НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тургенева, 155 - НИИГАиК - НПО Восток

Сообщений 51 страница 57 из 57

51

В ноябре 2015 года я заходил на НПО "Восток", общался с руководителем отдела кадров. Все, связанное с производством, перенесено на НЗПП, на Дачную, 60. На Дуси Ковальчук практически все помещения освобождены, весь персонал работает на Дачной. По слухам территория НПО "Восток" выкуплена (либо зарезервирована под выкуп) крупными девелоперами из столицы. Возможно, что через некоторое время здесь вырастет новых жилой комплекс. Уж не знаю, верить этому или нет...

Отредактировано tdabk (14-02-2016 15:11:30)

0

52

Ощепков написал(а):

В этом здании размещался НИИГАиК (Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии) когда он был ещё факультетом СибСтрина. Это было в 30-е годы. Потом он путешествовал по городу- был на Красном проспекте, 35, на ул. Крылова, 24, пока для него не выстроили новое здание в 1965 году на ул. Плахотного, 10.

Пропущены здания на Д.Ковальчук 366. Это было первое место дислокации института  в качестве самостоятельного учебного заведения (период после Сибстрина).

Ощепков написал(а):

Ветераны института рассказывали, что перед войной для НИИГАиКа построили отдельное здание где-то в районе НИИЖТа, и даже была трамвайная остановка НИИГАиК. У меня есть подозрение на одно старое строение, но это только подозрение. Но потом в это здание вселили оборонное предприятие, а институт переселили на Крылова и Красный проспект.

seg49 написал(а):

Я на этом "оборонном предприятии" проработал 15 лет проработал.   п\я 55 НПО Восток и другие названия
Здание НИИГАиК   во дворе (про   здание на снимке  НЕ уверен, уточняю)

А кто вселился фактически? Видимо здесь разместили часть Ленинградского завода № 223.
Насколько мне известно, НПО Восток ведет свою историю лишь с послевоенного периода, т.е. говорить о нем не приходится (применительно к военному периоду).

Olga написал(а):

Зданий было два.

В июле 1941 г. Новосибирский горсовет оба здания передал военному заводу № 617, без всякой компенсации. В течение нескольких суток помещение НИИГАиК были полностью очищено от принадлежащего институту оборудования, имущества и инвентаря. При передаче здания института заводу были переданы также материалы, оборудование радиоузла на сумму 1 268 руб., запасы угля и другие материальные ценности. Всего – на сумму 21 247 руб.
Коллектив НИИГАиК фактически оказался на улице. И хотя институт осуществил прием студентов в 1941 г., жить и учиться им оказалось негде.

К началу войны у института были построены учебный корпус и общежитие, однако зимой 1941 г. помещения были переданы военному заводу № 617.

Есть воспоминания, записанные двоюродной сестрой со слов моей тети, поступившей в НИИГАИК в 1941 году: в целом они подтверждают это (без указания номера завода, естественно). Но при этом указывается на дальнейшую связь студентов НИИГАиКА с заводом 69 НКВД  из Красногорска.

Andrey написал(а):

Т.е. получается, что 617 завод "Светлана" занял корпуса сельхозинститута (видимо, НПО Союз). А в здании НИИГАиК разместился хим. завод. Я работал на НПО "Восток", на нем действительно были химические производства.

Все время звучит "хим. завод"... А что это за завод и откуда прибыл в Новосибирск? Да и про НПО "Восток" вряд-ли вообще уместно говорить в теме о НИИГАиКе, поскольку завод ведет свою историю с конца 40-х.

