НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Город театральный » Здание коммерческого собрания - Театр "Красный факел" (ул. Ленина, 19)


Здание коммерческого собрания - Театр "Красный факел" (ул. Ленина, 19)

Сообщений 251 страница 290 из 290

251

Советская Сибирь, № 257,14.11.1922, вторник

Литературно-музыкальный вечер

В субботу 11-го ноября 1922 г., местком редакции газеты „Советская Сибирь" совместно с месткомом „Сиброста" и Сибконтрагентства, устраивал очередной литературно-музыкальный вечер, прошедший с большим успехом и собравший значительное число гостей.

В литературной части вечера приняли участие:

- И. Ерошин,
- М. Буш,
- К. Урманов,
- Л. Сейфуллина,
- М. Басов,
- Итин,
- В. Правдухин.

- Поэт И. Ерошин прочел свои новые стихотворения.
- К. Урманов—отрывок из повести „Бурелом",
- Л. Сейфуллина— отрывок из повести "Правонарушители",
- М. Буш — юмористическую сценку и т. д.,
- В. Правдухин —продекламировал произведение В. Маяковского „13-тый апостол",
- В. Итин—стихотворение и
- М. Басов—прочёл отрывок из одного своего нового рассказа.

В музыкальном отделении с большим успехом выступали артисты, лучшие силы труппы Рабочего Дворца:

- Мелехов,
- Лебедева,
- Коршунов,
- Вишневская и
- Родинова.

Акомпанировал т. Бересневич.

Закончился вечер товарищеским чаепитием.

Объединенные месткомы приносят свою благодарность выступавшим в концерте артистам и литераторам.

Близкий.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/ee602c9ecf485470373029bd99a1045ec9998f85_800px.png

0

252

Советская Сибирь, № 257,14.11.1922, вторник

Концерт для рабочих

9 ноября 1922 г. в Рабочем Дворце состоялся первый в ряду предположенных бесплатных концертов вечер русской песни, выдержанный в строго определённом стиле.

Вечер был устроен ГСПС специально для рабочих, которые пришли в театр прямо с заводов со своими знамёнами.

Зал дворца был переполнен.

В концертных отделениях выступали лучшие музыкальные силы.

Концерт произвёл на рабочих хорошее впечатление, в зале всё время абсолютная тишина, артистов слушали с большим внимание.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/6119baefb7c59cd7821c6381e1d11a6268c10632_800px.png

0

253

Советская Сибирь, № 258,15.11.1922, среда

Художественная студия губполитпросвета.

В октябре в художественной студии обучалось 48 учеников, из них 27 платных.

Работами руководят преподаватели Иванов и Сафонов.

В настоящее время студия переехала в Рабочий Дворец.

Занятия идут по 4-ым группам —

- I,
- II,
- III и
- детской.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/10fc65330732f35f55e0710b0ff0a8d9ae2f27d5_800px.png

0

254

Вечерний Новосибирск, 25.08.1965:

https://i.ibb.co/bPFD3bt/1965.jpg

Отредактировано ss16011973 (18-11-2022 00:20:23)

+3

255

Советская Сибирь, № 261, 18.11.1922, суббота

Театр и искусство

„Русалка", опера в 6 картинах муз. А. С Даргомыжского на текст А.С. Пушкина.

В среду 15-го ноября в Рабочем дворце сибирский государственный театр музыкальной драмы дал первую свою постановку „Русалку".

Для Новониколаевска это звучит гордо и не привычно радостно.

До сих пор ему проходилось довольствоваться отдельными сценами из опер "под рояль", без хора.

Не удивительно, что театр был переполнен.

И стены преображенского до неузнаваемости здания, украшенные росписям под Билибина и древне-русским орнаментом, наверное с жутким удивлением смотрели на пестрые людские потоки.

Название «музыкальной драмы» вместо "оперы" обязывает ко многому.

Невольно вспоминается Петербургская музыкальная драма, возникшая в 1913 г., которая залила условную оперную сцену зноем южного солнца („Аида"), показала мерцанье лунного света в переливах далёкого моря («Сказка Гофмана»), осенней предутренней мглой окутала сцену дуэли в „Евгений Онегине", которая оживила мертвую оперную толпу и изжила ложные приемы игры оперных артистов.

Но подходить с высокими требованиями к Новониколаевской опере было бы элементарно несправедливо.

На маленькой сцене, где с трудом движется хор, трудно дать захватывающее музыкально-зрительные ансамбли.

И всё же постановка дала, не считая небольших недочетов, возможный в наличных технических условиях максимум эстетических переживаний.

Исполнение для провинциальной сцены приличное.

Не вдаваясь в подробную оценку игры каждого исполнителя отметим только незаурядное дарование безусловно большой артистки А. Н. Балановской (Наташа).

У нее ясная дикция, великолепны верхний а нижний регистр, каждая ее музыкальная  фраза насыщена живой эмоциональной силой она умеет вызывать у слушателей музыкальный захват, когда в звуковых волнах растворяется внешний мир и весь зал слагается в единую музыкальную напряженность.

Остальные исполнители были:

- И. И. Березняговский (мельник)
- С. Д. Лебедев (князь),
- А. В. Пешехонова (княгиня)
- Е. В. Радомская (Ольга),
- Н. М. Андреев (сват), и
- Н. Г. Толстихин (ловчий).

Сильной стороной оперы является хор—особенно женский, он далеко выдается дисциплинированностью и уверенностью из обычного провинциального уровня.

К сожалению, нельзя этого сказать про оркестр, ему не хватает мощности, мало скрипок и ударных инструментов, что может неприятно сказаться при постановке таких опер как например, «Кармен».

Полотна декораций однообразны.

Но эта однообразность, как и схематично упрощенная расстановка полотен (например, изба изображается двухстенным углом,) может быть принята за своеобразную стилизацию, вполне допустимую в опере.

Недостаточное внимание обращено на световые эффекты.

Игра светотени переливы цветных гамм, придающие скульптурную четкость движущимся фигурам должны быть не случайным придатком в опере а войти неразрывным элементом в самую ее сущность,

В заключение два слова о репертуаре.

В то время, как русская музыка завоевала и завоёвывает Запад, мы недостаточно внимательны к ней у себя дома.

Желательно сократить итальянщину за счет введения Римского Корсакова Мусоргского и др.

Например. „Золотой петушок" Римского Корсакова совершенно неизвестный широкой публике был бы не только любопытной, но и понятной для широких масс новинкой.

В общем, открытие оперы прошло удачно и с подъёмом, следует надеяться что этот успех будет сопровождать и последующие постановки.

П. К.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/6d88f402512c73ea15f6fd6ed7febf1d32e95cdf_800px.png

0

256

Советская Сибирь, № 262,19.11.1922, воскресенье

Новониколаевский Рабочий Дворец.

Сибирский Государственный Театр музыкальной драмы

В 4-й раз. В воскресенье, 19 ноября 1922

РУСАЛКА

Опера в 6 карт.,

муз. А. С. Даргомыжского,

на текст А.С.Пушкина.

Постановка Я.А.Гречнева

Дирижёр Ю. М. Юровецкий.

Начало ровно  в 8 час.

Касса открыта ежедневно с11 ч. утра до 1 ч. дня и с 5 до 9 ч. вечера.

Управляющий Рабочего Дворца Н.М. Милесит.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/4cf4414c7d4a0a9105e6c16411a63ddb53cc882e_800px.png

Отредактировано alippa (19-11-2022 16:30:23)

0

257

Советская Сибирь, № 262,19.11.1922, воскресенье

Сдаётся вешалка

в театре Рабочего Дворца

Об условиях можно справиться в Рабочем Дворце.

с 10 часов утре до 2 часов дня у администратора Махевина

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/a8c59aea4d96dbd4faf00c0339e8d928056d6e06_800px.png

0

258

Советская Сибирь, № 268, 26.11.1922, воскресенье

Вечер в Рабочем Дворце

20 ноября 1922 г. в "Рабочем дворце" состоялся литературный вечер в котором приняли участие

- В. Правдухин,
- Л. Сейфуллина,
- Ив. Ерошин,
- В. Итин, 
- К. Урманов,
- К. Соколов,
- Василевская,
- Павлов
- и  др..

Первым выступил тов. Правдухин с докладом о современной литературе в котором бегло, но ярко обрисовал творчество многих наших современников, как:

- А. Белого,
- Маяковского,
- Замятина Н.,
- Никитина,
- Асеева,
- Иванова,
- А. Ахматовой,
- Есенина,
- Зазубрина,
- Сейфуллиной,
- Итина,
- покойного Блока
- и др.

После доклада были прочитаны некоторые произведения поэтов:

- Блока,
- Клюева,
- Есенина,
- Маяковского,
- Асеева
- и др.

Местные поэты и беллетристы прочли свои произведения:

- Конст. Соколов "Русь Перевалочная",
- Кондр. Урманов стихи из цикла „Степь"
- Иван Ерошин—стихотворение „Зажмурил день свой расскаленный глаз“,
- Вивиан Итин отрывок из поэмы „Солнце Сердца",
- Л. Сейфуллина прочла главу из новой повести „Перегной".

На этом литературный вечер и закончился.

К сожалению публики было не много, но это объясняется слабой осведомленностью населения.

Такие вечера предположено в будущем устраивать чаще.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/4ee6f18cb361a2244c62b042fdb92fa3fa738ad1_800px.png

0

259

Советская Сибирь, № 270, 29.11.1922, среда

Новониколаевский Рабочий Дворец

Первый общественный.

В четверг, 30 ноября 1922 г.

