НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Малый водный транспорт на Оби

Сообщений 1 страница 36 из 36

1

Новая тема посвященная малому водному транспорту на Оби.

Катера, моторные лодки ....

0

2

В порядке ностальгии...http://images.vfl.ru/ii/1575564030/7962e994/28812096_m.jpg

+5

3

deos54 написал(а):

В порядке ностальгии...

Так на трансе "Обёшки" висит "Нептун-23".
У меня два таких было на выносном трансе "Казанки-5"
PS
"Нет! Я ей-богу закричу!!" (Разговор у телевизора, ВСВ)

+1

4

Юрий Шилов написал(а):

Так на трансе "Обёшки" висит "Нептун-23".
У меня два таких было на выносном трансе "Казанки-5"
PS
"Нет! Я ей-богу закричу!!" (Разговор у телевизора, ВСВ)

Формально(по правилам) это гоночное судно "народного класса". И там "Москва-30"
А вот специально для Васhttp://images.vfl.ru/ii/1575567381/fb62495a/28812936_m.jpg

Отредактировано deos54 (06-12-2019 00:38:17)

+2

5

deos54 написал(а):

А вот специально для Вас

Спасибо, но лучше я останусь при своих "заблуждениях", различая "Обь" и "Обь-М"; как, впрочем, и моторы.

0

6

Юрий Шилов написал(а):

Так на трансе "Обёшки" висит "Нептун-23".
У меня два таких было на выносном трансе "Казанки-5"

Частично согласен с Юрием. Лодка  - точно "Обь" (без буквы), а вот мотор больше похож на "Москву" (очертания надписи на кожухе) http://images.vfl.ru/ii/1575600567/559972f0/28815374_s.jpg

Вопрос: "транс" - это советский водномоторный разговорный термин?

Отредактировано Ирландец (06-12-2019 09:49:43)

0

7

Не понял, где поднят вопрос про "Обь" и "Обь-м!"?
Транс - жаргонное обозначение слова"транец" - задний глухой шпангоут, на котором висит мотор. Я такого слова никогда не слышал, но догадался

0

8

deos54 написал(а):

Я такого слова никогда не слышал, но догадался

Вот и я не слышал. По этому и спросил.

0

9

Кстати, что за дюралька на фото п.37?

0

10

Ирландец написал(а):

Кстати, что за дюралька на фото п.37?

Это чисто гоночная мотолодка, класса 350 см.куб. Сделана самостоятельно на авиаремонтном заводе. Обычно гоночные суда деревянные, но тут сказалась специфика.

+1

11

deos54 написал(а):

Это чисто гоночная мотолодка, класса 350 см.куб. Сделана самостоятельно на авиаремонтном заводе.

Спасибо!
Не знал, что и НАРЗ причастен к судостроению.

deos54 написал(а):

Сделана самостоятельно на авиаремонтном заводе. Обычно гоночные суда деревянные, но тут сказалась специфика.

В детском саду на Омской в 70-80-е годы на игровой площадке был корпус похожих размерений, сделанный из стеклопластика на деревянном каркасе.

0

12

deos54 написал(а):

Это  чисто гоночная мотолодка, класса 350 см.куб. Сделана самостоятельно на авиаремонтном заводе.

Тут (см. п.37) обеими руками - "за" и с аплодисментами! А "фигура" [короткий киль с широкой задницей и встроенными булями]  заимствована у "Оби-М" для лучшего глиссирования.
У нас на "Якоре" ребята сделали (по самодельной болванке) большой "тримаран"  из стеклоткани с эпоксидкой.  Шикарное судно, но "движки" ... Хорошо бы, как минимум, пару 30-х, но их в середине 70-х в магазинах не было. В "КиЯ" писали, что умельцы  из двух "Вихрей" сочиняли один 3-цилиндровый с подобной мощностью, но это ж КЮТ (клуб юных техников).

И о "Нептун-23".
После того, как я остыл от ностальгическоо возбуждения, понял, что погорячился, определяя двигатель на фото п.35, как "Нептун-23". 
В колпаке "Нептуна-23" не было отверстия на задней стенке, да и надпись была сделана в другом стиле... Ну, уж очень хотелось разглядеть там что-то родное!
А вот движок из п.37 "мордой" похож на мой. Спасибо!

