НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Просека

Сообщений 51 страница 85 из 85

51

golod написал(а):

Я читал, что эта просека (но маленькая такая) была раньше 1893, по ней и прорубились. Но это из области баек.

golod написал(а):

каменская дорога? не встречал раньше такого названия. А вы?

Мнение Сергея Филонова: проспект в основной своей части от начала (пл. Свердлова) до улицы Гоголя - часть старинного Барнаульского тракта.  Тракт проходил между Барнаулом и Томском. Дорога была грунтовая. На месте будущего города находилась развилка (на Каменский тракт). В итоге, когда сюда пришли строители будущего железнодорожного моста, они использовали именно эту магистраль-просеку.

Вроде удобное объяснение, но тут в воспаленном мозгу возникает вопрос - а на.. э... а зачем (новый УК обязывает) попу гармонь. Нет, про попа тоже уже нельзя. Пусть будет так - зачем слуге гармонь?
Т.е., что за развилка в бору? Одна на Томск, а другая в ДО Мочище? Если это дорога Барнаул-Томск, то почему после Бердска ей не уйти восточнее (и по реке!) Барышево, Плотниково, Мошково. Зачем слуге переться на Гоголя? Как-то так.

Отредактировано golod (12-04-2013 09:54:10)

0

52

golod написал(а):

Мнение Сергея Филонова


Речь об этой статье.

Мифы и легенды Красного проспекта и его центральной аллеи

( 1 комментарий )
Татьяна Беленкова, Новосибирские новости
Аллея является остатками бульвара на Красном проспекте, заложенного в 1912 году. Фото из архива мэрии Новосибирска

Красный проспект - главная улица Новосибирска - хранит много тайн и окружена множеством мифов. За свою длинную историю проспект претерпел несколько масштабных преобразований. Еще больше преобразований не состоялось. Например,  Академгородок изначально планировался возле Дома офицеров. А сама главная улица города родилась как базарная площадь, удлинившаяся на север почти до бесконечности.

О главных вехах развития легендарной улицы рассказывает главный хранитель музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Сергей Филонов.

Ложные мифы о Красном проспекте

История Красного проспекта длинная, как и он сам.

    Проспект превратился в одну из самых мифологизированных улиц Новосибирска. Один из мифов гласит, что на месте города не было вообще ничего, и люди, пришедшие к реке Обь, прорубили просеку в дремучем лесу. Это неправда.

027-Просека.jpg
Просека в лесу - будущий Красный проспект - фрагмент старинного Барнаульского тракта

На знаменитой фотографии мы видим просеку, но каждому понятно, что для просеки это дорога слишком широка и наезженна.

Дело в том, что Красный проспект в основной своей части от начала (пл. Свердлова) до улицы Гоголя - это фрагмент старинного Барнаульского тракта.  Тракт проходил между Барнаулом и Томском. Дорога была грунтовая. На месте будущего города находилась развилка. В итоге, когда сюда пришли строители будущего железнодорожного моста, они использовали именно эту магистраль-просеку. 

Второй миф рассказывает о том, что Красный проспект четко направлен с юга на север и при его закладке строители ориентировались чуть ли не на компас. Это не так.

«Достаточно посмотреть любой атлас, и будет видно, что Красный проспект отклоняется к западу», - спешит развеять миф Сергей Филонов.

Третий миф, что Красный проспект образовался почти одномоментно и целиком. Эта информация не соответствует действительности. Центральная улица города нарастала постепенно в направлении севера. И эти этапы роста несложно проследить.

Как из площади родилась улица

Специфика Новосибирска в том, что он начинался не с улиц, а с площадей. Аналогичным способом в России начинался только Санкт-Петербург, тем мы и похожи на северную столицу. Сейчас историки активно ищут параллели между Санкт-Петербургом и Новосибирск.

По сути, Красный проспект был постоянно растущей площадью в направлении севера. Вырубался лес на гораздо большем расстоянии, в результате чего образовывалась площадь. Она очень быстро застраивалась, и вырубки продвигали выше.