КОНЦЕРТ

Сибгостеатра

музыкальной драмы

при участии хора под управлением И.М.СУСЛОВА

и солистов театра.

В программе русская народная и художественная песня.

Начало ровно в 8 час. вечера.

Касса открыта ежедневно

с 11 ч. утра до 1 ч. дня и

с 5 до 9 ч. вечера.

Управляющий Рабочего Дворца Н. М. Милвонт.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/d33e67965efeae95ef611685b88f1e5737b7b658_800px.png

0

260

Советская Сибирь, № 271, 30.11.1922, четверг

ТЕАТР И МУЗЫКА

„Паяцы"

(Опера в 2 картинах с прологом,муз. Леонковалло),

Опера нанесена ровно тридцать лет тому назад (1892 г.) второстепенным итальянским композитором и сама по себе не блещет особенными музыкальными достоинствами. Изысканный меломан может не удовлетвориться её примитивными музыкальными построениями, хотя на её партитуре заметно влияние Р. Вагнеря (тесная слитность текста и музыки, формально проявляющаяся в лейт мотивах, ариозо и речитативах).

И несмотря на это „Паяцы" не забываются и не сходят со сцены.

„Хованщина" Мусоргского, в которой сочетается раскольничья Русь и эпоха Петра, может остаться непонятой на Западе, „Паяцы"—понятны каждому, умеющему слушать оперу... Основная мысль их ослепительно ясна и общий эмоциональный тон оперы воспринимается легко. А тоны неосознанной революционности скрыты в протесте паяца против дурацкого костюма, против колпака, толпы, в угоду которой он должен кривляться. Изображение прорвавшегося  сквозь маску балаганщины живого чувства захватывает зрителя и огонь гнева преображает оперу до простоты общечеловеческих символов. В системе музыкального образования человека „Паяцы" должны быть первой книжкой после музыкального букваря.

В Рабочем Дворце "Паяцы" были поставлены первый раз 25 ноября, второй — 28-го в оба раза прошли с успехом, как материальным так и эстетическим. зрители не только заполнили зал, но и унесли с собой чувство удовлетворения.

Центральной, наиболее яркой фигурой среди исполнителей оказался Д. С. Мелехов (Тонио). Начиная с „Пролога", он привлек к себе симпатии слушателей и удержал их до конца. Твердая чеканка музыкальной фразы, свободный без напряженности звук, сдержанный пыл исполнения и инстинктивное чувство меры — всё это изобличает артиста-творца, обещающего в будущем дать много... Чувство артистического достоинства сопровождает его исполнение в каждый момент.

Можно было бы указать, что артистом не ясно очерчена придурковатость „себе
на уме" Тонио, но это дело художественной интерпретации артиста и не может испортить хорошей игры.

С. Д. Лебедев—дал яркий тип Канио, в начале сильного,энергчного потом стихийно-гневного. Хорошо проведены им арии I акта „Этих шуток играть со мной, поверьте, не годится" и "Смейся, паяц". Особенно одухотворенно звенел его голос во II акте во время объяснения с Коломбиной «Нет. Я не паяц». Вкладывая много чувства в игру, он иногда увлекается, может быть, больше, чем следует...

Т. А. Бабаева (Недда-Коломбина) должна была дать образ живой несколько ветренной итальянки, наполненной радостью солнца, за спиной которой незримые крылья свободной птицы. Но в I-м акте она этого не достигла. Во II-м она несколько приблизилась к этому типу, когда шаловливо-грациозно накрывала стол для Арлекина, но недостаточная сила в голосе и какой-то странный меняющийся при переходах тембр голоса не позволили ей осуществить полностью должное. Остальные исполнители были: К. А. Коршунов—Беппо (арлекин), Н.Я.

Мерцалов—Сильвио, возлюбленный Недды, Н. Г. Толстихин—крестьянин 1-й, Сосновский— крестьянин 2-й.

Об исполнении некоторых из них нельзя было составить себе мнения так как оркестр немилосердно заглушал их.

Хор опять оказался на должной высоте, т. е. дисциплинированно и уверенно звучал. Живо изображён был южный темперамент итальянской толпы с её экспансивностью и подвижностью.

Декорации исполнены хорошо. Правильно схвачен итальянский пейзаж в I акте, голубые боковые полотна наполняют сцену свежестью южного неба и гармонирует с солнечными тонами пейзажа. Любовно скомпонована постановка второго акта. Цветные фонарики придают сцене праздничный уют деревенского балаганчика. По-прежнему видна опытная рука талантливого режиссера Гречнева.

После просмотренных двух постановок „Паяцев", познакомивших нас с Мелеховым, ещё более крепнет уверенность что новониколаевцев ожидает  интересная в музыкальном отношении зима.

Пред оперой был дан балет «Шопениана». О нем в другой раз.

П. К.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/5319ffd45cccfb4cc061fd735e86c5178ace9dc2_800px.png

0

261

Советская Сибирь, № 272, 01.12.1922, пятница

О муравьиной работе.

(Ответ Т. П. Муравью).

Коммунисты бывают разные.

Муравьи тоже коммунисты.

Муравьиные лозунги известны:

— Строй из мусора!

— Хоть дрянь, да наше!

Если показать муравью мраморную статую, он начнет ползать по ней, испытывая искреннее раздражение от сознания ее полной бесполезности.

И разве только забравшись в наиболее интимное отверстие одобрит:

— Ага, вот здесь удобно!

Корреспондент "Трудового Пути", Муравей Павел, прочел две программы совпавших литературных вечеров.

Одна—муравьиная:

- "Под сенью совместительства",
- "Разговор на барахолке",
- "День занятого человека",
- "Соловей",
- "Барашек в бумажке" и
- "сольные номера лучших артистов города Новониколаевска".

Другая без всяких барашков и соловьев, просто:

= доклад о современной литературе,
= чтение произведений новых поэтов...

Муравей Павел возликовал.

— Уж и тисну я рецензию!

— Я им пропишу литературу!

И отправился в Рабочий Дворец.

Стал описывать:

"Сидят чинно, торжественно. Гладкие. Степенные. Прилизанные. Лысые... На стенах намалеваны Иваны царевичи и двухглавые орлы"... ("Трудовой Путь",орган Новониколаевского губкома Р. К. П., губисполкома, губпрофсовета и губкома Р.К.С.М. от 24 ноября 1922 года, № 40)

— Гладкие. Степенные. Лысые. Прилизанные. Лысые... Кто они?

— Конечно, купчины толстопузые.

И как странно (об этом корреспондент "Трудового Пути" умалчивает), что председательствовал на этом собрании "нечестивых заведывающий агитотделом Сиббюро Ц.К.Р.К.П.

А приглядевшись к "лысым и прилизанным" можно было узнать —

- членов Сибревкома,
- членов редакционных коллегий партийных изданий,
- советских служащих...

"Трудовому Пути" необходимо обратить самое серьезное внимание на своего Муравья Павла.

- У него опасные галлюцинации.
- Ему нужен отпуск и
- специальное лечение.

Впрочем, когда корреспондент сбежал на свой муравьиный вечер, глаз его сразу стал зорким и точным.

— ....тесно, душно: зато это свое родное, рабочее, близкое и дорогое.

— Ничего, что многое выходит нескладно, комом: среди массы ненужного и бестолкового есть маленькие искорки—ценного, нужного, пролетарского".

Какие это искорки — корреспондент умалчивает.

Что нибудь на счет „барашка в бумажке"...

У нас. в индустриальных центрах уже появились подлинные пролетарские писатели, поэты.

- Казин,
- Гастев,

обещают вырасти в огромные фигуры художников, воплошающих идеологию Нового Мира. Их произведения читались на вечере, в Рабочем Дворце

У нас есть писатели не пролетарии по происхождению, но принявшие и воспевшие революцию.

Их произведения читались в Рабочем Дворце.

Но рабочих в Рабочем Дворце не бывает.

Для рабочих у нас устраиваются особые представления, показывается искусство второго сорта.

Иногда, как это случалось в Закаменском райкоме, подобные представления превращались в очень вредный для эстетического развития масс балаган.

Такие недочеты сами по себе были бы понятны и простительны в нашей малокультурной среде.

Несколько блинов комом—и тот же райком научился бы преподносить своей аудитории подлинное революционное искусство.

Но когда читаешь на страницах печатного органа губкома реакционнейший вздор, когда этот орган начинает вести злобную мещанскую травлю (с явным извращением фактов) ценнейших попыток борьбы с враждебной нам идеологией, тогда приходится, поневоле констатировать наличие довольно серьезной болезни.

Но где не нужны коммунистическая выдержка, как в вопросах науки, искусства, миросозерцания, этих высочайших идеологических „надстроек".

В этой области мало подготовленному коммунисту легче всего сыграть на руку своим идейным врагам.

Поэтому необходимо:

1) В обсуждении этих вопросов на страницах партийной печати принять участие нашим марксистским, наиболее квалифицированным силам.

2) Редакциям наших органов при обсуждении данных вопросов держаться более принципиальной и практически-конкретной почвы, избегая мелочных и придирчиво-мещанских выпадов против нашего же общего дела.

В. Итин.

Р.S. Тов. Муравей и в следующем своем фельетончике мелочно-ядовито, мелкими щупальцами старается зацепить наше государственное издательство за выпущенные им детские книги.

Что издал сибгосиздат в этой области?

- Три народных сказки Каррика,
- "Снегурочку",
- "Крокодила“ К.Чуковского и
- сборники стихов и статей
- "Кот-Мурлыка"
- "Мишка"
- и еще две три книги, уже распроданные.

