НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тайна "третьей" версты Транссиба у села Кривощёково

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Надеюсь, что название темы не слишком вызывающее?
Чтобы почём зря не заставлять уважаемую публику читать сей опус, сразу скажу о чём это всё.
Главная цель – попытка идентифицировать первоначальное назначение найденных старых рельсов, которые торчат из земли у села.
Речь идёт о когда-то упомянутых на форуме рельсах по ссылкам ниже. Я так и не понял, там речь шла об одном и том же рельсе или нет.
Вот тут, как я понял, речь идёт о рельсе, который торчит из насыпи ж.д.:
№ 1: Valer54: может рельс, сфотографированный Андреем, являлся временным репером при строительстве моста?

А тут речь о рельсе, который торчит где-то из фундамента, вроде. Там и фотка есть:
№ 2: А это- участники форума при осмотре фундамента вроде бы как этого строения.

Сразу выкладываю догадку – какой-то из рельсов когда-то указывал версту № 1328 Транссиба.

С чего началось…
В теме про с.Кривощёково мелькала картина Пясецкого «Мост через реку Объ».
Кто-то говорил, что там могут быть условности, намекая на то, что художник нарисовал что-то «от балды». Не хочется на этом останавливаться, поэтому перейду сразу к картине.
Предлагаю обратить внимание на самое начало путей. Слева на насыпи торчит некий столбик белого цвета непонятного назначения.
Попытаюсь его идентифицировать, предполагая, что  это – ВЕРСТОВОЙ Ж.Д. СТОЛБ.

Картина

http://images.vfl.ru/ii/1588334368/d193e1ff/30381955.jpg

Попытки найти описание, картинки и фотографии верстовых столбов конца 19-го века особого успеха не дали. Впрочем, кое-что найти удалось.
Источником информации послужили одна открытка и цветные фотографии 1910-го года Проскудина-Горского в TIFF-формате (благодаря чему на них можно увидеть детали).
Открытка: Заводская платформа на 903 в.

Открытка

http://images.vfl.ru/ii/1588334468/0154050d/30381961.jpg

Фотографии: 1) Выемка у Юрюзанского моста 2) Закругление пути в Усть-Катава 

Фотографии

http://images.vfl.ru/ii/1588334552/cd0858da/30381975.jpg  http://images.vfl.ru/ii/1588334552/d934f03b/30381976.jpg

Общее у этих фоток - есть верстовые столбы в кадре.

Верстовые столбы

http://images.vfl.ru/ii/1588336014/f0971f60/30382299.jpg

Составлю описание верстового столба: верстовой столб – это рельс белого цвета с нижней чёрной частью, сверху которого закреплена табличка с пересекаемой верстой. Сзади этой же таблички также надпись, но уже с отсчётом в обратную сторону. Т.е. если с одной стороны таблички написано 771, то на другой стороне может быть 770 или 772. Думаю, что это и так понятно.
Тут стоит упомянуть, что недавно Ольга не хотела мне верить, что понятие «на версте» означает отрезок пути, который лежит после указанного верстового столба, в сторону большей версты.
Ольга просто говорила, что это не так. Честно говоря, я и сам был не уверен.
Надо просто понять, что на двух соседних верстовых столбах указана одна и та же верста, только на одном она нарисована на табличке по ходу следования, а уже на следующей версте она нарисована с противоположной стороны таблички, когда едешь назад.
Иначе говоря, понятие «на 771-й версте» означает отрезок пути в диапазоне 771-772. Это не может значить диапазон 770-771.
Это просто отступление от темы разговора, но я бы хотел его зафиксировать, поэтому и написал.
Вернусь к картине…
На картине виден похожий столбик, сверху которого закреплена табличка.

Столб

http://images.vfl.ru/ii/1588336371/55daad27/30382373.jpg

Можно предположить, что это и есть ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ.
Стоит обратить на такую деталь, как ТЕНЬ от столба. Тень однозначно говорит – КАРТИНА РИСОВАНА ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ, НА ЗАКАТЕ!!!  Общий оттенок картины близок к оранжевому, свойственный закату, что также косвенно подтверждает заключение о времени суток.
Возможно, что она рисовалась в пару вечеров.
Ниже показано место верстового столба и расположение тени, которая направлена с запада на восток, т.е. уже когда Солнце почти село. Вот так я и определил время дня, которое зафиксировано на этой картине.

Место столба

https://i.postimg.cc/yYVfxs2Q/image.jpg

Для подтверждения предположений о расположении верстового столба перейду к известной карте.
Если обратить внимание на начало путей, то там написано «в Челябинск», а по самим путям следует их разметка. Разметка, очевидно, что в десятых долях версты.