Старобазарная площадь, ровесник города, находилась в начале Красного проспекта. Она занимала территорию от парка Городское начало до сегодняшнего Автовокзала.  На месте вырубленного леса вдоль Барнаульского тракта размещались лавки, магазинчики. Торговля шла прямо с телег. Именно поэтому часть историков считают, что город начался не с моста, а с базара.

011-Народное-гуляние.jpg
Торговля шла прямо с телег. Именно поэтому часть историков считают, что город начался не с моста, а с базара

Согласно генплану 1896 года вокруг площади были нарезаны первые кварталы и улицы.  Проспект был центральной улицей и уходил до Вагановской улицы, ныне Фрунзе. Дальше они не проектировали.

Однако базар сместился на территорию нынешнего Сибревкома. Тогда эта площадь носила имя Новобазарной.  Застройка шла по правой стороне Николаевского проспекта, где сейчас стоквартирный дом.  С левой стороны располагался базар. В 1912 году архитектор Андрей Крячков построил реальное училище (ныне 3-я детская больница скорой помощи), и базар был перенесен на новое место - Ярмарочную площадь (сегодняшнюю пл. Ленина).

Аллея рождалась как бульвар

Аллея является остатками бульвара на Красном проспекте, заложенного в 1912 году. В связи со строительство метро в 1980-х и дряхлостью деревьев аллея частично сносилась, но позже восстанавливалась.

084-Николаевский-пр.jpg
Аллея является остатками бульвара на Красном проспекте, заложенного в 1912 году

Центральная аллея, сохранившаяся на участках проспекта с самым оживленным автомобильным трафиком, периодически является предметом споров: стоит ли жертвовать удобством передвижения автомобилистов ради эстетических и ностальгических настроений части горожан?

Ярмарочная площадь на тот момент имела огромные размеры. Ее территория располагалась между сегодняшними  улицами Советской, Серебренниковской, Орджоникидзе и Горького.

Одним из важнейших зданий Красного проспекта является Городской торговый корпус - Краеведческий музей. Здание по проекту Крячкова построили в рекордные сроки за два года и сдали в эксплуатацию в 1912 году.

108-горсов.jpg
городской торговый корпус. Здесь же располагалась Городская управа

    На горожан Торговый корпус производил неизгладимое, даже ужасающее впечатление. Крестьяне, которые в своей жизни ни разу не видели каменные здания в три-четыре этажа, опасались, что земля не выдержит, и здание городской управы провалится куда-то вниз.

Торговля на Красном проспекте в виде базара существовала вплоть до 1931 года, но с началом строительства Оперного театра ее ликвидировали. Одни торговцы перешли под крыши, в здания, другие были вытеснены на периферию. К этому времени пл. Ленина носила название Красной площади. Позже она будет переименована в пл. Ленина, затем в пл. Сталина, а потом опять в пл. Ленина.

Академгородок проектировали за Домом офицеров

Вместе со множеством построенных зданий, примерно то же множество так и не было возведено на Красном проспекте. В их числе комплекс зданий жилищного кооператива «Политкаторжанин» для старых революционеров. В 1935 году общество  было ликвидировано, а люди были репрессированы. Здание Музея каторги было отдано медицинскому институту.

И, пожалуй, один из самых интересных нереализованных проектов - проект Академгородка. Он должен был разместиться за Домом офицеров, на пересечении улиц Гоголя и Красного проспекта. В 1944 году на месте, где сейчас располагается типовая хрущевская застройка, был запроектирован Академгородок. Проект комплекса зданий был выполнен в стиле сталинский ампир, а главное здание ансамбля должен был венчать шпиль высотой в 66 метра.

    Академгородок занимал бы целых два квартала. Его границы: ул. Гоголя, ул. Достоевского,  Красный проспект и ул. Советская. Руководителем проекта выступил Андрей Крячков.

Воплотить в жизнь проект не удалось. Ученые, работавшие в Новосибирске в эвакуации, после окончания Великой Отечественной войны вернулись к себе домой. Ученые занимались в основном металлургией, геологией, химией, все, что могло пригодиться на фронте.