Всё это бесспорная классика для младшего возраста и той литературы, о которой мечтает т. Муравей, еще нет в России.

Это надо бы узнать тому, кто берётся писать о детской литературе—самом больном вопросе издательского дела; узнать, хотя бы взглянув между писанием фельетончиков в каталоги всех современных издательств.

А что плохого в „Хехексе и Плансе“ Л. Сейфуллиной?—укажите конкретно.

Сказка живая, яркая и если есть в ней короли, так ведь надо же понимать, что они выведены сатирически, как материал для смеха.

Сказка имеет определенную педагогическую цель—в живых образах подвести детей к понятию о человеческих темпераментах, о заклеймить нытье и легкомыслие—королей и их прислужников вымести трудовой дубинкой!

Это плохо?

Для школьного возраста издана детская пьеса "Новый учитель" (Трудовая артель) В. Правдухина.

Укажите, разберете ее по существу, но не будьте слепы к тому, что и здесь дана попытка изображения новой, трудовой школы.

Эта пьеса вызвала ряд самых положительных отзывов. Челябинский ревком (1920 году) премировал ее.

Теонаркомпросса детской литературы дало о ней самый лестный отзыв.

Сибнаробраз приобрел ее для издания в неделю помощи школе.

Может быть и неудачны эти произведения, так разберите их по существу, т. Муравей, поучите, но не занимайте демагогической травлей того, что вы, или совершенно не понимаете, или не изучили достаточно полно.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/df18d1967c8aeafda1112021b77eda566faca178_800px.png

Отредактировано alippa (01-12-2022 11:21:31)

+1

262

Советская Сибирь, № 273, 02.12.1922, суббота

Хроника

Лекция в Рабочем Дворце.

В воскресенье 3-го декабря в 1—час дня И. С. Воробьевым будет прочтена в Рабочем Дворце первая лекция на тему

"Сущность и пути пролетарской культуры".

Билеты разосланы по профсоюзам, частям Краснойармии, РКСМ и др. организациям.

После лекции будет устроена дискуссия.

По окончании концертное отделение.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/c1384233a6ad9507477f225a5f7c2b25f51ed20c_800px.png

0

263

Советская Сибирь, № 273, 02.12.1922, суббота

Новониколаевский Рабочий Дворец.

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы

в 9-й раз В субботу, 2-го декабря 1922 г.

С участием А. Н. Баланевской.

РУСАЛКА

опера в 6-ти картинах, муз. А. С. Даргомыжского на текст, А. С. Пушкина.

Начало ровно в 8 час. вечера.

Касса открыта

ежедневно

с 11 ч. утра до 1 ч. дня и
с 5 до 9 ч вечера.

Управляющий Рабочего Дворца Н. М. Милеант.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/5347c9fe28f5e12b4fb357c279973d3023f4108e_800px.png

0

264

Советская Сибирь, № 274, 03.12.1922, воскресенье

Новониколаевский Рабочий Дворец.

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы

в 4-й раз.

В воскресенье. 3-го декабря 1922

ШОПЕНИАНА

Балет на музыку из произведений Ф. Шопена.

Постановка Н. М. Сокольского.

С участием С. Д. Лебедева и А. С. Мелехова,

Музыкальная драма в 2-х д. с прологом,

текст и музыка Р. Леонковалло

Начало ровно в 8 час. вечера.

Касса открыта ежедневно

с 11 ч. утра до 1 ч. дня и
с 5 до 9 ч. вечера.

Управляющий Рабочего Дворца Н. М. Милеант.

АНОНС:

Два общедоступных вечера по уменьшен. ценам от 150 р. до 1050 р.

В среду, 6 декабря— Паяцы.

В четверг— Концерт.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/45ae6e50ca07ff4bcc5621913e9df8f69b165df4_800px.png

0

265

Советская Сибирь, № 275, 05.12.1922, вторник

Новониколаевский Рабочий Дворец.

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы

в 5-й раз.

Во вторник. 5-го декабря 1922 г.,

Общедоступный спектакль

по уменьшенным ценам от 150 руб. до 1050 руб.

ШОПЕНИАНА

Балет на музыку из произведений А Ф.Шопена

Постановка Н.М. Соколовского.

С участием С.Д.Лебедева в А.С.Малахова,

Музыкальная драма в 2-х д. с прологом, текст музыка Р. Леонковалло.

Начало ровно в 8 час. вечера.

Касса открыта ежедневно

с 11 ч. утра до 1 ч. дня и
с 5 до 9 ч вечера.

Управляющий Рабочего Дворца Н. М. Милеант.

Анонс.

Два общедоступных вечера по уменьшен. ценам от 150 р. до 1050 р.

В среду, 6 декабря— Паяцы.

В четверг 7 декабря — Концерт.

Продажа билетов

в Городской кассе Красный проспект,
книжный магазин "Рабочий" (Бывший дом Захарова)

с 11 до 1 ч. дня и

с 5 вечера в кассе

Рабочего Дворца.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/c6bdee9d4ad443f59e9f8aba9a95bf1fbf65b3e6_800px.png

0

266

Советская Сибирь, № 276, 06.12.1922, среда

Праздник пищевиков.

4-го декабря 1922 г., в Рабочем дворце, переполненном снизу доверху, союз пищевиков праздновал 5-тилетие своего существования.

Торжественное заседание открыл председатель губотдела союза т. Попов.

Собравшихся пролетариев пищевой промышленности Новониколаевска приветствовали:

- зам. пред. Сибревкома т. Брыков.
- представитель ЦК союза т. Банквицер,
- предсиббюро В.Ц.С.П.С. т. Фигатнер,
- предгубпровсовета т. Пронский
- и др.

Ораторы отметили роль и значение союза пищевиков в революционном движении пролетариата и его заслуги в профессиональном движении.

Тов. Попов сделал интересный доклад о работе союза пищевиков за пять лет.

Собрание тепло встретило доклад своего популярного представителя рабочего т. Попова, возглавляющего союз в Новониколаевской губернии.

По окончании торжественного заседания, был дан концерт.

скан

0

267

Советская Сибирь, № 276, 06.12.1922, среда

Письмо в редакцию

Т. редактор!

Прошу Вас на страницах Вашей газеты опубликовать следующее мое заявление: некто, скрывшийся под псевдонимом „Фока-сбоку" в № 48 газеты «Трудовой Путь» в статейке "О надклассовой работе", отвечая Т. Итину, пишет, что я, В. Правдухин, читая свой доклад о после октябрьской литературе (23 ноября в Рабочем Дворце), угощал публику "старой престарой народнической мочалкой", "старой народнически-реакционной чепухой".

Этот выпад, достаточно резкий и ясный по своей категоричности, задевает не только мои литературные взгляды, но целит несомненно дальше: стремится наложить черную тень на мое право публичных выступлений и какого бы то ни было участия в советской, марксисткой печати.

К сожалению, выпад, как и вся статейка, совершенно не оперирует конкретным материалом, поэтому я лишен какой бы то ни было возможности ответить по существу на данное голословное обвинение в печати.

Но так как я состою членом редакционной коллегии журнала "Сибирские огни”, помещаю в нем руководящие статьи по литературе; кроме того, приглашен сотрудничать в ряде столичных органов и между прочим, в литературном отделе Московской газеты "Правда", органе Ц.К.Р.К.П., где уже напечатана моя статья „О молодой Сибирской литературе"—и желаю дальше продолжать эту деятельность, то становится ясным, что данный, порочащий меня выпад, без ответа оставить я не могу.

Но как я могу ответить на него?

Продолжением мещански бульварной грызни и травли, которую определенно поднимает "Трудовой путь" и против Рабочего Дворца и против группы писателей журнала "Сибирские огни" и в частности против меня?

Это меня не влечет, ибо это занятие бесполезное и непроизводительное.

Вследствие этого, чтобы ясными стали для интересующихся этой областью мои взгляды и чтобы дать возможность т.т. из редакции, взявшим ответственность за выпад и особенно самому автору статьи, окончательно разоблачить меня, я предлагаю следующее:

Или:

выступить "Фоке сбоку" или кому-либо разделяющему его взгляды с публичным Докладом, разоблачающим мою „реакционную чепуху".

Я беру на себя ответственность выступить оппонентом —содокладчиком.

Или же:

я выступлю с докладом по литературе.

Предлагаю и темы:

а) Гоголь как художник и его значение для современной эпохи.

Почему прежде всего эта тема?

В ней я надеюсь кратко, но ясно изложить свой общий метод подхода к литературе и анализом Гоголевских произведений показать его практическое применение.

Имея под рукой данный многим известный, материал нападающим на меня легко будет меня разоблачить.

Гарантирую, что "ереси" мои о Гоголе будут достаточно оригинальны и самостоятельны, потому что творчество Гоголя с этой точки зрения, насколько мне известно, еще не освещено. Тема достаточно яркая и ясная, кроме того, не лишне будет пересмотреть при участии более или менее широких масс одного из русских классиков.

С это темой могу выступить недели через две полторы.

Если эта тема не удовлетворит моих будущих оппонентов, предлагаю ряд других:

б) Маяковский, как поэт, (две недели подготовки),

в) Блок и революция (три недели),

г) Толстой, как художник и его значение для современности, (две недели)

д) О художественно-литературном отделе журнала "Сибирские огни", (две недели)

Я выбираю наиболее конкретные темы, чтобы не расплываться в „эмпиреях" голых слов и общих рассуждений, редко приводящих к ясным положениям.

Думаю, что одна из этих тем окажется приемлемой и для моих оппонентов, поэтому буду ждать ответа пять —шесть дней.