К месту вспомнилось, что в середине 70-х был настоящий бум водномоторного хобби. И не  удивительно: машину-мотоцикл не достанешь, а лодку с мотором - пожалуйста, хотя и не без проблем.
Как-то  в Новосибирске была устроена водномоторная ярмарка или что-то подобное ей. Съехались сюда, на берег этого  котлована, представители торговли и заводов-изготовителей соответствующих товаров со всей России.
Я тогда форсировал свои "Нептуны", и беседа с конструкторами "Красного Октября" была очень кстати. Замечательные ребята! Оставили в качестве презента жуткий дефицит: подетальную спецификацию (с графикой!) на весь мотор.
PS
Мы с Вами по этим делам уже общались вот здесь:
Ширпотреб оборонного города.
Удачи!

+1

13

Помнится основным методом форсированья Нептунов было спиливанье выхлопной трубы, чтоб выхлоп шёл напрямую в атмосферу, а так же укорачиванье и полировка лопастей винта. Более продвинутые водомоторники, также укорачивали дейдвуд и рессору, уменьшая вес мотора. На самом движке переваривали систему охлаждения выпускного коллектора и проводили кое какие манипуляции в системой подачи топливной смеси. Вообще я не разу не видал, чтоб на гонках использовали такие утлые моторы как Вихрь - в обиходе видел самодельные и алтайские трёхгоршковые Вихри 30 (алтайские имели даже какое-то своё название), но на гоночных скутерах были только Нептуны и Ветерки-12. Не пришлось видеть на соревнованиях Москву, однако в конце 2000-х годов ГИМС проводил обновление техники и под списание попали хранившиеся на складах, в заводской упаковке моторы Москва-30, именно такие, как представлены на фото
http://images.vfl.ru/ii/1575600567/559972f0/28815374_s.jpg

У меня был мотор Москва 12 и колпак по форме так же оч. похож. А Нептун 23 (правда переделанный под электростартер), жив и сейчас, лежит в резерве. Вот тут он в кадре
https://i.imgur.com/J8P33tkl.jpg
https://i.imgur.com/ORdX74Tl.jpg

Колпак на этом фото, старого образца, очищен от заводской краски, чтоб не не было видно какой он обшарпанный. Остатки краски имеются только в углублении у ручки стартера.
http://images.vfl.ru/ii/1575567381/fb62495a/28812936_m.jpg

Отредактировано evg_e1 (07-12-2019 01:24:57)

+2

14

evg_e1 написал(а):

У меня был мотор Москва 12 и колпак по форме так же оч. похож.

На фото 35 внизу колпак именно от Москва 12, 5

+1

15

evg_e1 написал(а):

Вообще я не разу не видал, чтоб на гонках использовали такие утлые моторы как Вихрь

И какие моторы Вы видели на гонках в 500-кубовом классе?
А алтайский мотор так и назывался - Бийск
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бийск_(лодочный_мотор)

0

16

evg_e1 написал(а):

Колпак на этом фото, старого образца, очищен от заводской краски, чтоб не не было видно какой он обшарпанный. Остатки краски имеются только в углублении у ручки стартера.

Отредактировано evg_e1 (Сегодня 21:24:57)

Достаточно большое количество Нептунов поступало в продажу именно с такими колпаками из стеклопластика.
http://images.vfl.ru/ii/1575658472/a0311f26/28823399_m.jpg

0

17

Коль дошли до ностальгии с техническими деталями, то...

Я бы разделил тогдашнее форсирование на два вида (разряда): спортивное и любительское.
Первое ставило своей целью кубки, грамоты, призы и пр. спортивные амбиции. Предусматривалось серьезное вмешательство в конструкцию двигателя. Благо, что лодочный движок - родной брат мотоциклетного, а там из них умели выжимать всё и даже больше. Расплата - преждевременный износ и скоропостижная ...
Поклонники этого направления - парни и молодые мужики. Хотя, конечно, и ...

Для чего лезть в двигатель семейному человеку? Чтобы в пятницу вечером быстрее "добежать" до Почты , Успенки, Марахты и т.п., засветло поставить палатку и посидеть с удочкой и\или с рюмочкой. Ну, и с чувством легкого превосходства и ветерком "обойти" какой-нибудь утюг типа "Прогресс-2" под 20-м "Вихрём".
В этом случае предполагались щадящие изменения в двигателе. Самое большое "хирургическое вмешательство" - подрезка крышки головки  на несколько (меньше одного миллиметра) "десяток". А в так же: 
- шабрились и до блеска "вылизывались" газовые каналы;
- подводная часть двигателя (корпус редуктора, гребные винты) буквально полировались;
- вихревые насадки на карбюратор: плюс 5% к мощности - "железно"! Так писалось в КиЯ;
- самодельное электронное зажигание: еще [якобы] +5%;
- и дальше без конца.

