НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Где же Толмачевское начало?

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

.

0

2

Это не фотозагадка, т.к. фото периода до 1941 года [мною] пока не найдены. Это просто загадка - когда в Толмачево появилось первое летное поле и самолеты на нем? Ответа пока на это нет.

Из найденного, самое ранее заслуживающее внимание вот:

15 января 1930 года командующий войсками СибВО Н. В. Куйбышев возбудил ходатайство о расширении Военно-Воздушных Сил. Однако, по пятилетнему плану, исходя из экономических возможностей и согласно плану военного строительства, только в 1933 году началось создание новых частей на территории округа. В 1934 году в Омске и Красноярске созданы авиационные бригады. Был переформирован в авиабригаду корпусный авиаотряд в Толмачево (Новосибирск), образован Омский авиаремонтный завод.

Из книги "Авиация Сибири" - про историю ВВС СибВО - (под общей редакцией полковника Б.В. Прожоги) Новосибирск 1997

https://vaul.ru/ucheba?layout=edit&id=129 (кроме этой главы, тут вся книга выложена, в ГПНТБ ее нет или я не нашел).

Год про Толмачево не указан, номер подразделения тоже. Но уже зацепки. И, видимо, первые были до 1935 года. В 1935-м, по версии истории села Толмачево (на сайте школы № 61 в Толмачево), тут уже были авиамастерские.

И дальше, из книги выше:

"Для обслуживания авиаполков сформированы три авиационные базы: в Омске, Толмачево, Красноярске. Общий налет часов за 1938 год составил..." Следовательно, база тут могла быть создана в 1938-м, хотя текст так написан, что года могут быть и совсем другие.

...Поговорил со вторым историком. Пока довольно глухо по результату. Но получил контакты третьего.

Отредактировано avro (29-01-2019 17:56:31)

0

3

avro
А сайту аэропорта Вы не доверяете? "Апрель 1941

В военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлетно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров. Полосы располагались под углом 60 градусов по отношению друг к другу, при этом одна полоса использовалась для подготовки воздушных судов к полётам. Работы развернулись к востоку от современной ВПП-1 Международного аэропорта Новосибирск."

0

4

aleks54 написал(а):

avro
А сайту аэропорта Вы не доверяете? "Апрель 1941

В военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлетно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров. Полосы располагались под углом 60 градусов по отношению друг к другу, при этом одна полоса использовалась для подготовки воздушных судов к полётам. Работы развернулись к востоку от современной ВПП-1 Международного аэропорта Новосибирск."


Здесь начало упущено :)

Вообще в доступных источниках везде пишут, что военные лётчики покинули Закаменский аэродром и обосновались в Толмачёво летом 1933 года.
Но avro почему-то об этом не упоминает.
Всё жду, когда он объяснит, в чём он сомневается :) Почему одним книжкам доверяет, другим нет.
А по идее документы бы надо найти. Но наши знатоки новосибирской авиации нас пока этим не радуют.

0

5

Сайту аэропорта я не доверяю, в том плане, что если в Толмачево в 1939 году уже была авиашкола (это вроде бы уже явный факт), то самолеты там были явно до апреля 1941-го. Как там называлось место, где самолеты стояли... "военный аэродром", "авиабаза" или "летная площадка" для меня сейчас неважно. Мне важно, когда там стали летать самолеты.

Olga, про 1933 год и "военные лётчики покинули Закаменский аэродром и обосновались в Толмачёво" мне пока не попадалось. Но я еще не все посмотрел. Спасибо за подсказку. В целом, она вполне логичная. А где это можно прочитать? (я не спец в военной истории региона)

На сегодня могу сказать, что один новосибирской военный историк и один автор книги про историю военной авиации Новосибирска (она у меня есть, "Сибирские соколы") про Толмачево до 1939 года ничего сказать не смогли.

Завтра еще один созвон со знающим человеком. Пока иду от одного к другому :) тоже себе квест :)

Кто-нибудь подскажет, где конкретно (какой отдел, раздел и т.п.) искать документы по этой теме в ГАНО? Я там был пока только один раз и за меня там все нашли заранее.