Ответ прошу передать в редакцию газеты "Советская Сибирь" с перечислением лиц, желающих принять участие в диспуте.

За три-четыре дня обязуюсь опубликовать тезисы к докладу.

Но позвольте заявить, что если ни одно из моих предложений "разоблачителями" не будет принято, то я в праве буду счесть себя неопороченными; выставленные обвинения несерьёзными и безответственным; а лиц. скрывшихся под псевдонимами, граждански-трусливыми и лишь из-подтишка. мещански „гикающими" на тех лиц, которые искренне—в силу имеющихся у них способностей—занимаются вопросами, требующими широкого, принципиального и неотложного обсуждения.

С товарищеским приветом

Валериан Правдухин.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/aee03b507618bb74b9a6641d799023dfd445ee8c_800px.png

0

268

Советская Сибирь, № 276,06.12.1922, среда

Театр и музыка.

Еще о "Паяцах".

В пятницу, 1-го декабря 1922 г., в третий раз в музыкальной драме шли "Паяцы" при несколько измененном составе исполнителей впервые дебютировала в роли Недды И. Н. Заречная и в роли Сильвио А. Е. Замятин

Рецензия о "Паяцах" уже была дана в "Сов. Сибири".

Здесь мы остановимся только на новых исполнителях.

А. Н. Заречная—миниатюрная и подвижная—улучшила роль Недды. которую пыталась провалить Бабаева.

Правда, артистка смущалась и не твёрдо вела свою партию но в будущем следует думать, что эти шероховатости исчезнут и она выучит лучше партию.

Голос более низкого тембра чем у Бабаевой, лишён неправильной резкости при переходах и звучит несколько лучше и мягче.

Первый акт—ария с птичками и дуэт с Сильвио она провела лучше, чем второй, где её подвижной фигуре было тесно на сцене балаганчика.

А.Е. Замятин мжет быть приемлемым  в не большом концерте, но на сцене, он не умеет держаться.

Малоподвижность, застывшие однообразные позы, неудачно надетая шляпа, длинные волосы—всё это напоминало не пылкого любовника-итальянца, а скорей русскую особу духовного звания.

Допущены были некоторые оплошности:

- в первом акте Сильвио стремительно убежал, когда Канио за ним ещё не гнался,
- во втором—когда Паяц убивает Коломбину, Сильвио в напряжённой позе у авансцены балаганчика терпеливо ждал момента, чтоб броситься самому под нож.

У артиста есть голосовые данные, которые надеемся более полно обнаружатся в дальнейшем.

Следует надеяться, что режиссёр Гречнев с его любовью к тону и стилю Петербургской музыкальной драмы сумеет удалить все недочёты, обращающие оперу в "Вампуку".

В общим же, замена исполнителей улучшила постановку.

П. К.

скан

0

269

Советская Сибирь, № 278, 08.12.1922, пятница

Новониколаевский Рабочий Дворец

ОЧАГ КУЛЬТУРЫ.

В день пятилетней годовщины Октябрьской революции в Ново-Николаевске был в торжественной обстановке открыт Рабочий Дворец.
Таким образом, давно назревшая мысль о создании такого Дворца воплотилась, наконец, в дело. Громадных коллективных усилий и больших денежных средств стоило превратить здание бывшее коммерческого клуба, из места, в котором в былые времена веселились и по своему наслаждались жизнью за танцами, буфетом, картежным столом и биллиардом—местное купечество, белая военщина и прихлебатели туго набитой буржуазной мошны, в очаг пролетарской культуры, в дом просвещения. в источник знаний и искусств для рабочих.

Изрядно потрепанное за последние годы, служившее всяким целям, к каким оно и не было вовсе приспособлено, небрежно хранимое и портившееся, здание бывшего коммерческого клуба, а теперь Рабочего Дворца—нашло, наконец, своего настоящего хозяина—рабоче-крестьянское государство.

Дворец открыт!

Это факт огромной важности.

В Сибирской столице зажигается новый светильник пролетарской мысли, культуры, знаний и пропаганды идей марксизма.

И этот новый светильник будет гореть ярко, когда будет давать ответы на культурные запросы рабочих, когда в нем пышно расцветут культурно-просветительные организации.

ПОМОЩЬ РАБОЧЕМУ ДВОРЦУ ДОЛЖНА ПРОДОЛЖАТЬСЯ.

Несмотря на то, что Рабочий Дворец уже открыт и, что в нем состоялся ряд спектаклей, концертов и лекций (из них ряд бесплатных для рабочих), помощь ему организациями должна продолжаться, ибо он станет только тогда подлинным Дворцом рабочих, когда в нем будут полностью закончены организацией библиотека, читальня, студии, лекционное бюро и т. д., когда он заживет действительною жизнью пролетарского очага культуры, сеющего свет знаний среди трудящихся.
А для этого нужно много работы, а ещё больше средств.

Вот для этого то помощь Рабочему Дворцу и должна продолжаться.

Профессиональные, кооперативные и партийные организации, госучреждения и рабочие должны помнить об этом, зная, что Рабочий Дворец—это их Дворец, что он не может самостоятельно оправдать свои расходы. Между ними и Дворцом должна протянуться крепкая нить взаимного понимания, постоянной, органической, внутренней связи, ибо в этом залог плодотворной деятельности Рабочего Дворца.

СЕРЬЕЗНАЯ ЗАДАЧА.

Здание коммерческого клуба, а теперь Рабочего Дворца, было построено в 1914 году Ново-Николаевскими коммерсантами и является, как по размерам, архитектурным достоинствам, так и по внутрихозяйственному оборудованию одним из лучших зданий в Ново-Николаевске. В нём три этажа, в которых, кроме фойэ и зрительного зала, вместительностью до 800 человек, 12 больших комнат.
Строилось оно, конечно, для нужд, имевших весьма мало общего с теми целями, какие к нему предъявляются сейчас, как к горнилу пролетарской культуры и рассаднику просвещения, и в этом отношении оно немного тесновато. Но... по «одежке приходится протягивать ножки»..

С этим приходится мириться.

Теперь—наша задача превратить уже открытый Дворец в действительный очаг культуры.

Эта задача большая и серьезная. На проведение её в жизнь, на воплощение в дело всех слов, высказанных выступавшими ораторами на торжественном открытии Дворца 7-го ноября—нужно обратить внимание всех партийных, советских и профессиональных организаций. Рабочий Дворец должен стать доподлинным Рабочим Дворцом, каким он не является еще в настоящее время.

Основой Рабочего Дворца должны стать его культурно-просветительные организации.

ОПЕРА РАБОЧЕГО ДВОРЦА.

При Рабочем Дворце имеется, как уже известно, опера.

С трудом почти из ничего, пришлось ее создавать—все, начиная от занавеса, декораций, бутафории, костюмов и до сцены включительно, сделано в настоящее время.

Много усилий и энергии ушло на это. Опера все же создана, хотя это не являлось основной задачей Рабочего Дворца.

Состав оперной труппы при Дворце, так называемой труппы Сибирского государственного театра музыкальной драмы, таков:

Л. Н. Балановская — драматическое сопрано, (Московский государственный большой театр),
Л. Н. Ленартович—лирическое сопрано,
Е. В. Радомская—лирико-колоратурное сопрано,
А. В. Пешехонова—контральто,
Н. В. Теплых—меццо-сопрано.
В. В. Александровская—меццо-сопрано,
В. А. Родионова—лирико-колоратурное сопрано,
А. С. Мелехов—баритон (Московский театр музыкальной драмы),
С. Д. Лебедев —тенор, (Московская опера Зимина),
И. И. Березняковский—бас,
М. П. Артемьсв —бас,
Г. А. Заворыкин—баритон,
Н. М. Андреев—характерный баритон,
Замятин —баритон,
Н. Я. Мерцалов-Шуман—баритон.
В. А. Бельский—тенор,
К. А. Коршунов—тенор и
В. И. Кортов—тенор,

В ближайшие недели намечена постановка, кроме уже шедших
«Русалка» Даргомыжского и
«Паяцы»—Леонковалло,
П. И. Чайковского «Евгений Онегин»,
«Пиковая Дама», Ж. Бизе
«Кармен» и Н. А. Римского-Корсакова
«Борис Годунов».

Оркестровые корректурные репетиции «Евгений Онегин» уже заканчиваются.

Постановка же опер зависит, главным образом. от получения костюмов.

Пойдут оперы в постановках главного режиссера Я. А. Гречнева, подавно прибывшего из Москвы.
Задержки в постановках из-за декорации, как думают многие, не будет, так как декорационная мастерская Рабочего Дворца под руководством опытного декоратора А.В.Сорокина— на высоте своего положения.

К сожалению, декоративным работам мешает несвоевременная доставка материалов, необходимых для работ.

В дальнейшем репертуаре первых месяцев оперы значатся такие постановки,
как «Князь Игорь» А. П. Бородина,
«Моцарт и Сальери» П. А. Римского-Корсакова,
«Риголетто» Джузеппе Верди,
«Флория Тоска» Пуччини,
«Фауст» Шарля Гуно и
«Тангейзер» Рихарда Вагнера.

ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

Оперно-симфоническим оркестром дирижирует Ю. Н. Юровецкий, не безизвестный петроградский дирижер и солист квартета имени Глазунова.

В Сибири Ю. Н. Юровецкий был в 1917 году директором «Филармонии» в Омске, а затем там же дирижёром и организатором областного показательно-симфонического оркестра в 1920 году.

Дирижировал он также оркестром в Омском Большом театре.

Играет в оркестре в настоящее время около 30 человек музыкантов.

В будущем он должен быть пополнен струнными инструментами, которых мало в нынешнем оркестровом составе.

