НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Судоходство на р. Иня

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Отличный разговор у соседей

Не знаю, правда ли, что раньше по Ине корабли (небольшие) ходили?

jackson059

Не знаю, правда ли, что раньше по Ине корабли (небольшие) ходили? Я там находила якорь около метра длиной, обычный такой, весь в какой-то белой фигне типа извести... Мне было тогда лет 6, с дедой ходили туда рыбачить, а он на дне возле берега был.
А еще один дед из Кольцово тоже говорил, что суда по Инюшке ходили...
Про корабли, конечно громко сказано, но катера типа "Путевой" по весне заходили. Не до верховьев, но до бани вроде доходили. Вообще в 60-е все берега были усыпаны причалами с лодками. Практически на каждом выходе улиц к реке было привязано по несколько деревянных плоскодонок и даже моторок. Иня в те времена была глубоководной, хорошо помню, как вода заливала пойму, где сейчас построен "Весенний". Потом при постройке канализационной насосной построили малозаглубленный дюкер, да и инюшка сильно обмелела, особенно в районе хутора "Звездочка". Кто помнит, где такой находился? После того, как некоторым моторкам движки попереломало, даже они перестали плавать, только резинки...
В село Новолуговое сразу после ледохода налаживалась лодочная переправа чуть ниже бани, а летом, когда река мелела, ставился пешеходный мост с дощатым настилом по металлическим "Козлам". Существующий мост построили около 70-го или чуть раньше метрах в 50 выше по течению. Если мне память не изменяет, то для переправы натягивался металлический трос с одного берега на другой, а тут уж не до судоходства...

Katyasha

А как выглядели эти катера типа Путевого?
PS Вот именно за баней этот якорь и был. Только бани больше нету. Дескать, грунт у них стал проваливаться, вот и свернулись. Тут начало...конца

http://i59.fastpic.ru/thumb/2015/0228/3a/515a742b1235147e5b76d030b3dde53a.jpeg http://i59.fastpic.ru/thumb/2015/0228/07/b2746324ec7c881b57b2679243f01807.jpeg

jackson059

Прошу прощения, ошибочка маленькая вкралась, переврал название - "путейский" правильно. А выглядят они так http://images.yandex.ru/yandsearch?e... … e&p=11
А с баней все было ясно уже лет десять назад, когда ее спалили, закрыли и восстанавливать уже не собирались.
Мостик и переправа наводились как раз примерно по левому краю вашего первого снимка.

0

2

канализационной насосной построили малозаглубленный дюкер

Цитата с соседского форума

Странно... На Инюшке стоит водозабор 5 станции очистки воды.И это их оголовки на фарватере мешают судоходству.

0

3

Нет, водозабор ковшового типа с длинным руслом НФС-5 находится не на Ине, а на Оби возле Комсомольского моста чуть выше по течению. Немного ниже моста стоит круглая башня водозабора ТЭЦ-5. А на Ине возле моста находится канализационная насосная станция (КНС), перекачивающая стоки Первомайского, Советского районов и города Бердска в сторону города. Так что вот эти дюкеры и мешают...