Отредактировано avro (30-01-2019 16:27:32)

0

6

военные лётчики покинули Закаменский аэродром и обосновались в Толмачёво

0

7

про школу, про Толмачёво нет

0

8

Поиск в ГАНО

0

9

Слугин. Я с ним лично общался, но давно, лет 15 назад, и не очень много (не дорос тогда еще до спросить детали). Откуда информация у него - толком неизвестно. Это про 1933 год и про 200 самолетов на поле в конце 1930-х.

ГАНО. Поговорил сейчас с историком, который сам служил в Толмачево на срочной и позже писал про Толмачево. Он был в ГАНО, профессионально искал там документы по порту до 1939 года. Не нашел.

Судя по всему, именно поэтому нигде ничего и нет по этой теме. Потому что у гражданского порта по определению по военной части ничего нет. И в ГАНО ничего нет.

Остаются военные архивы. По которым пока ничего не ясно. Где и как, в частности. Как туда вообще попасть.

И это очень хороший повод посетить музей ПВО.

ПС. Из слухов. "До войны в Оби была кавалерийская часть". Надо проверять.

И еще из слухов - до войны в ВВС в Оби/Толмачево служил в руководство некто Мальцев. В Великую Отечественную он был начальником ВВС у Власова, у фашистов уже. Тоже может одна из причин белого пятна.

Отредактировано avro (31-01-2019 11:08:39)

0

10

avro написал(а):

Olga, про 1933 год и "военные лётчики покинули Закаменский аэродром и обосновались в Толмачёво" мне пока не попадалось. Но я еще не все посмотрел. Спасибо за подсказку. В целом, она вполне логичная. А где это можно прочитать? (я не спец в военной истории региона)


Ссылку на Слугина Вам уже дали.
Остальные, как поняла, его цитируют. Или указанного Вами Прожогу.

avro написал(а):

Слугин. Я с ним лично общался, но давно, лет 15 назад, и не очень много (не дорос тогда еще до спросить детали). Откуда информация у него - толком неизвестно. Это про 1933 год и про 200 самолетов на поле в конце 1930-х.

У него во всяком случае названа 134-я авиабригада. Она действительно дислоцировалась в Толмачёво до НВАШ.

avro написал(а):

И это очень хороший повод посетить музей ПВО.


А в музее Дома офицеров Вы были? Там же Фабрика. Наверняка что-то знает. Во всяком случае, в каких архивах искать.

0

11

Olga, Слугин за крайние пять лет где-нибудь появлялся? Я его пытался как-то найти.

"134-я легкоштурмовая авиабригада (СибВО)" - спасибо, поищем.

От командира бригады до младших должностей репрессии прошлись.

...Из руководящего состава соединений и частей изъяты и репрессированы: ...командир 134-й штурмовой авиабригады Эпштейн, врид начполитотдела 134-й штурмовой авиабригады М.И. Свиридов,...

http://www.penpolit.ru/papers/detail2.php?ELEMENT_ID=944

Глухов Иван Алексеевич ............................
мл.летчик 11 легко-штурмовой АЭ 134 авиабригады СибВО
ВКВС 28 10 1937 ВМН. Расстрелян 28 10 1937 Новосибирск

http://forum.mozohin.ru/index.php?topic=1600.150

В общем, надо со стороны общей истории СибВО тех времен заходить (новая для меня тема).

...Пока в ДО дважды было сказано (и не только мне), что про то Толмачево информации нет.

Отредактировано avro (01-02-2019 09:57:07)

0

12

avro написал(а):

Olga, Слугин за крайние пять лет где-нибудь появлялся? Я его пытался как-то найти.


Не знаю.
На том же сайте, помимо Аэродромов, есть ещё одна его работа Толмачёвские курьёзы  http://bsk.nios.ru/content/tolmachevskie-aviakurezy
Где-то же он это всё брал.