Я такой "тюнинг" зимой делал на кухне, повесив "Нептун" на  спинку стула. Жена была в полном "восторге"!
Но зато потом, летом, было как в п.211 Ширпотреб оборонного города

+1

18

deos54 написал(а):

Достаточно большое количество Нептунов поступало в продажу именно с такими колпаками из стеклопластика.

Возможно. но там явно остатки краски в нише. И вот я не видел, чтоб моторы с синими винтами поступали в продажу, с красными, да, а синий это же скоростной. У меня в загашнике есть весь набор - синий, красный, белый, и зелёный от Москвы

0

19

Растравили вы мне душу!
Вот здесь
http://images.vfl.ru/ii/1575719044/4031f0c4/28832645_s.jpg
судя по воспоминаниям и размеру, два белых винта: один у меня в руках, а другой - в сумке.
На улице - 1978 г. Друг получил участок под дачу на острове перед Кудряшами, и мы собираемся возить ему материал на моей "Казанке-5" от лодочной базы "Якорь".
Он  туда он его будет подвозить на своем "Запорожце".
Два "белых" грузовых винта - как раз кстати.
И ведь навозили, причем в кокпите, брусья и на обвязку, и  на стойки. Водки потом, правда, выпили больше, чем я бензина потратил.

+3

20

Выделил из темы Котлован в отдельную тему.

+2

21

Палыч написал(а):

Выделил из темы Котлован в отдельную тему.

И это правильно!

0

22

Юрий Шилов написал(а):

И это правильно!

Это ж страшное дело, как далеко в прошлое можно будет залезть http://images.vfl.ru/ii/1575732022/377ef0da/28834976_m.jpghttp://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-4.gif

+3

23

deos54 написал(а):

Это ж страшное дело, как далеко в прошлое можно будет залезть

Только вот на "Казанке" без булей я бы не рискнул!
А с разрешения администрации, по случаю открытия новой темы, я себе, пожалуй, позволю:
http://images.vfl.ru/ii/1575735927/d7e848eb/28835704_m.jpg
В качестве стола - крышка кормового отсека "Казанки-5", на заднем плане - замечательная двухместная польская тентованная палатка Wars-2, с  предбанником и окнами в сетках. 
В ней прекрасно размещались трое и хорошо четверо. Сама палатка ярко-желтая, а тент - морской волны. Ну, вы видите. Еще недавно летом разворачивал ее для внуков, а сейчас повырастали, не интересно.
Слева сзади обрыв к омуту на Марахте;  заходил через Старо-Дубровино. Чудесные места во всех отношения! Особенно нравилось тем, что мало кто там появлялся.

Отредактировано Юрий Шилов (07-12-2019 23:47:18)

0

24

Юрий Шилов написал(а):

Только вот на "Казанке" без булей я бы не рискнул!

А ещё и с Вихрём http://images.vfl.ru/ii/1575740182/ee5b765a/28836583_m.jpg
Я, в основном, по водохранилищу

+2

25

И сейчас на выходных по водохранилищу лодкок куча. Большинство конечно на импортных моторах, но нет-нет да Вихря с Нептуном встретишь.
http://images.vfl.ru/ii/1575743350/b6dff827/28836988_s.jpg
А то и вон какая серьёзная техника попадается.
http://images.vfl.ru/ii/1575743189/6c4fc173/28836975_s.jpg
Давно хотим из старого Вихря такой вот памятник сделать.

0

26

deos54 написал(а):

Это ж страшное дело, как далеко в прошлое можно будет залезть

deos54 написал(а):

А ещё и с Вихрём

Юрий Шилов написал(а):

Только вот на "Казанке" без булей я бы не рискнул!

Придется в очередной раз самого себя ... уточнить: если уж идти в водномоторное прошлое, то именно на "Казанке", ведь она -  проматерь наших "дюралек".
Но только в историческое прошлое!
http://images.vfl.ru/ii/1575775475/3ba79ddf/28839084_m.jpg
Как  писал ММ Жванецкий: "Сколько наших не смогли перепрыгнуть тот ручей?".
В том смысле, что оказывались за бортом, когда их на вираже отрывало от румпеля.
Но в целом замечательная, рабочая лодка!

0

27

Юрий Шилов написал(а):

Придется в очередной раз самого себя ... уточнить: если уж идти в водномоторное прошлое, то именно на "Казанке", ведь она -  проматерь наших "дюралек".