Пешков Андрей написал(а):

Да, переведенный из Омска Сибирский астрономо-геодезический институт (оборудование, преподаватели, студенты) осенью 1934 го влился в Сибстрин и в  Сибстрине появился четвертый факультет, инженерно-геодезический, а в его учебном расписании две новые специальности: астрономо-геодезическая и картографо-геодезическая.
На базе этого факультета в 1939 и создан НИИГАиК.
Что касается дома на Тургенева 155 ( один из архитекторов Крячков А.Д.), то это не было помещение именно омичей (их для такого здания и маловато было). Это было общежитие № 1 Сибстрина (потом нумерация менялась), в котором жили все студенты. В военные годы его освободили для рабочих 350-го завода из Ленинграда. За местом, на котором появится ГПНТБ был ещё барак, в котором жили в годы войны студенты Сибстрина.
Ещё по воспоминаниям студентов тех лет есть информация , что по левую и правую сторону от въезда в Сибстрин стояли два глинобитных барака: в одном столовая, в другом общежитие для семейных студентов. Преподаватели жили в профессорском (дом Крячкова) и "косом" корпусах.

Интересная информация. Кстати, Ленинградский завод 350 находился также и на территории сельхозинститута (т.е. работал на одних площадях вместе с Ленинградским заводом № 208).

Отредактировано petrogradskiy (26-06-2021 13:02:53)

0

53

VECTOR написал(а):

Тема про Тургенева, 155.

Да я это знаю. Этот вопрос обсуждался в теме и ранее. Однако решили, что разъединить тему Сибстрин- НИИГАиК- НПО "Восток", увы, невозможно.
Поэтому и написал здесь, тем более что все цитаты, приведенные мною выше, - именно из этой темы.
Так что извиняйте, ежели что...

0

54

Из воспоминаний моей двоюродной сестры о своей матери:

"...Мама закончила школу в 1941 году. Тетя Шура (старшая сестра- прим. мое) сказала маме: "поступай в мединститут буду помогать". Пришли они в мединститут, мама постояла, подумала и отказалась поступать в медицинский.

Она поступила в институт геодезии и картографии и училась там с 1941 года по 1942/3, до тех пор пока их, студентов, имеющих какое отношение к оптике, не определили на работу - на практику- на завод оптический , эвакуированный из Красногорска.

Потом страна дала команду всем студентам-заводчанам идти в школы и учить детей.

Мама стала пионервожатой в школе и переучивалась на учителя: пединститут, исторический факультет- 2 курса; курсы ускоренные 10 месячные, которые давали  возможность работать учителем 6-7-ых  классов".

Отредактировано petrogradskiy (25-06-2021 22:20:19)

0

55

ГС завод № 223 НКОП, НКСП, Аккумуляторный завод АО «ТЭМ», Аккумуляторный завод № 3 (бывший ТЭМ) ВСНХ, Аккумуляторный завод № 2 им. лейтенанта Шмидта ВСНХ, НКТП, ГС завод им. Лейтенанта Шмидта НКОП, ГС завод свинцово-кислотных аккумуляторов № 223 НКЭП, МЭП, МПСС, МЭСЭП, МЭТП, п/я 32 МЭТП, Ленинградский аккумуляторный завод МЭТП, А-3512, АОЗТ, ЗАО «Балтэлектро», АООТ, ОАО «Электротяга.
/г. Ленинград ул. Калинина, 52А (1941-42г.).

Из истории:
30.11.1913г. было учреждено АО электрической обработки металлов «ТЭМ» с участием французского капитала. Акционерным обществом был организован аккумуляторный завод «ТЭМ», представлявший собой небольшую мастерскую по сборке свинцовых аккумуляторных батарей для ПЛ из деталей, поставляемых из-за границы. С 1914г. организовано производство по полному технологическому циклу.

С 16.03.1918г. завод был закрыт.
В 1919г. завод национализирован и передан в ведение электротехнической секции СНХ СР (с 02.1920г. – Петроградский СНХ).