Карта

http://images.vfl.ru/ii/1588338511/295e6b2c/30382909.jpg

Можно предположить, что нулевые отметки этой разметки указывают на верстовую разбивку Транссиба, к которой и привязана эта карта. Мне кажется, что это вполне очевидно.
Можно попробовать совместить её с картой местности, определив при этом положение двух вёрст Транссиба, которые уместились на этой карте.

Совмещение

http://images.vfl.ru/ii/1588338651/e2bf3dbc/30382936.jpg http://images.vfl.ru/ii/1588338753/499c5e05/30382962.jpg

Как видно, положение ранее определённой версты практически совпадает с положением, которое я определил по картине.
Я подписал эти вёрсты, как «1327» и «1328».
Ниже объясню откуда я взял цифры «1327» и «1328».
А взял я их из «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге»:

Путеводитель

http://images.vfl.ru/ii/1588338824/22577b16/30382975.jpg

А теперь уже можно взглянуть на правый берег.
Есть план Кривощёковского выселка и схема станции, кусочек которой приведу ниже.
Общее у них в том, что там зафиксированы положения версты «1329». На плане она обозначена как "0."

Схемы

http://images.vfl.ru/ii/1588344398/84e58692/30384013.jpg  http://images.vfl.ru/ii/1588344401/bfe82b66/30384014.jpg

После объединения схем с фотографией можно получить примерное расположение этой версты. Конечно, таким объединением картинок точного положения не получить, но «спасает» то, что радиус поворота путей был точно известен (200саженей), поэтому масштаб картинок нужно подгонять до совмещения этих радиусов. Это только нужно для определения положения версты, а положение домов вокруг не интересует, на это не нужно обращать внимание.

Совместил

http://images.vfl.ru/ii/1588344963/42be0c1f/30384075.jpg  http://images.vfl.ru/ii/1588344963/c0b74c84/30384076.jpg

Обе схемы указывают на одно и то же место, которое сейчас является первой развилкой путей после моста.

Развилка

http://images.vfl.ru/ii/1588345087/344430a7/30384083.jpg

Для подтверждения - на фотографии ниже я узрел этот самый верстовой столб "1329", пометив его в красный круг.

1329 на фотографии

http://images.vfl.ru/ii/1588345244/7e4500ec/30384100.jpg

Далее, от этой версты «1329» мы пойдём на левый берег, откладывая 1067м, т.е. ровно одну версту в 2ГИС или на другой карте.
Получим положение версты «1328» в обратном ходе. Также получим версту "1327".

1327-1328 в обратном ходе

http://images.vfl.ru/ii/1588345551/1b08e82f/30384158.jpg

Теперь нанесём все полученные вёрсты двумя способами и узрим неопределённость версты «1328», которая составляет около 270 м.

Все версты на одной схеме

http://images.vfl.ru/ii/1588345835/33e63721/30384194.jpg

Такая же неопределённость будет и у версты "1327", но только я её не стал её наносить в обратном ходе.
Верста «1328»(а) определена по карте левого берега, а верста «1328»(б) по карте правого.
Я склоняюсь, что реально существовал столб «1328»(а).
Поэтому получается, что расстояние 1328-1329 в реальности было больше 1-й версты (1067м) на 270 метров.
Думаю, что такая «ошибка» появилась потому, что пути на обоих берегах начали прокладывать ещё до постройки моста.
Т.е. реально забивались верстовые столбы, когда ещё нельзя было точно измерить расстояние м/у ними по причине отсутствия моста.
Конечно, с этим можно и не согласиться, так как в то время уже приборы позволяли довольно точно (с погрешностью, естественно) рассчитывать расстояния.
Но не исключены некоторые допущения, которые специально делались во время строительства моста по определённым причинам.
После того, как мост построили, то никто, естественно верстовые столбы не переставлял бы, так как это бы тогда пришлось бы делать на всём пути после «1329»-й версты.
В принципе, 270 метров особой погоды не играют в сравнении с длиной всего Транссиба. После разбивки путей на километры это допущение уже было устранено. Думаю, что прям вот все верстовые столбы не были демонтированы, а какие-то так и остались в земле со сбитыми табличками вёрст.
Так что, ниже предлагаю свою карту «трёх» вёрст в современных реалиях, как они были "тогда":

Вёрсты 1327-1328-1329

http://images.vfl.ru/ii/1588346129/b9ac1ebb/30384263.jpg

Я бы хотел ещё добавить кое-что относительно карты левого берега.
Ветка на причал нарисована начиная с отсчёта расстояний «3.». Думается, что это допущение, которое связано с тем, что на схеме не стали рисовать пересечение путей до стрелочного перевода. Если провести их далее до нуля, то получится, что стрелочный перевод совпадает с водокачкой, т.е. там их ещё и переключали, что логично по наличию домика.