+1

4

река Иня в районе Первомайки
http://www.peshtour.ru/images/NSK54/ina1ss.jpg

0

5

Иня.
Подъ этимъ именемъ извѣстно нѣсколько рѣкъ въ Алтайской горной системѣ. Значительнѣйшія изъ лихъ:
1) Р., Томской г-іи, пр. пр. Оби. Беретъ начало въ Кузнецкомъ окр., на сѣв. склонѣ Салаирскаго кряжа, въ Караканской горной группѣ.
Направл. до с. Усть-сосновскаго къ с.-з., далѣе къ ю.-з., дл. теч. 420 в. Шир. отъ 2 до 30 с., глуб. отъ 1 до 7 ар. Теч. лѣтомъ тихое, дно иловато-глинистое.
Берега мѣстами возвышенные (какъ напр. на пересѣченіи дороги изъ Салаира въ Томскъ), мѣстами низкіе, но обрывистые; они дов. заселены и обработаны.
Въ нижней части теченія мѣстность имѣетъ степной характеръ. Въ верхней части рѣчной области Ини возвышаются, напротивъ, значительныя лѣсистыя горы.
Рѣчная область Ини весьма замѣчательна по своимъ минеральнымъ богатствамъ.
Нѣкоторые изъ притоковъ Ини золотоносны, какъ напр. Бачатъ и Уръ. Кромѣ того, на системѣ Ини находятся Салаирскіе серебряные рудники, а также чрезвычайно богатыя желѣзныя и каменно-угольныя мѣсторожденія и заводы: Салаирскій, Гавриловскій и Гурьевскій. Прит. Ини (лѣв.): Бачатъ, Уръ, Касма, Тарима и Изила.
(Паласа, пут., II. ч. 2-я, стр. 154; Falk, Beitr., 1, 340; В. Ст. Томс. губ,, стр. 34; Humboldt, Centr. As., I, 237; Гагемейстера, ст. об. Сиб., I, 29, 106; Г. Ж. 1849, II, 257).
ГЕОГРАФИЧЕСКО СТАТИСТИЧЕСКІЙ СЛОВАРЬ РОССІЙСКОЙ ИМПЕРІИ_составил П.СЕМЕНОВЪ_в 5-ти томахъ_С.Пб._Типография В.Безобразова_1863-1885.pdf

0

6

Ну, если под судоходством понимать моторные лодки, причем не старые деревянные, а современные резиновые надувные- то такие и в районе Буготака наблюдал, и у моста перед Учебным на Жеребцово.

0

7

Semich написал(а):

Ну, если под судоходством понимать моторные лодки, причем не старые деревянные, а современные резиновые надувные- то такие и в районе Буготака наблюдал, и у моста перед Учебным на Жеребцово.

я только одну лодку наблюдал на Ине - на перевозе в районе Льнозавода, на которой нас, дачников-неудачников доставляли на правый берег этой гордой речки

+2

8

В Искитиме говорят, что давно... туда ходили суда от Бердска. Что-то такое...

0

9

Semich написал(а):

Ну, если под судоходством понимать моторные лодки

это не судоходство точно!

Когда у нас было и пароходство и активная навигация, то суда на водомёте и с плоским дном, вроде Зари или Зарницы, могли заходить в Иню..
но зачем?? :)

а вот ментовские, патрульные, рыбнадзоровские, пожарные катера, которые уже могут считаться маломерными судами, редко, но скорее всего, в Иню заходили.

скорее всего, тело Янки искали тогда на небольшом патрульном катерке.

можно ли назвать это судоходством? можно, но с большой, большой натяжкой.

а вот навигацией точно нет.

0

10

Так грузы могли возить, например. Явно не на моторных лодках. Тут бы людей в теме истории речного транспорта послушать.

0

11

avro написал(а):

Так грузы могли возить, например. Явно не на моторных лодках. Тут бы людей в теме истории речного транспорта послушать.

Тут вот говорили 12 лет назад, что лоция Ини таки сушествовала, по крайней мере в Академии водного транспорта её там двое видели, с их слов: http://www.mbo4x4.ru/index.phtml?way=forum&ID=67651
(Там надо каждое сообщение нажатием раскрывать, чтобы было полностью видно.)

И там же говорят, что до 1956-го ходили баржи типа "колхозница".
Как я понимаю, всё же это про весеннее время, а то летом же по Ине мостики ставили, типа: Переправа через Иню в районе деревни Луговой.

+2

12

VECTOR написал(а):

лоция Ини таки сушествовала

ещё соображение:

Иня довольно извилиста, а это не слишком благоприятствует судоходству.
Но возможно я ошибаюсь.

Вот бы Виктор высказался на эту тему - очень интересно было бы.

0

13

Я не верю в существовании лоции. Много перекатов, где глубина даже ниже, чем по пояс.

+1

14

Михаил Цененко написал(а):

Вот бы Виктор высказался на эту тему - очень интересно было бы.