В оркестре играют

два фагота,
два гобоя (необходимо отметить, что это единственные музыканты в Сибири и на Урале, в Екатеринбурге, например, симфонический оркестр играет без них) и
полный квартет валторн.

Духовая группа представлена, таким образом, в оркестре полностью.

Если прибавить к этому струнные инструменты, оркестр будет в полном составе и его игра изменится от этого только еще в лучшую сторону.

Было бы желательно, чтобы оркестр дал в зимнем сезоне ряд самостоятельных концертов выдержанных программ и камерных.

ОПЕРНЫЙ ХОР.

Хормейстер оперного хора—Н. С. Петров.

В оперном хоре сейчас 29 человек.

В будущем состав хора будет увеличен ещё на 5 человек.

В настоящее время не хватает в хоре теноров.

В предстоящем зимнем сезоне предстоят ряд самостоятельных выступлений хора, а также совместно с артистами и оркестром.

В ближайшее время хор выступит с такими произведениями, как

«Эй, ухнем»,
«Дубинушка»,
«Бандура» (малороссийское поппури) Давыдовского
и т. д.

При Рабочем Дворце организуется и хоровая студия.

БАЛЕТ.

Балетмейстер Н. М. Сокольский, ведующий балетом оперы Рабочего Дворца— ученик Н. Легата и Чекетти (заграницей),

Н. М. Сокольский долгое время работал в театрах России и на Урале и участвовал в заграничной русской балетной труппе Дягилева, при непосредственном сотрудничестве с М. М. Фокиным.

Балет располагает в данный момент весьма небольшим составом, который с течением времени и с развитием оперных постановок будет увеличен количественно и качественно.

Самым его существенным недостатком является отсутствие прима-балерин.

В настоящее же время в балете две балерины:

Р. П. Райковская—танцовщица характерная жанра, и
И. А. Рассинская— танцовщица стильных танцев.

Кроме того, в составе балета имеются две молодых танцовщицы, впервые получающих боевое крещение на большой и серьезной сцене,

И. Р. Шорохова и
Н. И. Ловцова.

БАЛЕТНАЯ СТУДИЯ.

При балете предполагается организация студии ритмо-пластики и хореографического искусства.

В студию уже записалось около 30 человек, руководить студней будет Н. М. Сокольский.

В студию будут приниматься в первую очередь командированные профорганами и РКСМ —босплатно, во вторую—все желающие за плату.

На лекции будут допускаться также и не студийцы в качестве вольнослушателей. К организации студии уже фактически приступлено.

Задача студии —создать новые активные балетные силы и инструкторов по художественному развитию, дабы бросить их в кассы.

БИБЛИОТЕКА.

В Рабочий Дворец переведена центральная городская библиотека.

Для пополнения ее современной литературой правление Дворца связалось с нейтральными книгоиздательствами в Москве и Петрограде.

Кроме своих непосредственных обязанностей по выдаче и обмену книг, библиотека должна будет служить для читателей руководящим и справочным центром по самообразованию, подбирал специальную литературу по запросам читателей.

Дело должно быть поставлено так, чтобы самый неподготовленный читатель смог быстро ориентироваться и найти для себя нужную и интересную книгу.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ.

Читальный зал Рабочего Дворца оборудуется по образцу американских читален с отдельными, специально устроенными, столиками для читателей.

Вся забота направлена к тому, чтобы обеспечить в читальне читателям наибольшие удобства и покой.

Соответственно приспособлено будет и освещение в вечерние часы—отдельные лампы с ярким светом на два-три человека.

В читальном зале будут помещаться постоянные выставки различных плакатов, карт, диаграмм, графиков и т. д. Средняя вместимость зала до 150 человек.

ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТЫ.

В течение зимнего сезона в Рабочем Дворце (на его сцене) состоится цикл специальных вечеров, посвященных пропаганде художественной песни и образцов музыкального искусства.

Каждый такой концерт будет тесно связан с пояснительной популярной лекцией, посвященной творчеству того или другого композитора.

Все музыкальное исполнение (рояль, пение, инструменты) явится, таким образом, иллюстрациями к читаемому реферату. Эти концерты начались с серии, посвященной развитию русской музыки, начиная с народной песни.

Первый такой концерт состоялся специально для рабочих 9-го ноября. Кроме того, предполагается ряд этнографических концертов, посвященных сибирской национальной музыке (инородческой), На туземных языках: якутском, юрацком, бурятском, тунгузском и алтайских.

Песни будут демонстрироваться в этнографической записи и в обработках композиторов—исследователей специальных тюркских и монгольских гамм.

В концертах будет представлен также инородческий балет, точно копирующий инородческие танцы. Руководить этими концертами будет Н. Суслов—знаток сибирской и инородческой песни, а также этнограф.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ.

Открытие художественной студии при Рабочем Дворце предполагается в помещении летнего театра в саду при Дворце вместе с декоративной мастерской или в одной из комнат Рабочего Дворца.

Смета на оборудование декоративной мастерской и студии уже составлена.

Заведывать студней будет художник Н. Е. Дорогов, окончивший Петроградскую академию.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛУБ

При Рабочем Дворце будет организован научно-технический клуб, цель которого —популяризации и распространение среди рабочих научно-технических знаний. Клуб будет разбит на секции и кружки по отдельным отраслям знания—мироведению, физико-математическим, промышленно-техническим и прочим.

При клубе будет существовать специальная библиотека и научный кинематограф. Следует отметить, что научный кинематограф будет едва ли не единственным научным кино во всей Сибири, посмотри на то, что на складе Сибфотокомбината имеется много картин популярно-научного содержания.

ЧТО МЕШАЕТ ОТКРЫТИЮ СТУДИЙ

Открытию мешает недостаток денежных средств и квартирный кризис в городе, благодаря чему артистам оперы и сотрудникам приходится жить во Дворце, в комнатах, которые предназначены для студий и т. д.

Как только разрешатся эти материальные вопросы, будет приступлено к организации, к созданию лекционного бюро научно-технического клуба, кино и проч., всего, что явится основой Рабочего Дворца.

В организации всего этого, конечно должны принять горячее участие местные профессиональные, общественные организации.

Близкий

Рабочий Дворец должен стать дворцом рабочих

(Беседа с председателем правления Рабочего Дворца тов. Млиник).

В беседе с нашим сотрудником

по вопросу о реорганизации Рабочего Дворца, тов. Млиник, завгубоно, председатель правления Дворца, сообщил следующее:

— Хотя Рабочий Дворец открыт официально в день празднования 5-тилетней годовщины Октябрьской революции, но далеко еще не является дворцом рабочих, очагом пролетарской культуры. Предстоит еще громаднейшая работа для того, чтобы создать из дворца доподлинный Рабочий Дворец. Все дело в том, что опера, функционирующая с половины ноября в здании Дворца, не представляет собою и не должна представлять основной деятельности Рабочего Дворца. Дворец должен жить его культурно-просветительными организациями: библиотекой, читальней,  студиями, лекциями, научным кино и пр. Только тогда, когда всё необходимое для этого будет дооборудовано, Дворец сможет стать дворцом рабочей массы. Теперь же нам приходится эксплоатировать оперу. Но и в отношении ее, правление озабочено (считая это своей главнейшей задачей) приближением оперы к массам, дабы она была им более доступной.

С этой целью устраиваются,

во-первых раз в неделю бесплатные спектакли для рабочих (в месяц это даст возможность побывать в опере 3200 рабочим),
во-вторых один спектакль или концерт по удешевленным ценам и, наконец, в-третьих изменена совершенно расценка мест во Дворце.

До сего времени цены местам колебались от 500 руб. до 1500 руб.

Теперь же с 1-го декабря, установлена расценка от 200 до 2000 рублей, причем из 800 мест—243 места дешевых, т. е. от 200 до 500 руб. включительно.

Кроме того, правлением намечено, по завершении оборудования собственной электро-станции при Дворце, довести число бесплатных спектаклей до 8 в месяц специально для рабочих, красноармейцев и детей.

Большего дать нельзя.

Опера в настоящий период, естественно, не оправдывает всех расходов, ибо масса расходов организационных (декорации, костюмы, бутафория, ремонт и пр.), которых нельзя вычеркнуть, но в будущем опера окупит все расходы и будет, бездефицитной.

В настоящее время правление занято изыскиванием твердого финансового базиса для всего предприятия Рабочего Дворца. В этом отношении намечены: перевод его
на местные средства и ассигнования губоно на культурно-просветительные организации в нем.

Необходимо отметить, что вопрос со средствами вообще до чрезвычайности тяжел.

В день открытия Рабочего Дворца сибирскими и губернскими учреждениями и организациями было пожертвовано по подписному листу для его поддержания 51 миллиард рублей, но до сего времени пожертвованные деньги выплачиваются чрезвычайно туго За месяц собрано только 24 миллиарда.

Между тем, быстрое и своевременное получение денег дало бы возможность скорее приступить к разрешению основных задач и целей Рабочего Дворца—к созданию его культурно просветительных организаций, которые должны будут стать культурными центрами для рабочих, отвечать на их запросы, сеять знания в самой гуще трудящихся масс.

В этом самая важная и серьезная задача. Рабочий Дверец должен стать действительным Рабочим Дворцом, и он им станет, конечно, при условии активной поддержки масс и партийных, хозяйственных и профессиональных организаций.

скан

https://i.ibb.co/VWJVJTc/278-08-12-1922-2.png

0

270

Советская Сибирь, № 278, 08.12.1922, пятница

Новониколаевский Рабочий Дворец.

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы

в 10-тый раз.