В 1921г. аккумуляторный завод № 3 (б. ТЭМ) – в ведении аккумуляторного отдела Секции подсобных производств Электротреста Отдела электропромышленности ВСНХ.
В 1921г. решением Петроградского губпрофсовета заводу присваивается название «Завод им. лейтенанта Шмидта», в 10.1921г. – в ведении Главэлектро ВСНХ.
В 05.1922г. завод включён в состав Петроградского аккумуляторного треста Главэлектро.
В 11.1925-07.1926г. – в ведении Ленинградского аккумуляторного треста Главэлектро, в 09.1926-30г. находился в ведении ГАКТ, ВАКТ ВСНХ, затем – Ленинградской конторы ВЭО.
В 09.1926г., кроме того, контролировался инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125
В 1931г. завод переименован в аккумуляторный завод № 2 им. лейтенанта Шмидта, в 1932г. передан в ведение НКТП.
В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. и пр. № 59 от 14.02.1937г. завод передан из ВАКТ в ведение ГУ аккумуляторной промышленности НКОП, пр. № 76 от 3.03.1937г. утвержден Устав ГС завода им. Лейтенанта Шмидта.
По пр. № 18с от 19.01.1938г. переименован в завод № 223 19ГУ НКОП, пр. № 276 от 20.07.1938г. утвержден Устав завода. В 02.1939г. передан из 19ГУ в ведение НКСП, в 1940г. – НКЭП, в 02.1941-05.1942г. – в системе его Главаккумуляторпрома, в 08.1943-07.1944г. – 4ГУ.

      В составе завода (1921г.) мастерские: формировочная, намазочная, литейная, механическая, деревообделочная.
В 1921-24г. велось восстановление и частичная реконструкция завода.
В 03.1921г. выполнял заказы СВП. Начато освоение производства аккумуляторных батарей для тяжелых гусеничных машин, автомобильного и железнодорожного транспорта, затем – для ПЛ.
К 03.1921г. изготовлены первые 4 тыс. пудов аккумуляторов.
В 1927г. изготавливал аккумуляторы для ПЛ I-й серии Балтийского завода. В 1929г. планировалось установить производство щелочных аккумуляторов.
В 1936-37г. проводится техническая реконструкция и перевооружение производства, закупается импортное оборудование, в т.ч. мельницы для изготовления свинцового порошка, что позволило внедрить новую порошковую технологию приготовления активных масс. Реконструированы гл. корпус, цех выщелачивания фанеры. Пр. № 0018 от 31.01/2.02.1937г. заводу предписано создать к 1.01.1938г. мощности по производству: морских батарей типа «Лебедь» – 35 тыс. шт. в год; аккумуляторов: танковых – 30 тыс. шт.; автомобильных – 55 тыс. шт. В соответствии с решением СТО № 173сс от 9.11.1937г. и пр. № 00249г. реконструкцию необходимо было завершить к концу 1938г.; приступить к освоению производства морских батарей по порошковой технологии на базе опытной батареи Н-1, изготовленной в 1936-37г.; во 2-м квартале 1938г. построить новый опытный цех. Пр. № 199сс от 5.06.1938г. вновь требовалось внедрить в производство аккумуляторные батареи по порошковой технологии, к 15.11.1938г. изготовить 6 батарей типа «С»; к 1.01.1939г. было необходимо закончить реконструкцию завода.

С 08.1936г. на заводе работал доктор Скаини с 3 мастерами по аккумуляторам.

По пр. НКЭП/НКСП № 9с/12с от 20.01.1941г. требовалось ввести в строй объекты: цех приготовления пасты и намазки пластин – к 1.03.1941г.; компрессорную станцию – 1.05.1941г.; кислотораспределительный корпус – 1.06.1941г.; цеха формировки пластин, сборочный, рефрижераторную станцию – 1.07.1941г.; насосную станцию – 1.08.1941г.; склады № 1 и 2 – 1.10; преобразовательную подстанцию – 1.11.1941г.

Производство (1941г.): свинцово-кислотные аккумуляторы: ЭТТ-250 для рудничных электровозов, ЭТТ-90 для магистральных; для ПЛ С (единственный в стране), СТБС и 6СТА-144 для танков, СТБ для стационарных установок, 6СТК-135 для торпедных катеров, СТ для автомашин, для автобронемашин 3СТА-112; КС, МС; стартерные пластины для зарядных станций.