Да.

Ромуальдович написал(а):

Я не верю в существовании лоции. Много перекатов, где глубина даже ниже, чем по пояс.

А если, она всё же для весеннего судоходства была?
В мае-месяце, например.

https://i.ibb.co/5xBcPmg/image.jpg

Отредактировано VECTOR (14-04-2023 23:28:27)

+1

15

Semich написал(а):

Ну, если под судоходством понимать моторные лодки, причем не старые деревянные, а современные

Пробовал. Никакого удовольствия. После первого поворота решил вернуться, чтобы в берег не врезаться

0

16

Ромуальдович написал(а):

Я не верю в существовании лоции. Много перекатов, где глубина даже ниже, чем по пояс.

Полностью согласен с Ромуальдовичем. Крайне малые высоты пролётов мостов в р-не Разъезда Иня и наличие моста в Луговском (ранее понтонного), Крайне малые, постоянно меняющиеся глубины, исключают возможность какой либо навигации по р Иня.

0

17

Поискал поиском по СовСибири за 1945-й.
Встретил про судоверфь в Тогучине на Ине.

https://i.ibb.co/HPgHjBf/1945.jpg

Потом в интернете ещё поискал про судоверфь.

http://www.letopisi54.ru/letopis/detail … u276557815

Дата публикации: 28 Января 2020
Автор: Людмила Ермолич

Судоверфь в г. Тогучине

      В очерках Филиппова М.И. «Городок над Инёй» сообщается о том, что в годы Великой Отечественной у нас в городе появилось и новое предприятие- судоверфь, которое строило для речного флота военные катера. Они сплавлялись по реке Иня в Обской речной бассейн и далее по запросам военного времени. В. Мищенко в книге «Из истории Тогучинского района» пишет о том, что на судоверфи строили для речного флота катера и паузки. Эти суда весной по р. Иня сплавлялись в бассейн р. Обь. Отдел архивной службы администрации Тогучинского района по судоверфи располагает следующими документами. В протоколе № 1 общего собрания членов сельхозартели «Клим Ворошилов» от 9 марта 1945 года значится повестка: предъявление проекта изъятия земель колхоза под строительство гидроэлектростанции и судоверфи и расширение черты рабочего посёлка Тогучин. (Д 61, Л.41)
В решении № 239 Исполнительного комитета Тогучинского районного Совета депутатов трудящихся от 02.06.1945 года записано:
1. Обязать начальника строительно –эксплуатационного участка тов. Воробьёва не позднее 15 июня закончить строительство одного катера и одной баржи и 1 июля пустить их в эксплуатацию. Наряду с этим заложить две баржи и закончить их строительство к 1 августа 1945 года.
В решении Облисполкома № 749 от 6 июня 1945 года в разделе «Освоение малых рек» в Тогучинском районе заложены капиталовложения на строительство флота в сумме 89 тыс. руб, из них за счёт областного бюджета- 24 тыс. руб.(Ф 24, Оп.1, Д 64. Л.11)
Исполнительный комитет Тогучинского городского Совета депутатов трудящихся обсуждал вопрос «О закреплении в постоянное пользование земельного участка Тогучинской судоверфи Областного управления по транспорту и освоению малых рек» (решение № 18 от 14 января 1948г). В нём записано «В соответствии решения Облисполкома от 11 декабря 1945 года за № 1 396 об организации судоверфи в г. Тогучине исполком городского Совета решил»:
1. Территорию земельного участка, занимаемого в настоящее время производственными цехами, подсобными помещениями, жилыми домами с прилегаемой к этой территории поймы реки Иня закрепить в постоянное пользование за Тогучинской судоверфью.
2. Учитывая, что занимаемый участок земли судоверфью не позволяет возможным производить расширение производственных цехов, а равно для строительства домов для квартир рабочих отвести Тогучинской судоверфи дополнительно земельный участок к занимаемому участку северной стороны территории в количестве 2,1 гектара
3. Запретить директору судоверфи тов. ВЕДЕРНИКОВУ при возведении построек на дополнительно отведённом земельном участке производить вырубку имеющегося там леса без особого на то распоряжения лесхоза. (Ф 24, Оп.1, Л 73)
     
Точной даты существования судоверфи установить не удаётся.

https://i.ibb.co/kq7pgMC/540575ca91469c1e2ec6331724c0f1ee.jpg

Отредактировано VECTOR (15-04-2023 11:53:28)

+2

18

VECTOR написал(а):

Встретил про судоверфь в Тогучине на Ине.