В пятницу 8-го декабря 1922 г.,

Общедоступный спектакль

по уменьшенным ценам от 150 руб до 1050 руб.

„РУСАЛКА"

опера в 6 к. муз. А.С.Даргомыжского, по тексту А.С.Пушкина

С участием

- Л. Н. Балановской,
- И.И. Березняковского и
- С. Д. Лебедева

- гл. дирижер Ю. М. Юровецкий,
- гл. реж. Я. А. Гречнев.

Начало ровно в 8 час. вечера.

Билеты продаются

в Городской кассе Красный проспект,
книжный магазин "Рабочий" (Бывший дом Захарова)

с 11 до 1 ч. и с 5 вечера

в кассе Рабочего Дворца.

- Управляющий Рабочего Дворца и Сибгостеатра Н.М. Милеант.

АНОНС:

Во вторник 12 декабря 1922

проездом дан будет

КОНЦЕРТ

оперных артистов

- М.Н. Риоли —Словцовой (сопрано)
- П. И. Словцова (тенор)
при участии
- А. И. Вересневич

Подробности в афишах.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/ef17591b3d04d4fcc34438f344a01bf094e99ee7_800px.png

+1

271


Советская Сибирь, № 279, 09.12.1922, суббота

5-ти летняя годовщина ГПУ.

17-го декабря 1922 г. исполняется 5-тилетняя годовщина организации в РСФСР ГПУ.

В этот день в Новониколаевске предположено устройство в  Рабочем Дворце торжественного заседания.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/7bff81cb414c875320c1105055eb9646398856de_800px.png

0

272

Советская Сибирь, № 282, 13.12.1922, среда

В губисполкоме.

Ходатайство об отпуске средств Рабочему Дворцу

Ввиду перехода Рабочего Дворца в ведение Губоно, последнему предложено составить дополнительную смету на его содержание.

Постановлено за отсутствием средств в губисполкоме просить Сибревком об отпуске 4.300.000 рублей взаимообразно на дооборудование Рабочего Дворца.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/b912c1c632ab3a419b6dd8a17aa9e7bcca38872f_800px.png

0

273

Советская Сибирь, № 282, 13.12.1922, среда

Дирижёру госоперы Ю. М. Юровецкому нужны 1—2 комнаты

желательно с пансионом и обстановкой

Сообщить в Рабочий дворец.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/4cf77e0e0064ebe2d2c8e765bbecdb8811efd1ae_800px.png

0

274

Советская Сибирь, № 284, 15.12.1922, пятница

Новониколаевский Рабочий Дворец

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы

В пятницу, 15 декабря 1922 г.

СОСТОИТСЯ ВТОРОЙ И ПОСЛЕДНИЙ

КОНЦЕРТ

М. Н. Риоли-Словцовой и П. И. Словцова.

Начало ровно в 8 час. вечера.

Администратор Театра В. И. Махов.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/39d71509435dc907eda0748628c7821246630e3a_800px.png

0

275

Советская Сибирь, № 285,16.12.1922, суббота

Театр и музыка

Концерты Словцовых

В течения двух лет артисты Словцов и Риоли молчали.

При Колчаке они пели.

Вернувшись в Сибирь Советская власть застала их в 1920 году в Иркутске, где они служили в опере.

С приходом Соввласти они отправилась на покой.

Перебрались в Красноярск. Что они там делали?

Злые языки утверждают следующее: в Красноярске талантливые певцы садили огороды, ростили поросят, разводили кур и гусей...

Попытки завлечь их на сезон 1920—1921 года в Омскую оперу были безуспешны.

Они предъявили условия и  предъявляли требования, удовлетворить которые в то время было невозможно.

Да и как певцам-аристократам выступать пред аудиторией, которая сплошь состоит из рабочих, крестьян, красноармейцев!

Поймут ли они?

В состоянии ли она оценить?

Но вот пришел НЭП.

Словцовы ожили, воспряли духом и запели.

Если бы на программках  не была указана дата, то никто бы не  догадался, что эта программка концертов, которые ставятся в Совроссии на высоте 1922 года.

Всякий бы подумал, что это программы концертов, бывших 10,15, 20, лет тому назад. Ни одной новой песни, всё старо.

Кроме того сама программа сплошной винегрет, как он в былые времена обычно преподносился с эстрады только для того, чтобы красивыми ножками на час-другой позабавить, потешить, развлечь, ласково пощекотать  уши тоскующих и скучающих бездушных меломанов.

Однако, в обоих программах была номера, правда старые но заслуживающие полного внимания.

Таковы:

- ария Алеши из „Добрыни",
- Левко из «Майской ничи“,
- „Снегурочки",
- детская песенка ("Молитва") Мусоргского
- и другие.

Но эти арии бесследно потонули в массе второ- и третье-степенных песенок и покрывшейся плесенью „итальянщины" которую нам преподнесли концертанты.

Характерно, что для дуэтов Словцовы не нашли нечего другого, как дуэты

- из ,.Травиаты“ Верди,
- ,,Мефистофеля“ Бойто и
- даже дуэт такого мастера, как Лукапрони.

Многие ли знают этого композитора и неужели лучшего найти не могли.

Удивительно ли поэтому, если громкий голос какого то НЭПмана из зрительного зала „потребовал" у Словцова спеть „Сердце красавицы"...

Но мы должны признать, что голоса Риоли и Словцова поразили нас своей изумительной свежестью.

Мы уже давно не слышали таких ясных и приятных голосов.

Тенор Словцова мягок, художественно—лиричен.

Поёт Словцов с непринужденной лёгкостью.

Высокие ноты берёт без всякого напряжения.

Звуки на диво частые, "под Собинова"...

Риоли же настоящий виртуоз.

- Чёткая фразировка,
- прекрасная, выразительная —дикция во всём, чтобы ни пела:

- колоратурную ли арию пажа из „Гугеноты“ Мейербера,
- арию ли Баттерфляй,
- игривую ли французскую или итальянскую песенку,
- грустную ли арию Снегурчки или же
- детскую «Молитву* Мусорскго.

И не обидно ли, почему два таких певца не выступили перед нами в концерте стильном, „монолитном", я бы сказал, а не "вермишельном".

Мастерски аккомпанировал на рояле А. И. Бересневич, который на первом концерте выступал также самостоятельно: он превосходно сыграл

- „Весеннюю песню" Синдинка и
- „Ноктюрн" Шопена.

Во втором концерте принимал еще участие виолончелист А. В Девяткин.

- „Концерт" Гольдермана,
- „Гавот" Поцеря и особенно
- „Ориенталь" ("Восточная") Рахманинова

произвели хорошее впечатление.

В заключение заметим, что на втором концерте было мало публики.

Почему?

Неужели Новониколаевцы индифферентно относятся к концертам?

Ничуть!

Новониколаевцы такими концертами, хотя их программа, как мы видим, вполне не удовлетворила нас, далеко не избалованы.

Дело объясняется просто: никто о концерте не знал.

Устроители плохо организовали его.

Своевременно не расклеили даже афиши.

Где правление Рабочего Дворца?

В. Вегман.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/7bc662688c39f2b6366e182869109624cfcca7fa_800px.png

0

276

Советская Сибирь, № 287, 19.12.1922, вторник

Новониколаевский Рабочий Дворец.

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы.

Во вторник, 19 декабря 1922 г.,

с участием М. Н. Риоли-Словцовой и П И. Словцова.

"РУСАЛКА"

Опера в 6-ти картинах А. С. Даргомыжского

Партию Наташи исп. М. Н. Риоли-Словцова.

Партию князя исп. П. И. Словцов.

Начало ровно в 8 часов вечера.

Администратор В И. Махов

скан

0

277

Советская Сибирь, № 288, 20.12.1922, среда

Театр и музыка

Словцовы в "Русалке“

Опять о „Русалке".

На этот раз потому, что правление „Рабочего Дворца" дало нам возможность видеть Наташу и князя в исполнении РИОЛИ и СЛОВЦОВА.

О вокальных достоинствах этих двух незаурядных певцов мы уже высказались на столбцах «Советской Сибири».

Здесь нам остается только отметить, что в вокальном отношении артисты провели свою партию безукоризненно.

Стоит только вспомнить дуэт в первом акте, песню Наташи за кулисами во время свадьбы и, наконец, грустную, звучащую, как элегия, каватину „Невольно к этим грустным берегам”, которая Слепцовым была спета мастерски.

Артист нюансировал каждую нотку и выразительно оттенил каждое слово.

Недаром каватина вызвала бурные одобрения всего зрительного зала.

Чего нет у наших гастролером так это „игры".

Как большинство русских опер, „Русалка" отличается от шаблонных итальянских опер тем, что не построена исключительно на нескольких эффектных ариях, без всякой связи между собой.

„Русалка"—музыкальная драма.

Это опера в вокально-интональном отношении представляет стилистическую цельность.

Любая музыкальная фраза находится в неразрывной зависимости от предыдущей и последующей.

И от актёра, поэтому кроме пения требуется ещё игра.

В противном случае совершенно теряется связность, а для зрителей и слушателей становится неуловимым тот психологический смысл, который композитор стремился выразить музыкой.

„Игры-же" повторяю у наших гастролёров не было.

Риала не дала типа дочери мельника, крестьянской девушки Наташи, а изображала городскую барышню

Невольно вспоминаешь „Наташу" в изображении Балановкой.

Если подвижное выразительное лицо РИОЛИ до некоторой степени всё таки отражало кое-какие: муки и неумеренные душевные переживания, то даже этого достоинства мы, к сожалению, не заметили у СЛОВЦОВА.