В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. оборудование и основная масса специалистов завода в период 17-23 июля были эвакуированы: производство морских, танковых и электровозных аккумуляторов – на площадку завода № 389 НКЭП в Иркутскую обл. (около 30%, 80 ед. оборудования), в Новосибирск в помещения Института аэрофотосъемки и картографии и в Комсомольск-на-Амуре на площадку завода № 364 НКЭП.

По пр. НКЭП № 231сс от 16.08.1941г. часть цехов завода, эвакуированная в Новосибирск, реорганизована в самостоятельный завод № 618. Пр. № 291с от 19.09.1941г. пункт пр. № 231сс об организации завода № 618 был отменен, в связи с тем, что цеха, эвакуированные в Новосибирск, были перенаправлены в Черемхово и влиты в состав завода № 389.
Пр. № 286сс от 11.09.1941г. утвержден выпуск на заводе № 223 танковых аккумуляторов 6СТЭ-144 в сентябре 2200 шт.149

Часть завода осталась в Ленинграде под своим наименованием. По пр. № 291с от 09.1941г. с 11 сентября основная деятельность завода в Ленинграде была прекращена, на заводе оставлено 289 чел. Все годы блокады завод работал как ремонтно-зарядное предприятие, выполняя заказы Ленинградского фронта и Балтийского флота.
В 1944г. по решению Правительства завод включен в число предприятий, подлежащих первоочередному восстановлению. В соответствии с пост. ГКО № 6060сс от 17.06.1944г. по пр. № К-350сс от 21.06.1944г. требовалось восстановить завод и возобновить на нем производство аккумуляторных батарей В-6 для электроторпед, обеспечив в 1944г. выпуск 6 комплектов; с апреля 1945г. довести их выпуск до 35 шт. в месяц. Планировалось восстановить завод в 1945г. и возобновить выпуск аккумуляторов: морских для ПЛ (С, КС, МС), стартерных (ЗСТ-80, -100, -112, -128, 6СТЭ-144, 6СТК-135), электровозных (62ЭМП-250, 42ЭМТ-90, ЭМП-180). В соответствии с пост. ГКО № 7699сс от 6.03.1945г. по пр. № К-121с от 7.03.1945г. с завода свинцовых аккумуляторов фирмы АФА в г. Познань на завод требовалось вывезти 120 ед. оборудования (пост. ГКО № 8097сс от 12.04.1945г. и пр. № К-216сс от 23.04.1945г. 25% оборудования оставлено в Познани).

С 03.1946г. завод – в ведении 4ГУ МЭП, в том же году передан в ведение МПСС, с 1953г. – МЭСЭП, с 1955г. – МЭТП, в 01.1957г. – в его Главаккумуляторпроме.
С 1957г. ГС завод № 223 – в ведении Управления электротехнической промышленности ЛенСНХ. В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. «предприятие п/я 32» передано из ЛенСНХ в ведение Главаккумулятора МЭТП (и на 1971г.). В 1967г. имело отраслевой код – 1103.178 В 05.1971г. – Ленинградский аккумуляторный завод, в 12.1971г. вошел в состав ЛНПО «Источник» (и на 12.1986г.).Имел наименование «п/я А-3512».180

В 1955г. при заводе действовало ОКБ.

Производство (1946-57г.): свинцово-кислотные аккумуляторы. В 1945-48г. завод восстановлен и вышел на довоенный уровень выпуска продукции.

Таким образом становится ясно, что Ленинградский завод № 233 частично был эвакуирован в Новосибирск в помещения Института аэрофотосъемки и картографии

16.08.1941г. часть цехов завода, эвакуированная в Новосибирск, реорганизована в самостоятельный завод № 618.

19.09.1941г. пункт пр. № 231сс об организации завода № 618 был отменен, в связи с тем, что цеха, эвакуированные в Новосибирск, были перенаправлены в Черемхово и влиты в состав завода № 389.