Где-то я писал, и в ГАНО ходил. Посмотрю

0

19

golod написал(а):

Где-то я писал, и в ГАНО ходил. Посмотрю

Короче говоря, раньше небо было голубее, трава зелёнее, а реки полноводнее и глубже...
Так что, наверное, лоция Ини всё же была, т.к. в Обской бассейн сплавляли построенные суда.
И вот тут по вышеприведённой ссылке http://www.mbo4x4.ru/index.phtml?way=forum&ID=67651 один из написавших говорит: "Баржи, грузоподьемностью до 100 тонн. Ходили до Тогучина. Что возили- хз"

Вот тут ещё в попалось в СовСибири за 1940-й про лоции малых рек.
Иня там под конец упоминается, но в том смысле, что пора бы и её начать использовать.
Так что, может, как раз в период 1940-1945-го лоция Ини и появилась, т.е. когда судоверфь построили перед этим.
Как вариант, короче...

https://i.ibb.co/Ydmymkn/image.jpg

0

20

Согласен, что судоходство возможно было только в апреле и в мае - по высокой воде. Тем более написано, что строили для других малых рек. Вот весной и сплавляли.

Отредактировано Ромуальдович (15-04-2023 14:28:01)

0

21

Ромуальдович написал(а):

Согласен, что судоходство возможно было только в апреле и в мае - по высокой воде. Тем более написано, что строили для других малых рек. Вот весной и сплавляли.

И, очевидно, если судна от Тогучина вверх по Ине тоже ходили в то время по весне, то не выше, чем построенная в начале 50-х Киикская ГЭС , до которой по прямой 19 км от Тогучина.
А ещё в 500 метрах от Ини расположен Тогучинский карьер.
Может на построенные баржи камень оттуда и грузили, хотя бы на постройку той самой Киикской ГЭС или чего по Ине, правда там по Ине до Киика, наверное, поворотов сотня будет...

Отредактировано VECTOR (15-04-2023 18:56:25)

0

22

Уж если вы доехали до Тогучина, то в Ленинск-Кузнецком по Ине невозможно передвигаться вообще ни на чём: ни на моторке, ни на резинке, ни на вёсельной лодке.

по сути, местами это горный ручей.

0

23

Август 1946
Ноябрь 1948

https://i.ibb.co/XYRR1jC/1946.jpg https://i.ibb.co/7zPWCcS/1948.jpg

+4

24

Я тут вот с чем...

Недавно, глядя с шоссе в сторону моста первого ж.д. моста, заметил то, что, возможно, раньше и замечал, но как-то не откладывалось в памяти, а тут вот всё же обратил внимание и возник кое-какой вопрос по этому поводу.
А заметил я то, что водомерная рейка, которая была закреплена на центральной опоре первого ж.д. моста теперь исчезла.
Исчезла в том смысле, что просто разрушилась от старости и развалилась на части. Причём, сделала она это отнюдь не вчера, а разрушаться она начала лет 10 назад, и где-то лет 5 или около тому назад совсем исчезла.