«Образно выражаясь, Ленинград посреди Новосибирска, а проект действительно был стилизован  под ленинградский классицизм, мог бы украсить город. Если бы война затянулась, и объект был бы завершен, сейчас  он радовал бы новосибирцев своей красотой. Лишь одно из зданий комплекса все-таки реализовано - лабораторный комплекс - сегодня в нем располагается Полпредство по ул. Державина», – объяснил Сергей Филонов.

Позже Красный проспект был продлен специально до аэропорта Северный.

1990 году Новосибирск получил статус исторического города, и это благодаря, архитектуре. И главным образом архитектуре Красного проспекта.

0

53

Версия Сергея Владимировича интересна, но, как понимаю, это всё-таки версия, прямых доказательств нет.

0

54

Никакого барнаульского тракта ни старого не нового там не было. Видел много различных карт и их фрагментов в плоть до 18 века где остроги обозначены....  Барнаул -Томск был пробит в конце 18 , начале 19 века.  Проходил он через село (ныне почившее)Агафониха (Ленинск-кузнецкая трасса). Дороги были в объезд и не официальные...Действительно на кой делать такой крюк? А просека и дорога возможно (и скорее всего) была. Как раз направление на томский гос тракт , скажем от выселка кривощёковского чтобы во круг не ехать.  Вырубать в наглую лес тут думаю на этом берегу было накладно -кабинетские земли...Браконьерство..

Отредактировано Sarmat (12-04-2013 17:17:35)

0

55

Sarmat написал(а):

Как раз направление на томский гос тракт , скажем от выселка кривощёковского чтобы во круг не ехать.  Вырубать в наглую лес тут думаю на этом берегу было накладно -кабинетские земли...Браконьерство..

Что ты имеешь ввиду под направлением на Томский тракт? Направление на Дубровино? Дешевле "вокруг ехать", чем лес просеку рубить. Да и земли кабинетские - противоречие налицо. Рубили явно не самоволом, под дело. Думаю, одна дорога закладывалась ст. Обь-Каменский тракт, а другая к ней стыковалась. И на фото, вполне возможно именно первая. Недаром она где-то звучит как Каменская дорога. Будущая Межениновская это.

Да, нет такой дороги до 1890-го. Не то что просеки, даже тропы. Так что просеку  все-таки, видимо, рубили позже
http://s3.uploads.ru/t/C2Xci.jpg
http://s2.uploads.ru/t/u8Uqt.jpg

Отредактировано golod (12-04-2013 18:28:04)

0

56

да это какие карты...Так название одно. Куча ошибок. кстати, на Каменке уже 1868 (этого года карта или 1864) уже четыре мельницы обозначены. Вот и думайте какие это были не обжитые края... http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

http://f14.ifotki.info/org/2d0c6a4584835fcdb64e2c708fd3aac0b23196148425788.jpg

Отредактировано Sarmat (12-04-2013 19:22:27)

0

57

Sarmat написал(а):

да это какие карты...

Есть другие? С удовольствием воспользуюсь. Как много хранится в личных загашниках... Не меньше чем в музеях.
Карта 64-го. Я вот тоже долго думал - почему на Каменке аж 4 кружочка, а на Ине и Туле ни одного...

0

58

Да....Я бы тоже воспользовался бы....Но только посмотреть дали как то разок...  Тоже интересовались в своё время где был первый тракт .Было подозрение , что не там где он был в 19 веке.  Оказалось местами не там , но в основном разделялся на летний и зимний.   Были вспомогательные  дороги , которые соединяли ветки тракта .  Но вот тут в этом месте где сейчас Красный ничего не обозначено. Хотя где то дорога была вдоль реки  (обычно везде есть) Не государственная конечно. А на этой карте 64 много ошибок . Деревни иногда повторяются , обозначены не на том берегу . Само Кривощёково обозначено на устье Тулы с какого то перепугу...На старых картах это обычное дело. В 18 веке официальных гос карт наших мест практически не существовало. Самую старую видел времён Александра 1....Тоже "фантазийная" на половину.
Ямщики конечно пользовались картами в 18 веке , но самодельными или заводскими(частными)......А вот такие карты "золотые" в моём хобби.  Практически не осталось.