Стрелочный перевод

http://images.vfl.ru/ii/1588346270/5696efb3/30384275.jpg

Выводы:
1) Определил для себя вид верстового столба(в интернете тоже встречал людей, которые искали как он выглядел).
2) Показал, что фраза «на версте» означает отрезок пути, который не «ДО», а «ПОСЛЕ» соответствующего столба, в сторону больше версты.
3) Определил назначение столба на картине Пясецкого.
4) Определил время дня, в которое картина рисовалась.
5) Зафиксировал расположение трёх вёрст: 1327,1328,1329.
6) Выявил погрешность, которая возникла во время строительства (раскрыл тайну «третьей» версты, т.е. средней м/у 1327й и 1329й).

Напоследок ещё раз повторю свой вопрос, ведь ради него и была вся эта писанина:
Кто-нибудь помнит, где же эти вкопанные рельсы, которые там были обнаружены?
Вроде, как один там должен быть на насыпи, а второй где-то в другом месте.
Есть ли хоть один столб, который вблизи к указанному мною на 1328-й версте?

Конечно, ничего страшного, если они где-то в другом месте.
Это ведь всё ради забавы в конечном счёте написано. :)

Буду рад услышать любой ответ.
Спасибо.

P.S. По картине…
Мне одному кажется, что на переднем плане по насыпи к художнику поднимается корова (её голова уже рядом), которую сзади палкой погоняет мужчина, а рядом с ним ещё один идёт, а также ещё один сзади идёт? 

Вопрос

http://images.vfl.ru/ii/1588346637/249b79aa/30384315.jpg

Отредактировано VECTOR (02-05-2020 08:32:37)

+5

2

Маленький "косяк" имеется.Тень от столба направлена на ВОСТОК (под катом Место столба)

0

3

Morozi1ka написал(а):

Маленький "косяк" имеется.Тень от столба направлена на ВОСТОК (под катом Место столба)

Ага, немного ошибся на картинке в подписи.
Исправил.
Спасибо.
Сразу видно специалиста. :)

Отредактировано VECTOR (02-05-2020 08:34:51)

0

4

VECTOR написал(а):

А тут речь о рельсе, который торчит где-то из фундамента, вроде. Там и фотка есть:
№ 2: А это- участники форума при осмотре фундамента вроде бы как этого строения.

Это с юго-восточной стороны

0

5

golod написал(а):

Это с юго-восточной стороны

Ага, понятно.
Я так и понял.
Просто по первой ссылке были предположения, что торчащими рельсами могут быть реперы, что так оно иногда и бывало, как я понял.
Из моих соображений получалось, что ими могли быть и рельсы былой верстовой разметки.
Вроде, как они с северной стороны должны были быть, получается.
Ну, нет, так нет. Значит - повыдёргивали.  :)

Не по теме, но как-то наткнулся на то, как выглядел старый репер.
Может кто когда случайно наткнётся. Вернее - лучше не натыкаться. :)
Кто его обнаружил, так и не понял что это такое: https://www.drive2.ru/l/534720268329812141/
Вот: М.П.С.-1912.
Просто на всяк случай. :)

Репер

https://i.postimg.cc/L8S21HhG/NQAAAg-Kt1u-A-1920.jpg

+1

6

Прочитываю тему уже который раз и ощущаю себя каким-то ущербным. Ничо понять не могу.

0

7

Женя, не читайте!
Не удивлюсь, если VECTOR фанат Солженицына.

Отредактировано Пэжэ (06-05-2020 16:48:36)

0

8

Женя написал(а):

Прочитываю тему уже который раз и ощущаю себя каким-то ущербным. Ничо понять не могу.

Так и задумано. Тайна! :rolleyes:

Пэжэ написал(а):

Женя, не читайте!

Категорически одобряю! 
Я и сам не понял. :)

Отредактировано VECTOR (02-05-2020 20:21:14)

+1

9

Вполне удобоваримое чтиво.  http://nsk-kraeved.ru/files/000a/1b/4d/10825.png

0

10

VECTOR написал(а):

Надо просто понять, что на двух соседних верстовых столбах указана одна и та же верста, только на одном она нарисована на табличке по ходу следования, а уже на следующей версте она нарисована с противоположной стороны таблички, когда едешь назад.


Даже не удосужились прочитать про жд пикеты. Все Вам было сказано - правильно.
Ну а остальное и обсуждать нечего))
Вашу бы энергию да в благих целях!

0

11

carcano написал(а):

Даже не удосужились прочитать про жд пикеты. Все Вам было сказано - правильно.