Лицо его всё время оставалось мертвенно спокойным и безразличным.

Как-будто всё равно: расстаёшься ли с любимой девушкой, сидишь ли на свадебном пиру, или предаёшься грустным воспоминаниям и размышлениям.

Вся „игра" СЛОВЦОВА состояла в простом передвижении по сцене.

В. Вегман.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/781d6a96194062be3a808b80e832ec411203e756_800px.png

0

278

Советская Сибирь, № 288, 20.12.1922, среда

Новониколаевский Рабочий Дворец.

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы.

В среду 20 декабря,

(Общедоступный спектакль по уменьшенным ценам).

„Национальные танцы"

Постановка Н. М. Сокольского.Дирижер Н. М. Милеант.

В 9-ый раз.

опера в 2 х действиях ПАЯЦЫ муз. Леонковалло,

Постановка Я. А. Гречнева. Дирижер Ю. М. Юровецкий.

Начало ровно в 8 часов вечера.

Цены местам от 1050 р до 155 руб.

Администратор В. И. Махов

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/24b8d0bdc0c90f38e2a9b195eb68ee5fbddbc9d6_800px.png

0

279

Советская Сибирь, № 289, 21.12.1922, четверг

Новониколаевский Рабочий Дворец

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы

В пятницу, 22 декабря 1922,

пойдет премьера

„Евгений Онегин”

при участии

Балановской, Лебедева и Мелехова.

Весь чистый сбор поступит в фонд губернской комиссии по проведению недели

уюта Красной армии.

Цены местам от 10.000 до 500 руб.

Пред Губ. Комиссии по проведению недели уюта Беликов.

скан

0

280

Советская Сибирь, № 289, 21.12.1922, четверг

Театр и музыка

Рабочий дворец

В течение минувшей недели в театре Дворца, кроме двух концертов М.Н. Риоли-Словцовой и П.И. Словцова и  „Русалка" с их участием,

были даны

три бесплатных спектакля—13, 14  и 17 декабря.

Шедшая 13 спектаклям для рабочих "Русалка" сопровождалась вступительным словом о том,

- что такое опера и
- какое она имеет значение,
- в частности о „Русалке“
- и её творцах — Пушкине и Даргомыжском.

На следующий день шла та же опера для лиц, присутствовавших в торжественном заседании горсовета по поводу трехлетней годовщины освобождения Новониколаевска от колчаковщины.

В воскресенье же, 17-го,  после такого же заседания, посвящённого пятилетию существования ВЧК (ГПУ) были поставлены "Паяцы" и балет из характерных танцев—

- русских,
- украинских,
- испанских,
- восточных и
- китайских.

Во вторник, 19, повторена была „Русалка" с участием Словцовых, а затем пойдет долгожданный "Евгений Онегин".

Задержка в постановке означенной оперы произошла из-за костюмов, получить которые безуспешно пытались из Омского театра, куда с этой целью дважды ездил командированный сотрудник театра.

После того, как удалось достать в Новониколаевске необходимый материал, приступили у шитью костюмов в собственной мастерской.

Новинкой следующей недели явится „Кармен", идущая 28-го в бенефисе Л.Н. Балановской.

Книжное имущество центрального городской библиотеки на днях перевезено во Дворец.

Сейчас идёт спешная  работа по размещению и приведению в порядок книг с тем, чтобы с 1 января библиотека и читальня при ней могли быть открыты для публики.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/1a7c236d55620ca26193b7d4a317377ce8f0a6fd_800px.png

0

281

Советская Сибирь, № 291, 23.12.1922, суббота

Новониколаевский Рабочий Дворец

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы

В субботу, 23 декабря 1922 г.

общедоступный спектакль (по уменьшенным ценам)

I. БАЛЕТ (национальные танцы)

II. ПАЯЦЫ

опера в 2-х действиях,

сочинение Леонковалло.

Постановка Я.А.Гречнева

Дирижёр Ю.М. Юровецкий.

Начало ровно в 8 час. вечера.

Управляющий Рабоч. Дворцом и СибГосОперой С.М.Милеант

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/ee962119429c6c1c507cc7cdbc735426db1b91ef_800px.png

0

282

Советская Сибирь, № 293, 26.12.1922, вторник

Театр и музыка

Первый блин

Первое представление "Евгения Онегина" не произвело того впечатления, которого ждали.

Все ушли разочарованными.

К концу театр опустел наполовину.

Было томительно, было скучно.

Томились, потому что

- спектакль начался с большим запозданием и
- антракты были бесконечно длинные.

Спектакль закончился лишь в два часа ночи.

Не у всякого хватило терпенья высидеть до конца.

Скучно,—потому что длинные антракты, утомляя слушателя, в то же время скрадывали общее впечатление.

Казалось, что идет не целая опера, а какие-то отрывки.

Мы на эту премьеру склонны смотреть, как на генеральную репетицию, которой, собственно говоря, не было.

Этим объясняется большие шероховатости во вчерашней постановке, в общем заслуживающей полного внимания.

Мы сейчас пишем только предварительную заметку.

Подробнее выскажемся на днях.

Но уже здесь считаем не лишним отметить, что ни Лебедев и ни Мелехов нас не удовлетворили.

Лебедев же не пел, а говорил.

Не для его голоса — драматический тенор—писана лирическая партия Ленского.

Что касается Мелехова, то он дал своеобразный тип Онегина: такой образ Пушкин не  нарисовал своей поэме, а Чайковский не думал выражать в музыке.

— Что касается Балановской, то хотя она с вокальной стороны провела свою партию хорошо, но к сожалению, полного типа Пушкинской Татьяны, особенно в первой части оперы, она не дала.

Дирижёр Юровецкий со своей задачей справился: оркестр звучал стройно.

В заключение еще раз заметим, что первая постановку носила на себе все следы спешности и торопливости: во что бы то ни стало хотели "Евг. Онегин" поставить в пятницу 22 декабря, а между тем следовало бы повременить, потерпеть хотя бы ещё дня два для того, чтобы тщательно и детально всё отделать.

P.S. С удовлетворением отметим, что вторая постановка „Онегина" 24 декабря в другом составе прошла весьма удовлетворительно.

Рецензия будет дана особо.

скан

0

283

Советская Сибирь, № 294, 27.12.1922, среда

Электро-станция при Рабочем Дворце.

При Рабочем Дворце оборудована и пущена с 22 декабря в ход собственная электростанция.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/35248bf2d3d736fa63d10af4c8203a08abc2d1e1_800px.png

0

284

Советская Сибирь, № 294, 27.12.1922, среда

Новониколаевский Рабочий Дворец

Сибирский Государственный театр музыкальной драмы

В среду, 27 декабря 1922 г.,

с участием Л. М. Балановской составлена будет:

4-й раз.: „Евгений Онегин"

опера в 3 д. и 7 карт. муз. Чайковского.

Начало ровно в 8 час. вечера.

После 3-го звонка вход в зрительный зал воспрещается.

Бесплатный спектакль для губпрофсовета переносится на четверг, 28 декабря.

Управляющий Рабоч. Дворцом и Сибгооперой Н.М.Милеант,

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/702148dbeec71dc1f96ce56c88b99e23ec123935_800px.png

0

285

Советская Сибирь, № 296 28.12.1922, четверг

25 декабря 1922 г.

утерян контробасовый смычок

нашедшего прошу возвратить за вознаграждение в канцелярию Рабочего Дворца.

скан

0

286

Советская Сибирь, № 296 28.12.1922, четверг

24 декабря 1922 г. в театре „Рабочий Дворец”

УТЕРЯН чёрный кожаный редикюль,

в нём

- брошь (камея) овальная, перламутровая в оправе,

- паспорт на имя Вахрушевой Любови Филипповны

Нашедшего убедительно прошу доставить

брошь, (дорога как память) за вознаграждение

50 000 рублей знаками 1922 г. по адресу:

Каинская, № 9, во дворе— Вахрушевой

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/354256082c0facf0af81036f813a201d7036e5ee_800px.png

0

287

alippa написал(а):

утерян контробасовый смычок

alippa написал(а):

УТЕРЯН чёрный кожаный редикюль

Отредактировано golod (28-12-2022 15:16:07)

0

288

Евгений Семенович Матвеев служил в театре Красный факел в 1948-1952 годы.

https://images.vfl.ru/ii/1674483390/2647dd47/38710135.jpg

0

289

Александр Валентинович написал(а):

Евгений Семенович Матвеев служил в театре Красный факел в 1948-1952 годы.

Александр Валентинович, обращаю внимание - тема про здание!

0

290

29 ноября 1937 года театр «Красный факел» не давал спектаклей. Это следует из объявлений в «Советской Сибири», которая публиковала анонсы. 29 ноября чекисты задержали директора театра Ивана Станчича. Связаны ли эти два события, мы не знаем, но НКВД проявлял внимание к театру и проводил первые задержания еще раньше.

Всего, согласно докладной записке следующего директора театра Юфита, направленной в новосибирской обком ВКП (б) весной 1938 года, были арестованы более 20 человек: «Исключительно был засорен аппарат театра враждебными элементами. В результате чего только за период ноябрь-февраль по театру арестовано органами НКВД 22 человека»
Музыкант Иван Станчич — хорват, бывший подданный Югославии — приехал в Новосибирск в 1928 году. В 1933-м был назначен начальником управления театрально-зрелищными предприятиями Западно-Сибирского края.

В Новосибирске по инициативе Станчича проходили симфонические концерты, появилась Первая музыкальная школа. В 1935 году его полномочия ограничили театральным сектором, тогда же он стал директором «Красного факела». А в начале 1937 года Станчич возглавил и только что открытую филармонию, создал при ней хоровую капеллу. Он параллельно руководил двумя учреждениями.