Отредактировано Sarmat (13-04-2013 00:31:26)

0

59

Добавлю от себя 5коп. в тему. См. на правый край, объект, похожий на подъем просеки.

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0609/ed/eeb3ed64614463507a38c79b4aa5ebed.jpg

Отредактировано Александр77 (09-06-2015 18:27:41)

0

60

Александр77 написал(а):

См. на правый край, объект, похожий на подъем просеки.

это не просека, это левый берег Каменки, поросший лесом. Чуть дальше - Чертово городище, где, как говорят, Кучум скрывался))) (кстати, это реальная выдумка некоторых историков, но не буду их рассекречивать:)

0

61

Sarmat написал(а):

Само Кривощёково обозначено на устье Тулы с какого то перепугу

Да я вот тут подумал, прошло всего два года, а как сильно мы продвинулись в знании своего города - Кривощёково то и в правду бы на устье р. Тулы, она ведь аккурат на окраине села в Обь впадала, там где ныне пляж "Наутилус".

0

62

evg_e1 написал(а):

Кривощёково то и в правду бы на устье р. Тулы, она ведь аккурат на окраине села в Обь впадала, там где ныне пляж "Наутилус".

я тоже обратила на это внимание. Видимо, русло изменилось в связи со строительством железной дороги. Сказала об этом собирателю карт "всея Сибири" уважаемому д.и.н О.Н. Катионову, а он не поверил.... Но это оффтоп, к просеке не относится) Скорее, к теме Кривощёково.

0

63

Natalya написал(а):

это не просека, это левый берег Каменки, поросший лесом.

Еще добавлю фото из альбома 1899, т.е. года на три позже предыдущего (простите, дорисовал трассировку). см. дорогу в левый верхний угол. Еще см.  в 21м сообщении про Каменскую дорогу.
http://i71.fastpic.ru/big/2015/0613/26/2c4508eaed6fbac7b9a5d8e01a731326.jpg

Предположу, что просека-это начало Инской, а не Красного проспекта https://maps.yandex.ru/-/CVWw6R97

Отредактировано Александр77 (13-06-2015 14:41:15)

0

64

Александр77 написал(а):

Предположу, что просека-это начало Инской, а не Красного проспекта

Где вы там (п.59) вообще на косогоре дорогу увидели?
"Инфраструктура правого берега была представлена как минимум двумя дорогами, отходящими от Кривощёковской переправы. Одна, старая «калмыцкая дорога на восход», по правобережью Каменки вела в близлежащее село Каменское, через досмотр Каменской заставы, а далее на Ояшское, Болотинское и Томск. Сергей Канн предполагает, что «в далеком прошлом он (тракт «калмыцкая» дорога – К.Г.), как и переправа, использовался кочевниками для походов на Томск, а со временем приобрел чисто торговое значение» (106). Инженер-изыскатель Григорий Васильевич Адрианов также упоминает об этой дороге в записке по итогам железнодорожных работ 1892 года (107). Теперь мы знаем участок этой дороги как проспект Дзержинского" (см. карту постов 55-56)

0

65

golod написал(а):

Где вы там (п.59) вообще на косогоре дорогу увидели?

на 59 пока нет дороги, там просека. Соответственно, на картах из сообщений 55-56 ее тоже нет. Если бы была дорога, то зачем для нее рубить просеку?
Я художник, я так вижу(С)  :)
http://i70.fastpic.ru/big/2015/0613/a4/aa560d425cf9b0bd24d607acfcb923a4.jpg
попытка совмещения с картой 1900? года из сообщения 10 (хотя она оч приблизительная, например, красный проспект по направлению не совпадает)
http://i69.fastpic.ru/big/2015/0613/f5/08ce74852dec4b615f6f398a192883f5.png

Отредактировано Александр77 (13-06-2015 19:21:41)

0

66

Александр77 написал(а):

попытка совмещения с картой 1900? года из сообщения 10 (хотя она оч приблизительная, например, красный проспект по направлению не совпадает)

Отредактировано Александр77 (Сегодня 18:21:41)

а также берег, мост и масштаб. Плясать надо от них, а не от Инской. То что вы называете просекой - глиняный обрыв каньона. Да ладно.

