролировался инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125
В 1931г. завод переименован в аккумуляторный завод № 2 им. лейтенанта Шмидта, в 1932г. передан в ведение НКТП.
В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. и пр. № 59 от 14.02.1937г. завод передан из ВАКТ в ведение ГУ аккумуляторной промышленности НКОП, пр. № 76 от 3.03.1937г. утвержден Устав ГС завода им. Лейтенанта Шмидта.
По пр. № 18с от 19.01.1938г. переименован в завод № 223 19ГУ НКОП, пр. № 276 от 20.07.1938г. утвержден Устав завода. В 02.1939г. передан из 19ГУ в ведение НКСП, в 1940г. – НКЭП, в 02.1941-05.1942г. – в системе его Главаккумуляторпрома, в 08.1943-07.1944г. – 4ГУ.
В составе завода (1921г.) мастерские: формировочная, намазочная, литейная, механическая, деревообделочная.
В 1921-24г. велось восстановление и частичная реконструкция завода.
В 03.1921г. выполнял заказы СВП. Начато освоение производства аккумуляторных батарей для тяжелых гусеничных машин, автомобильного и железнодорожного транспорта, затем – для ПЛ.
К 03.1921г. изготовлены первые 4 тыс. пудов аккумуляторов.
В 1927г. изготавливал аккумуляторы для ПЛ I-й серии Балтийского завода. В 1929г. планировалось установить производство щелочных аккумуляторов.
В 1936-37г. проводится техническая реконструкция и перевооружение производства, закупается импортное оборудование, в т.ч. мельницы для изготовления свинцового порошка, что позволило внедрить новую порошковую технологию приготовления активных масс. Реконструированы гл. корпус, цех выщелачивания фанеры. Пр. № 0018 от 31.01/2.02.1937г. заводу предписано создать к 1.01.1938г. мощности по производству: морских батарей типа «Лебедь» – 35 тыс. шт. в год; аккумуляторов: танковых – 30 тыс. шт.; автомобильных – 55 тыс. шт. В соответствии с решением СТО № 173сс от 9.11.1937г. и пр. № 00249г. реконструкцию необходимо было завершить к концу 1938г.; приступить к освоению производства морских батарей по порошковой технологии на базе опытной батареи Н-1, изготовленной в 1936-37г.; во 2-м квартале 1938г. построить новый опытный цех. Пр. № 199сс от 5.06.1938г. вновь требовалось внедрить в производство аккумуляторные батареи по порошковой технологии, к 15.11.1938г. изготовить 6 батарей типа «С»; к 1.01.1939г. было необходимо закончить реконструкцию завода.
С 08.1936г. на заводе работал доктор Скаини с 3 мастерами по аккумуляторам.
По пр. НКЭП/НКСП № 9с/12с от 20.01.1941г. требовалось ввести в строй объекты: цех приготовления пасты и намазки пластин – к 1.03.1941г.; компрессорную станцию – 1.05.1941г.; кислотораспределительный корпус – 1.06.1941г.; цеха формировки пластин, сборочный, рефрижераторную станцию – 1.07.1941г.; насосную станцию – 1.08.1941г.; склады № 1 и 2 – 1.10; преобразовательную подстанцию – 1.11.1941г.
Производство (1941г.): свинцово-кислотные аккумуляторы: ЭТТ-250 для рудничных электровозов, ЭТТ-90 для магистральных; для ПЛ С (единственный в стране), СТБС и 6СТА-144 для танков, СТБ для стационарных установок, 6СТК-135 для торпедных катеров, СТ для автомашин, для автобронемашин 3СТА-112; КС, МС; стартерные пластины для зарядных станций.
В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. оборудование и основная масса специалистов завода в период 17-23 июля были эвакуированы: производство морских, танковых и электровозных аккумуляторов – на площадку завода № 389 НКЭП в Иркутскую обл. (около 30%, 80 ед. оборудования), в Новосибирск в помещения Института аэрофотосъемки и картографии и в Комсомольск-на-Амуре на площадку завода № 364 НКЭП.
По пр. НКЭП № 231сс от 16.08.1941г. часть цехов завода, эвакуированная в Новосибирск, реорганизована в самостоятельный завод № 618. Пр. № 291с от 19.09.1941г. пункт пр. № 231сс об организации завода № 618 был отменен, в связи с тем, что цеха, эвакуированные в Новосибирск, были перенаправлены в Черемхово и влиты в состав завода № 389.
Пр. № 286сс от 11.09.1941г. утвержден выпуск на заводе № 223 танковых аккумуляторов 6СТЭ-144 в сентябре 2200 шт.149
Часть завода осталась в Ленинграде под своим наименованием. По пр. № 291с от 09.1941г. с 11 сентября основная деятельность завода в Ленинграде была прекращена, на заводе оставлено 289 чел. Все годы блокады завод работал как ремонтно-зарядное предприятие, выполняя заказы Ленинградского фронта и Балтийского флота.
В 1944г. по решению Правительства завод включен в число предприятий, подлежащих первоочередному восстановлению. В соответствии с пост. ГКО № 6060сс от 17.06.1944г. по пр. № К-350сс от 21.06.1944г. требовалось восстановить завод и возобновить на нем производство аккумуляторных батарей В-6 для электроторпед, обеспечив в 1944г. выпуск 6 комплектов; с апреля 1945г. довести их выпуск до 35 шт. в месяц. Планировалось восстановить завод в 1945г. и возобновить выпуск аккумуляторов: морских для ПЛ (С, КС, МС), стартерных (ЗСТ-80, -100, -112, -128, 6СТЭ-144, 6СТК-135), электровозных (62ЭМП-250, 42ЭМТ-90, ЭМП-180). В соответствии с пост. ГКО № 7699сс от 6.03.1945г. по пр. № К-121с от 7.03.1945г. с завода свинцовых аккумуляторов фирмы АФА в г. Познань на завод требовалось вывезти 120 ед. оборудования (пост. ГКО № 8097сс от 12.04.1945г. и пр. № К-216сс от 23.04.1945г. 25% оборудования оставлено в Познани).
С 03.1946г. завод – в ведении 4ГУ МЭП, в том же году передан в ведение МПСС, с 1953г. – МЭСЭП, с 1955г. – МЭТП, в 01.1957г. – в его Главаккумуляторпроме.
С 1957г. ГС завод № 223 – в ведении Управления электротехнической промышленности ЛенСНХ. В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. «предприятие п/я 32» передано из ЛенСНХ в ведение Главаккумулятора МЭТП (и на 1971г.). В 1967г. имело отраслевой код – 1103.178 В 05.1971г. – Ленинградский аккумуляторный завод, в 12.1971г. вошел в состав ЛНПО «Источник» (и на 12.1986г.).Имел наименование «п/я А-3512».180
В 1955г. при заводе действовало ОКБ.
Производство (1946-57г.): свинцово-кислотные аккумуляторы. В 1945-48г. завод восстановлен и вышел на довоенный уровень выпуска продукции.
Таким образом становится ясно, что Ленинградский завод № 233 частично был эвакуирован в Новосибирск в помещения Института аэрофотосъемки и картографии
16.08.1941г. часть цехов завода, эвакуированная в Новосибирск, реорганизована в самостоятельный завод № 618.
19.09.1941г. пункт пр. № 231сс об организации завода № 618 был отменен, в связи с тем, что цеха, эвакуированные в Новосибирск, были перенаправлены в Черемхово и влиты в состав завода № 389.
В сухом остатке: остается не достаточно выясненным вопрос, как долго завод 223 функционировал в Новосибирске?
Отредактировано petrogradskiy (26-06-2021 10:22:06)