В сухом остатке: остается не достаточно выясненным вопрос, как долго завод 223 функционировал в Новосибирске?

Отредактировано petrogradskiy (26-06-2021 10:22:06)

0

56

Завод № 389 НКОП, НКСП, Завод «Дальвостэлемент» НКОП, ГС завод гальванических элементов, батарей и свинцово-кислотных аккумуляторов № 389 НКЭП, МЭП, Черемховский аккумуляторно-элементный завод «Востсибэлемент» МЭТП, Свирский аккумуляторный завод «Востсибэлемент» МЭТП, Г-4863, ОАО «Востсибэлемент»

/г. Черемхово Иркутской обл., Восточно-Сибирского края.

Строительство завода «Дальвостэлемент» начато в 1935г.
В 1937г. строились цехи: агломераторный, сборочный, цинко-паяльный, картонажный, угольный, ремонтно-механический, лаборатория.
Завод вступил в строй в 1938г.

В 1941г. после начала войны на площадку завода эвакуированы часть цехов завода № 223 НКЭП (на декабрь 1941г. прибыли 37 чел., 80 ед. оборудования, все смонтировано) и завода «Электроугли-1» и влиты в состав завода № 389.
Цехам завода № 223 пр. № 267сс от 5.09.1941г. утвержден план производства на сентябрь – спецаккумуляторы на 600 тыс. руб.

Производство: гальванические элементы и батареи, свинцово-кислотные аккумуляторы.
В связи с переброской на завод части производства завода № 223 пр. № 200сс от 6.08.1941г. требовалось организовать аккумуляторное производство с вводом в строй к 15 сентября; установлена программа на 4-й квартал 1941г. по выпуску аккумуляторов: 6СТЭ-144 – 10 тыс. шт., 3СТЭ-112 – 8 тыс. В соответствии с пост. СНК № 1321-657сс от 4.08.1942г. по пр. № МК-308с от 9.08.1942г. требовалось организовать на заводе к 1 ноября производство карбида кальция мощностью 2160 т в год. В соответствии с пост. ГКО № 2333с от 23.09.1942г. по пр. № МК-398сс от 24.09.1942г. заводу требовалось довести к 1.11.1942г. мощность завода по производству батарей: авиационных – 10 тыс., стартерных – 15 тыс., для ПЛ – 15 тыс. шт. в квартал. Для этого за заводом закреплено на 3 месяца 600 раб. от ГУЛАГа, мобилизовано в октябре и ноябре 500 чел. местного населения.

С 03.1946г. завод № 389 – в ведении 4ГУ МЭП.

Из этого не совсем понятно, как долго завод 223 существовал в Новосибирске. Понимаю написанное выше так, что одна часть завода продолжала оставаться в Новосибирске по этим номером, а другая- та, которая какое-то короткое (!?) время временно считалась заводом 618(!?) - убыла в Черемхово, влившись в состав завода 389.

Отредактировано petrogradskiy (26-06-2021 10:22:57)

0

57

Завод № 55 ВСНХ, НКОП, НКБ, МСХМ, ММ, МОП, п/я 28, п/я 1, Павлоградский химический завод (ПХЗ) им. 60-летия Советской Украины МОМ, А-1391, ГП «НПО «ПХЗ»

/Украинская ССР г. Павлоград/
/Украина 51402 (323002) г. Павлоград Днепропетровской обл. ул. Заводская, 44 тел. 26-60-08 wwwric-phz.com.ua/

В соответствии с пост. ГКО № 510 от 18.08.1941г. завод № 55 1ГУ планировалось эвакуировать на заводы: № 312 (Новосибирск), № 114 (г. Копейск), № 56 (г. Нижний Тагил), № 15 (г. Чапаевск). В итоге 10-29.08.1941г. завод эвакуирован: основная часть (снаряжение артснарядов, 270 ед. оборудования, 250 чел.) на завод № 635; часть – (снаряжение ФАБ и мин, 51 ед. оборудования, 452 чел.) на завод № 56.

0