Вот снимок 1987-го, на котором обозначил рейку на центральной опоре:

https://i.ibb.co/sPmmJSz/1987.jpg

А ниже хронология её разрушения с панорам.
По годам 2012-2018-2021-2023.
В 2012-м ещё стоит, в 2018-м наклонившаяся, а потом уже разрушена.
https://i.ibb.co/1v9Xw9d/2012.jpg https://i.ibb.co/YXpHvY6/2018.jpg https://i.ibb.co/2gT3tGW/2021.jpg https://i.ibb.co/7Rzr5f4/2023.jpg

Понимаю, что, видимо, здесь был раньше водомерный пост. Сейчас это всё само-собой порушено и никакие наблюдения и архивные записи не ведутся, поэтому и не удивляет, что рейку никто не восстанавливает.
Но всё же интересно, а вообще, зачем нужна была тут водомерная рейка? В какие годы она появилась и когда велись систематические записи показаний уровня воды в Ине, а то, может, её ещё при царе туда установили, вот она и развалилась от старости.
Видимо, ответ кроется в том, что Иня всё же раньше была судоходной, во всяком случае в весеннее время, когда из загадочной судоверфи в Тогучине сплавлялись в Обь построенные там катера и баржки, о чём и говорилось выше в теме.
Иначе говоря, нужен был учёт уровня вод для гарантированного пропуска всех этих корабликов до Оби, т.е. можно предположить, что рейка могла появиться сразу после 1945-го, когда и начались строиться судна для малых рек и была составлена не менее загадочная лоция реки Иня, которую видели только некоторые счастливчики.

Но, в то же время, в архиве ГАНО нашёл такое дело:

Ф. Р-1917. Оп. 1. Д. 694. Сведения, журналы водомерного поста железнодорожного моста через реку Иня
Крайние даты:  1920, 1930 – 1950 Кол-во листов:  37

Судя по тому, что в архиве выборочно сохранился 1920-й год, то скорее всего рейка в этом месте была на мосту изначально с 1915-го.
Не знаю, может её и обновляли сквозь года.

И вот интересно, а в 1915-м году её для чего могли установить?
Я понимаю, что одно дело рейка в Оби, где судоходство, но явно не на всех малых речках водомерные рейки устанавливали.
Наверное, в 1915-м могли установить рейку с перспективой весеннего сплава по Ине леса, либо что-то подобное.
Про сплав по Ине в старых материалах встречал несколько противоречивые сведения.

Для начала приведу сведения из лета 1894-го года, в которых говориться, что по Ине сплавляли лес.
Источник положил сюда: Предварительный отчет по исследованию почв северной части Алтайского округа  Сост. И.П. Выдрин и З.И. Ростовский 1896

https://i.ibb.co/jrgMTWF/1894.jpg

А теперь приведу сведения из лета 1908-го, т.е. спустя 14 лет. Уже говорится, что Иня никак не используется.
Возможно, это стало следствием прокладки Транссиба, появления Ново-Николаевска и прочего.
Сведения из: Записки Военно-топографического отдела ГУ ГенШтаба Ч.65, отд.1 (1910)

https://i.ibb.co/P5J74hX/1908.jpg

.............

Так вот и интересно, а когда перестали вести учёт по этой рейке на центральной опоре моста? Зачем нужно было в 1915-м?
Есть ли что-то интересное сказать на этот счёт у кого-нибудь?
Сейчас уже нет смысла в этом всём?

Отредактировано VECTOR (25-02-2024 15:38:00)

+2

25

VECTOR написал(а):

Зачем нужно было в 1915-м?

К ГЭС примеривались? Плюс для  расчетов при  строительству моста.

0

26

Организация водомерных постов для наблюдения уровней воды.

У всех мостов отверстием более 50 м необходимо организовать наблюдения за горизонтом воды. Для таких наблюдений устанавливают водомерные посты — реечные или свайные.

Гидрологические посты устраиваются и на не судоходных реках. Это нужно для наблюдения за режимом рек, для всяких гидрологических расчетов (прогноз наводнений и т.п.).

Правда, по гидрологическому ежегоднику 1947 г. (ткнул наобум) ближайший гидрологический пост на Ине находится в 104 км от устья. То есть пост у моста в систему Росгидромета не входил и, наверное, обслуживал скорее интересы самих железнодорожников (например, позволял оценивать надёжность моста).

Отредактировано ss16011973 (25-02-2024 18:40:40)

0