День добрый!
Направленность вашего комментария не особо понятна.
В чём "соль", как говорится?
Давайте разделим понятие ПИКЕТ и ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ.
Пикет дробил версту. Никто пикеты во время прокладки Транссиба сразу не ставил, так как не было надобности. Это сейчас он ч/з каждые 100 метров стоит. (плюс иногда ещё что-то показывает)
А тогда, сразу после постройки, просто верстовые столбы стояли, которыми были вкопанные рельсы.
Сейчас километровые столбы выглядят также (белый верх, чёрный низ), но давно уже из бетона.
Ну и пикеты ч/з каждые 100 метров сейчас стоят, естественно.
Зачем мне надо было упоминать про пикеты - не представляю. Их тогда просто ещё не успели расставить.
Если бы я ещё писал и про них, то текста было бы ещё в 2 раза больше.
То, что на картине именно верстовой столб, а не пикет, доказано выше.
Рад, что вы знаете про пикеты.
Я тоже про них знаю.
Только, думаю, что про верстовые ж.д. столбы особо не шарили до того, как прочитали мою писанину.
Но так как вы её не читали, то до сих пор про них ничего не знаете.

http://images.vfl.ru/ii/1588734521/cc84dfb5/30423373_m.jpg

carcano написал(а):

Ну а остальное и обсуждать нечего))

Если бы вы дочитали до конца, то там бы увидели карту расположения трёх вёрст, составленную мной на основе вышеизложенных рассуждений.
Вы где-нибудь видели карту, на которой они были бы нанесены?
Но вас обсуждать её никто не заставляет.
Я её составил не для этого.
Я её составил для тех, кому она бы пригодилась для чего-нибудь.
Был бы рад увидеть какие-нибудь составленные лично вами карты, если они у вас есть.
С уважением.  :)
(Не судите строго :) )

Отредактировано VECTOR (06-05-2020 22:51:20)

0

12

К сожалению, увидел только сейчас:

VECTOR написал(а):

Кто-то говорил, что там могут быть условности, намекая на то, что художник нарисовал что-то «от балды». (п.1)

Здесь, действительно, шла речь о некоторой недокументальности панорамы Транссиба:

Юрий Шилов написал(а):

Но картина - не фотография. Тем более, что относительно этой замечательной панорамы Эрмитаж,
комментируя  её фрагмент в районе Омска, отмечает факт дорисовки  церковного вагона.

Прошу впредь  ссылаться на мои посты в явном виде, без намеков.
И чтобы было еще понятнее и естественнее применительно к п.1 - "последить за базаром"
Само-собой sorry!

Отредактировано Юрий Шилов (09-05-2020 23:16:52)

0

13

Про столбы и цифры на них например здесь: https://www.tdesant.ru/info/item/36

"Знак устанавливается для последовательного отсчета километров от Москвы на магистральных направлениях железных дорог, определяемых МПС.
Порядковые номера километров должны быть изображены на обеих сторонах таблички. С одной стороны наносится номер окончившегося перед знаком километра, с другой - номер начинающегося за знаком километра".

Отредактировано petrogradskiy (10-05-2020 02:07:25)

0

14

Юрий Шилов написал(а):

Прошу впредь  ссылаться на мои посты в явном виде, без намеков.

Уважаемый Юрий Шилов, пытаюсь, но не получается понять каким образом вполне очевидное подозрение, выдвинутое несчётным количеством людей (включая и меня, а кто-то и не выдвигал, а держал при себе), вы приписали себе в "заслуги", если так можно выразиться.  %-)
К примеру, уважаемая Ольга:

Olga написал(а):

И вообще картина - это всё-таки картина, подразумевает некоторую условность.
Можно конечно построить версии, но не более.

Буду верить, что кто-то просто чего-то не так понял. А может и я как-то немного "криво" написал...
А вообще, думаю, что вы - единственный, кто дочитали до "того" места.
Если бы мне попался сей "текст", то я бы закрыл его после первой строчки.
Не зря Пэжэ дал сей мудрый совет:

Пэжэ написал(а):

Женя, не читайте!

  http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

Юрий Шилов написал(а):

"последить за базаром"

Видится, что скоро тут за "гнилой" краеведческий "базар" будут спрашивать по "понятиям":
"Абаснуй за краеведа!"
http://images.vfl.ru/ii/1589088579/da3d4602/30468612.gif

petrogradskiy написал(а):

Про столбы и цифры на них например здесь

ГОСТы СССР найти не проблема.
А вот царских времён доки уже сложнее.

Отредактировано VECTOR (10-05-2020 13:25:55)

+1

15

VECTOR написал(а):

"Абаснуй за краеведа!"


http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/726-4.gif

0