Праматерь вот
http://images.vfl.ru/ii/1575795372/e8e92e12/28840870_m.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1575808135/df8f8c10/28842980_m.jpg
"Казанка" самого  первого выпуска. Еще без стекла и с брызгоотбойником. В сети называют "Пионерка". но раньше я такого не слышал
У отца такая была(конец 50-х)
Эту, правда. кто-то обляпал, но основные отличия видны

Отредактировано deos54 (08-12-2019 19:30:22)

+2

28

deos54 написал(а):

Праматерь вот

Праматерь, так про праматерь

О легендарнной "Казанке".
Сейчас ее, правда, обзывают пренебрежительно и "Коза", и "Метла" ... Недостойно!
Лодка 40 лет как не выпускается, а всё еще служит верой-правдой! Была и, судя по форумам, остаётся очень популярной. Так ведь не с проста (Новак Г.М."300 советов по катерам, лодкам и моторам",1973)!
Имея плоское дно, легкая (130 кг)"Казанка" и "в грузу" быстро набирает скорость, выходя  на глиссирование даже под 12-сильным "Ветерком". Просторный (в длину)кокпит позволяет разместить в ней много чего полезного.
Да и цена её (Новак Г.М.) в середине 70-х была не запредельной: лодка - 280 руб. (примерно двухмесячная зарплата молодого специалиста на заводе) плюс 200 руб за "Ветерок-12".

Но, как известно, недостатки  - это продолжение тех же достоинств, которые в данном случае определялись (исходя из её назначения - малый речной "каботаж") "упрощенным судовым набором", сиречь, конструкцией (Новак Г.М.):
http://images.vfl.ru/ii/1576399479/b8cbcbd7/28914091_m.jpg
У "Казанки" сильный дифферент на корму, особенно в переходных режимах и при несбалансированной  загрузке, когда один человек сидит на корме (за румпеле)  и груза нет. Обычная картина - лодка скользит но воде, колотя задранным носом по набегающим волнам.
http://images.vfl.ru/ii/1576399015/fe7bf461/28914054_m.jpg
Поперечная остойчивость "Казанки" не высокая, в т.ч. из-за небольшой ширины дниша. Её не трудно перевернуть через борт. При задранном носе  встречная волна бьёт в борт и днище лодки. Если при этом выполняется еще и поворот, не редкий результат  - оверкиль!
И тем не менее "Казанка" - это "Казанка"! Лодка пользуется большим уважением особенно в сельской местности, в т.ч. среди рыбаков-охотников.
http://images.vfl.ru/ii/1576399215/6cc06bb7/28914075_m.jpg
Мы с братом в носовой части, груз - посередине, на румпеле "Ветерка-12" - хозяин лодки и заядлый рыбак Ершов Виктор Германович, к сожалению, ушедший от нас. Путь - из Ташары в Марахту. К слову, привез я тогда домой эмалированный таз отборного карася, взятого на поплавочную удочку.
PS
Это - "Казанка":
https://yadi.sk/i/eplhHnGbCu9iIw
Разве можно получить похожее удовольствие, сидя в глухой консервной банке "Жигулёнка"? Да и  от "Бентли" (с кондиционером!) - одни понты!

+1

29

Mishania написал(а):

А то и вон какая серьёзная техника попадается.

Вот серьёзная http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif http://images.vfl.ru/ii/1576657175/8888656f/28947642_m.jpg

0

30

deos54 написал(а):

Вот серьёзная

Что-то руки у хозяина коротковаты, наверное ходит на серьёзной технике очень мало, или есть много помощников. http://images.vfl.ru/ii/1576661930/7f85559b/28948419_s.jpg

+1

31

deos54 написал(а):

Вот серьёзная http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif http://images.vfl.ru/ii/1576657175/8888656f/28947642_m.jpg

Ну жрёт горючки не меньше "Амура"  http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

0

32

Mishania написал(а):

Ну жрёт горючки не меньше "Амура"

Если только вот этогоhttp://images.vfl.ru/ii/1576663491/32304e64/28948648_m.jpg

0

33

deos54 написал(а):

Это ж страшное дело, как далеко в прошлое можно будет залезть; п.22

Ну, и полезем!
Тем более что в теме лодочная база "Высота" уже прозвучало:

Ощепков написал(а):

А теперь мемуары! Пост 26


Для начала можно в 1970-е (и 1970-е плюс) "сходить" или "сбегать". Ведь на лодке, как известно, не плавают..
С учетом  "Типажа лодочных моторов СССР/России" и личных впечатлений я бы выделил  три [главных] этапа ИЗ истории  нашего  маломерного  флота:
- "золотой век" (1970-е);
- становление  (1960-е);
- зарождение (1950-е).