0

67

план 1906 года выглядит поточнЕй.
http://i70.fastpic.ru/big/2015/0614/dd/447a49071458c807844e1b454ad6c8dd.png

Оранжевым-мост на алтайскую ЖД. Голубым-точка съемки, предположу, что съемка с этой опоры см.сообщение 59
http://i72.fastpic.ru/big/2015/0614/3d/14895e75f8952d113ea8f7d22c7e593d.jpg

0

68

Пришло время возобновить затянувшийся спор. Подведу некоторый итог: 1. Это не просека на месте Красного проспекта, а какая-то другая, возможно, дорога в поселок при ст. Обь (более вероятно, в том числе - под стр-во ж.д. полотна) или Каменская дорога (менее вероятно).
2. Если даже под проспект, то никак не в 1893 г. - в то время здесь дремучий лес (карту 1893 г. все уже видели)
3. Это просека под будущий проспект, прорубленная в рамках плана Кузнецова. Живописно об этом пишет Баландин: «Титлянов приступил к реализации плана Кузнецова по разбивке кварталов и улиц города. Он организовал прежде всего прорубку просеки (будущей главной улицы города - Николаевского, потом Красного проспекта), идущей от базарной площади у собора к северу» - без ссылок на источники. У меня вопрос: выдумка чистой воды или…? Сам Титлянов в прошении  о собственной «реабилитации» (опубликовано в фундаментальном труде Горюшкина, стр. 252-258) ничего не пишет ни о просеке, ни вообще о «реализации плана Кузнецова»… Что проспект появился именно в плане Кузнецова - факт. Но как выполняли этот план - вопрос без ответа: документов о "реализации плана Кузнецова" нет. Я приведу выдержку из рекомендаций лесничего по вырубке леса в 1894 г.: "Оказавшийся на отводимых участках под устройство домов, улиц и проулков лес следует оценивать перечислительным способом по сортиментам, т.е., на что годен лес (бревно, жерди, дрова и т.д.) и взыскивать с арендаторов стоимость его по таксе 1894 года. Арендатор участка должен уплатить и за лес против его участка до середины улицы или проулка. На вырубку леса нужно выдавать билеты. Если арендатор откажется от леса и уплаты лесных пошлин, то он отпускается желающим по таксе и крестьянам на обустройство усадеб бесплатно. Окружной лесничий А. Фролов".
Сомневаюсь, что через два года правила изменились.

+1

69

Про Титлянова уже где-то я говорила, что в 1895-м году, когда его избрали старостой, просеку на месте проспекта он прорубать не мог, т.к. она, во всяком случае до ул. Болдыревской,  уже была, поскольку в то время он служил в заведении Ворсиных и Олюниной, которое на Болдыревской и находилось.

0

70

Natalya написал(а):

Подведу некоторый итог: 1. Это не просека на месте Красного проспекта, а какая-то другая, возможно, дорога в поселок при ст. Обь (более вероятно, в том числе - под стр-во ж.д. полотна) или Каменская дорога (менее вероятно).

согласен с общей мыслью

golod написал(а):

Думаю, одна дорога закладывалась ст. Обь-Каменский тракт, а другая к ней стыковалась. И на фото, вполне возможно именно первая. Недаром она где-то звучит как Каменская дорога. Будущая Межениновская это.

0

71

Olga написал(а):

в 1895-м году, когда его избрали старостой

очепятка  http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-4.gif
да, я зануда  :crazyfun:

0

72

golod написал(а):

очепятка


ага, не занудничай

12 августа 1896 г. сход жителей в присутствии уездного полицейского исправника Попова избрал из своей среды старосту поселения. Из нескольких кандидатов выбрали И.Г. Титлянова, его помощником – крестьянина Сузунской волости Д. Налимова.