««Станчич был „приговорен“ еще до начала массовых репрессий. Он был руководителем, и притом весьма заметным, он был иностранцем, а это сразу бросало на него более чем серьезное подозрение. И, конечно же, он стал объектом доноса», — писал в своей книге худрук филармонии Владимир Калужский.

Своеобразные доносы на Станчича можно прочесть и в «Советской Сибири» 1937 года (наверное, это была так называемая «критика»). В марте газета обвиняла филармонию во главе со Станчичем в отсутствии концертов известных артистов, а также игнорировании мероприятия только что созданного в крае союза композиторов: «За три месяца существования филармонии сделано до смешного мало».

В апреле вышла заметка о том, что в филармонии не уделяется внимания симфоническому оркестру — мало концертов, мало посетителей: «На последнем концерте было 200 человек. Это — обычная аудитория концерта. Позорная цифра. Злые языки утверждают, что это именно та контрольная цифра, которая нужна руководителю филармонии тов. Станчич для того, чтобы провалить концертное дело в Новосибирске».

Далее Станчича упрекают в том, что в репертуаре нет места для советских композиторов и композиторов народов СССР.

«Допускались факты засорения репертуара идеологически вредными пьесами»
Чекисты объявили Ивана Станчича агентом германской разведки и создателем террористической группы в театре «Красный факел», главной целью деятельности которой якобы было убийство первого секретаря Западно-Сибирского крайкома ВКП (б) Роберта Эйхе (фактического руководителя огромного сибирского региона в 1930-х). На момент ареста Станчича осенью 1937 года Эйхе уже ушел на повышение, став наркомом земледелия СССР (через несколько лет советская власть расстреляет Эйхе).

Текст с допросом Станчича и обвинительным заключением вышел в журнале «Сибирские огни». Он якобы говорил следователям, что контрреволюционная группа в театре «Красный факел» была создана им «по заданию активного участника правотроцкистской организации» директора Новосибирского планового института Юрия Иордана с целью устранения Роберта Эйхе.

Вместе со Станчичем по делу проходили замдиректора театра Яков Халипер, главный режиссер и художественный руководитель Федор Литвинов, помощник режиссера Наум Ратуш. Литвинов и Ратуш были арестованы еще в августе 1937-го, за несколько месяцев до задержания Станчича.

Из протокола допроса Станчича:
«Литвиновым был предложен план убийства Эйхе путем организации искусственной катастрофы на сцене, каковую должны были подготовить он, Литвинов, Халипер и Ратуш. Катастрофу намечено было организовать следующим образом: к потолку сцены над столом президиума намечалось подвесить железную балку весом в 250−300 килограмм, которая для маскировки обертывается сценичным полотном. В условленное время блоки балки обрубаются, и балка падает на стол президиума. Такой план считался наиболее приемлемым, так как давал бы возможность совершившим теракт быстро скрыться от задержания, и этот план был одобрен Иорданом. <…> Выполнение плана приурочивалось к одному из торжественных заседаний в октябрьские или майские торжества. Но выполнить его не удалось, так как каждый раз НКВД производило тщательный осмотр здания театра, а из посторонних лиц во время торжественного заседания на сцену никто не допускался…».
По версии чекистов, изложенной в обвинительном заключении, план сорвался иначе. Якобы балку все-таки подвесили, но в ответственный момент Ратуш, растерявшись, не обрезал канаты и сбежал.

Также группе вменялась «идеологическая контрреволюционная работа» — постановки «антисоветских» произведений, старых пьес, «рассчитанных на сентиментальные или сексуальные вкусы публики».

«Допускались факты засорения репертуара идеологически вредными пьесами: „Далекое“ врага народа [Александра] Афиногенова и „Большой день“ врага народа [Владимира] Киршона. Коллектив театра нами значительно засорен чуждым элементом: б. служившие в царской и белой армиях, выходцы из буржуазии, дворяне, осужденные в свое время за контрреволюцию; б. кулаки, антрепренеры и т. д.», — указывалось в протоколе допроса Станчича.

Вдобавок участников группы обвинили в контрреволюционной клевете на ВКП (б) и Советское правительство, а Федора Литвинова и вовсе в «пропаганде фашистских идей».

Здание Купеческого собрания в Новосибирске реконструировали под театр «Красный факел» именно при Иване Станчиче. Появилась сценическая коробка, изменен фасад, построена полуротонда с колоннами. Все это обычно упоминается в числе его заслуг за время работы в городе.

«Ремонт здания театра в течение нескольких лет производился умышленно недоброкачественно, с затратой на него больших средств», — заключают будто бы в ответ на это чекисты. И якобы это признал и сам директор театра.

Из докладной записки следующего директора театра, составленной весной 1938 года о работе уже расстрелянного предшественника: «Растранжиривание государственных средств проводилось путем незаконных дополнительных льготных условий актерам (бесплатные квартиры, научные командировки по договорам, курорты и т. д.), которые обошлись театру только за один последний год в 81 тыс. рублей. Всего же убытка театр получил на 1 января 1938 г. в размере 351 тыс. рублей. Финансовый план был составлен антигосударственно, где предусматривалась дотация от государства».
Пока следователи добивались признательных показаний Станчича о попытке покушения на Эйхе, главная газета региона «Советская Сибирь» агитировала голосовать за него на выборах Верховного Совета СССР. А 7 декабря в «Красном факеле» прошло собрание женщин, принявших письмо Сталину и «решавших», за кого же они проголосуют на грядущих «выборах».

«Я буду голосовать за стойких большевиков — верного ученика великого Сталина товарища Р. И. Эйхе — нашего кандидата в Совет Союза и славного командира Красной Армии товарища М. А. Антонюка — нашего кандидата в Совет Национальностей. Я призывают к этому всех избирательниц Новосибирского городского избирательного округа: голосуйте за наших кандидатов!» — агитировала в театре домохозяйка и жена бывшего батрака Заровнялова.

В тот же день тройка НКВД приняла решение о расстреле участников «заговора» против Эйхе. Состав сибирской «тройки» в конце 1937 года-начале 1938-го быстро менялся, очевидно, из-за преследования ее же членов и преобразования Западно-Сибирского края в Новосибирскую область, но известно, что в нее в разное время точно входили новый первый секретарь новосибирского обкома Иван Алексеев, начальник УНКВД по региону Григорий Горбач, его заместитель Иван Мальцев и прокурор Игнатий Барков.

Обвинительное заключение по делу о террористах в театре подписывали Мальцев, младший лейтенант Корпулев и старший лейтенант Дымнов.

В декабре 1937 года органам НКВД исполнилось 20 лет. «Советская Сибирь» посвятила местным чекистам несколько заметок в очередном номере. Среди «выдающихся» был назван и Иван Мальцев — потомственный пролетарий с Урала, прошедший Красную Армию и работавший с начала 1920-х в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД.

«Никогда не дрогнет его рука, карающая врага. Он беспощадно разит троцкистско-зиновьевских и рыковско-бухаринских бандитов», — восхваляла газета.

В конце декабря 1937 года Мальцев за «образцовое и самоотверженное выполнение важнейших правительственных заданий» был награжден Орденом «Красной Звезды». Его фотография в очередной раз украсит номер «Советской Сибири». Но не пройдет и двух лет, как он будет снят с работы, а затем осужден. И умрет в заключении в 1940 году.
«Очистка от чуждых элементов» продолжается
20 мая 1938 года в докладной записке в Новосибирской обком ВКП (б) новый директор «Красного факела» Юфит будет рассказывать о мероприятиях по ликвидации «последствий вредительства» театру. Помимо поддержки молодежи и организации молодежного общежития, директор сообщит о сокращении расходов и об изменении репертуара.

Так, вместо трех советских пьес в конце сезона их будет уже семь, всего в репертуаре вместо запланированных 11 будет 13 постановок: «Вследствие проведенных ряда мероприятий значительно увеличилась доходная часть театра за 1 квартал 1938 г., финансовый план выполнен на 121%. Отменена существующая практика предоставления бесплатных квартир, установлено взимание аммортизационных расходов за мебель. Изменена практика предоставлений привилегий в виде бесплатных путевок на курорт, научные командировки, как гарантийное обязательство. Также проведен ряд мероприятий по мобилизации внутренних ресурсов, вследствие чего резко сокращены расходы на новые постановки (в 1937 году 11 постановок обошлись театру в 217 тыс. руб. В 1938 году на 13 постановок запланировано 200 тыс. руб.). Работа театра в 1938 году запланирована без государственной дотации, то есть на хозрасчете».

Еще одной из новых заслуг театра Юфит назовет работу на выборах в Верховный Совет СССР в декабре 1937 года. А весной 1938 года артистов привлекли к агитработе уже на выборах в Верховный Совет РСФСР. Для коллектива также создали два кружка по изучению истории ВКП (б), проводили лекции по вопросам международного положения и текущей политики.

Принимаются мероприятия по дальнейшей очистке коллектива от «чуждых элементов», подчеркивал Юфит.

Подготовила Яна Долганина

По материалам:

Трагический спектакль 1937 года/ «Сибирские огни», 2015 № 2

«Первый директор»/phil-nsk.ru

«Власть и интеллигенция в Сибирской провинции (1938−1945): сборник документов, 2013

Архив газеты «Советская Сибирь» за 1937 год

Материалы музея «Следственная тюрьма НКВД»/ nkvd.tomsk.ru

+1


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Город театральный » Здание коммерческого собрания - Театр "Красный факел" (ул. Ленина, 19)