В "золотой век" [1970-х] отчественная промышленность выпускала ("Справочник по катерам, лодкам и моторам, под ред. Г.М. Новака , 1982г"):
- 26 моделей моторных лодок (под моторы мощностью от 8 до 50 л. с., в т.ч. популярные "Казанка-5", "Казанка-2М", "Прогресс-4" и др;
- 9 моделей катеров со стационарными моторами, включая "Амур-М";
- 12 моделей продвесных моторов, среди которых "Привет-22", "Нептун-23", линейка "Вихрей".

Приятно отметить вклад в общее дело  нашего  авиационного завода им. В.П.Чкалова
Лодка "Обь" (спроектированная в конце 1960-х) изготавливалась массовым "тиражём" и пользовалась большим спросом.
http://images.vfl.ru/ii/1578822211/0b8d15d9/29177609_s.jpg
Изделие было защищено авторским свидетельством на промобразец и зарегистрированным товарным знаком. На международных и всесоюзных выставках и ярмарках эта продукция всегда пользовалась спросом.
На Всесоюзной технической конференции заводов-производителей в Новгороде в 1974 г. завод удостоился приза «За массовую лодку».
В 1972 г. на заводе был создан опытный образец более комфортабельный  мотолодки «Обь-М» под лодочный мотор «Вихрь-30», а 1976г годовой объем её производства составлял 5000шт.
В 1977 году завод им. Чкалова стал победителем всесоюзного конкурса среди предприятий СССР — производителей лодочной продукции. На очередной Всесоюзной технической конференции в г. Лиепае,
ему присвоили звание «Победитель всесоюзного конкурса качества в лодочной продукции».
http://images.vfl.ru/ii/1578821383/3690cef1/29177490_s.jpg
Конечно,не все это и  не всегда было в доступной продаже в достаточном объеме, но при желании и настойчивости можно купупить, спустить на воду и странствовать.
Для этого были все условия!
Бензин - по цене газировки:
http://images.vfl.ru/ii/1578821850/f690309e/29177566_m.jpg
Водка - как 100 поездок на троллейбусе:
http://images.vfl.ru/ii/1578821671/6531bf6e/29177538_s.jpg
Журналы "Катера и яхты" переходили из рук в руки и зачитывались до дыр. Мужики буквально грезили о моторных лодках. Лодка, помимо прочего, была еще и показателем некоторого особого статуса.
Типичная картина того времени - семья (компания)  из нескольких человек в пятницу вечером, скажем, на "Пргрессе-4" под двумия моторами "Вихрь-25" устремляется на 40-50 км вниз по течению Оби
с промысловыми целями (рыбалка, дикоросы):
http://images.vfl.ru/ii/1578821918/0ac0b446/29177580_s.jpg
или отдохнуть от дел на природе:
http://images.vfl.ru/ii/1578821997/e8db0516/29177591_s.jpg

А в понедельник в курилке, когда новоявленный автомобилист хвалится привезенным от тещи из Алексеевки сухопутным мёдом, "капитан", как бы  между прочим,  замечает:
- Да "бегал" в  выходные на Большой Умревинский...
= Это что? Это где?
- Остров длиной около 10 кэ-мэ. От моего понтона в Затоне - ровно 100 "верст" вниз по Оби в сторону Томска ... Но тебе это не с руки.
= И как?
- Не особо этот раз. Погода что-то... Всего два десятка стерлядок...  Граммов по 400. В следующие выходные пойду в Вятский Камешек, за перекат ... Я там, было дело, кострюка на четыре кило вытаскивал. 
= ???
И уходит из курилки.

Было так. Или почти так. Но точно - было!
А вот и тот самый Большой Умревинский из лоции реки Обь 1987г/:
http://images.vfl.ru/ii/1578823255/662c839c/29177735_s.jpg

PS
В ту пору бытовала такая градация [мужских] жизненных периодов:
- водка, лодка и молодка;
- кино, вино и домино;
- кефир, клестир и теплый сортир.

Отредактировано Юрий Шилов (13-01-2020 23:42:01)

+2

34

Юрий Шилов написал(а):

А вот и тот самый Большой Умревинский из лоции реки Обь 1987г/:

а вот района Новосибирска в этой лоции нет. Или я уже подзабыл...

0

35

golod написал(а):

а вот района Новосибирска в этой лоции нет. Или я уже подзабыл...


Подзабыл. Начинается с Новосибирского гидроузла.

0

36

Палыч написал(а):

Подзабыл. Начинается с Новосибирского гидроузла.

Да, посмотрел. Это в лоции 1927 как раз наших двух листов нет

0