0

73

появился новый вариант для расположения самой популярной просеки. Как-то никто не упомянул, что между водонапорными башнями и водоподъемными зданиями строился водопровод. Чтобы его протянуть, нужно было вырубить лес. Вот тебе и просека) Например, от здания на Владимировской 24 а.

0

74

Natalya написал(а):

строился водопровод. Чтобы его протянуть, нужно было вырубить лес

Не широковато будет?

0

75

golod написал(а):

Не широковато будет?

Корни сосны расходятся до 10 метров в ширину,т.е. просека не менее 15 метров в ширину.

0

76

Morozi1ka написал(а):

просека не менее 15 метров в ширину.

Что-то из детских воспоминаний я таких широких просек не помню! Жили на даче в Калугино на Оби, ходили  через 3 просеки за грибами в лес! Они не были такими широкими! За 4-ю просеку уже не пускали солдаты, там уже военные были. Или раньше просеки по корням делали?

0

77

Ольга ПР написал(а):

Они не были такими широкими!

Ольга,просека просеке рознь. "Ликбез" проводить не буду,сами можете посмотреть на яндекс-картинках.

0

78

seg49 написал(а):

Встал я на место  СТРОИТЕЛЕЙ (моста через Обь+ж\д станции).
Нужны: деловой лес и дрова.
Стали рубить просеку (с горки, где будет потом собор) сперва поближе в дороге
Государственную т. е. Кабинетную,
а навстречу ей от ж\д станции  сразу три (1905 г., Челюскинцев, Сибирскую)

мы никогда не будем на месте строителей, потому что в то время были другие законы и правила, о которых мы даже не подозреваем. Конкретно: Кабинет для строительства ж/д отводил участки боров, так вот в списке нашего бора нет))  Бор пошел на строительство домов для горожан, но никак не для ж/д.

0

79

golod написал(а):

Каменский тракт всем известен как пр. Дзержинского


Константин, второй уже раз встречаю подобное высказывание.. разве это не ошибка?..

Проспект Дзержинского, который был Каменским Шоссе, теперь переходит в это самое К Шоссе
а Каменский Тракт - это другая улица

https://www.google.ru/maps/@55.0668654, … a=!3m1!1e3

http://images.vfl.ru/ii/1530374185/6a543859/22308933_m.jpg

0

80

Михаил Цененко написал(а):

Проспект Дзержинского, который был Каменским Шоссе, теперь переходит в это самое К Шоссе
а Каменский Тракт - это другая улица

Вполне может быть. Тракт никто не прямил

0

81

Михаил Цененко написал(а):

Проспект Дзержинского, который был Каменским Шоссе, теперь переходит в это самое К Шоссе


И всё-таки, Каменский тракт - Каменское шоссе - пр. Дзержинского.

0

82

golod написал(а):

Вполне может быть. Тракт никто не прямил

Olga написал(а):

И всё-таки, Каменский тракт - Каменское шоссе - пр. Дзержинского.


я тогда не знаю.. и не уверен.

0

83

Olga написал(а):

И всё-таки, Каменский тракт - Каменское шоссе - пр. Дзержинского.

Наверное потому, что пр. Дзержинского проходит по водоразделу Каменки и Малой Ельцовки, а улица Каменский тракт расположена в пойме Каменки.

0

84

Ирландец написал(а):

Наверное потому, что пр. Дзержинского проходит по водоразделу Каменки и Малой Ельцовки, а улица Каменский тракт расположена в пойме Каменки.


Мой ответ основан на том, что на карте 1935 года написано "тракт", в СМИ того времени тоже упоминается "Каменский тракт", название "Каменское шоссе" появляется в 1940-е.

0

85

Ирландец написал(а):

Наверное потому, что пр. Дзержинского проходит по водоразделу Каменки и Малой Ельцовки, а улица Каменский тракт расположена в пойме Каменки.


Olga написал(а):

Мой ответ основан на том, что на карте 1935 года написано "тракт", в СМИ того времени тоже упоминается "Каменский тракт", название "Каменское шоссе" появляется в 1940-е.

Не вижу противоречий. Просто пытаюсь логически обосновать выбор места расположения тракта. А то на картах каких только чудес не увидишь.

0