А на МАРТИРОЛОГЕ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОМСОСТАВА РККА НКО СССР много фамилий из 134-й авиадивизии.
Например, Молотов.
http://images.vfl.ru/ii/1548994464/1a6ed400/25202927_m.png
Здесь воспоминания его жены http://www.memorial.krsk.ru/svidet/mberez.htm

Больше всего меня заинтересовало про начальника школы Шавеко
http://images.vfl.ru/ii/1548994589/1e7ba91c/25202936_m.png

Это в свою очередь заставило вернуться к фотоархиву Баженова А.П. http://www.photo-war.com/ru/archives/al … htm?page=1
Тоже школа упоминается, может их в авиабригаде несколько было. И год 1931 под одним из фото удивляет, но возможно ошибка, м.б. 1934.

0

13

Olga, это видимо разные школы. Условно - пилотов и авиамехаников.

ниже про поздний СССР:

ШМАС - это школа младших авиационных специалистов.
Акредитованное военное учебное заведение организованное в виде учебных полков для солдат и сержантов. По окончании ШМАСа выпускник получает свидетельство о его окончании и класс специалиста авиамеханик не ниже Третьего. Самые многочисленные ШМАСы готовили специалистов СД (служба самолёта и двигателя), но были и РЭО,и БАО, и АВ(оружейники). Специалистов готовили хоть и младших, но вполне настоящих с настоящими допусками, включая секретку, которые работали на летающей технике, а не просто «подметали».

Отредактировано avro (01-02-2019 14:34:19)

0

14

avro написал(а):

Olga, это видимо разные школы. Условно - пилотов и авиамехаников.


Может быть. Но пока встретилось упоминание Школы мл. авиаспециалистов.
А у Баженова м.б. неточность, поскольку и год вызывает вопросы.

0

15

Баженова пока не изучил. Остальное плюс-минус собрал в одном месте.

Тут есть один очень фактологический источник, предполагаю, что новый для части форумчан.

https://avro-live.livejournal.com/234302.html

+1

16

avro написал(а):

Остаются военные архивы. По которым пока ничего не ясно. Где и как, в частности. Как туда вообще попасть.

Глеб, у Вячеслава Филиппова туда пробиты дороги. Напиши ему.

+1

17

АндрейКА, да, это вариант!

0

18

Olga написал(а):

Не знаю.
На том же сайте, помимо Аэродромов, есть ещё одна его работа Толмачёвские курьёзы  http://bsk.nios.ru/content/tolmachevskie-aviakurezy
Где-то же он это всё брал.

А на МАРТИРОЛОГЕ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОМСОСТАВА РККА НКО СССР много фамилий из 134-й авиадивизии.
Например, Молотов.

Здесь воспоминания его жены http://www.memorial.krsk.ru/svidet/mberez.htm

Больше всего меня заинтересовало про начальника школы Шавеко

Это в свою очередь заставило вернуться к фотоархиву Баженова А.П. http://www.photo-war.com/ru/archives/al … htm?page=1
Тоже школа упоминается, может их в авиабригаде несколько было. И год 1931 под одним из фото удивляет, но возможно ошибка, м.б. 1934.

В авиабригаде была одна школа  и носила тот же номер что и бригада

0

19

avro

Olga написал(а):

Не знаю.
На том же сайте, помимо Аэродромов, есть ещё одна его работа Толмачёвские курьёзы  http://bsk.nios.ru/content/tolmachevskie-aviakurezy
Где-то же он это всё брал.

А на МАРТИРОЛОГЕ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОМСОСТАВА РККА НКО СССР много фамилий из 134-й авиадивизии.
Например, Молотов.

Здесь воспоминания его жены http://www.memorial.krsk.ru/svidet/mberez.htm

Больше всего меня заинтересовало про начальника школы Шавеко

Это в свою очередь заставило вернуться к фотоархиву Баженова А.П. http://www.photo-war.com/ru/archives/al … htm?page=1
Тоже школа упоминается, может их в авиабригаде несколько было. И год 1931 под одним из фото удивляет, но возможно ошибка, м.б. 1934.

Речь идёт о разных вещах= Еовосибирская авиационная школа пилотов-учебное заведение   и школа мл.авиаспецмалистов. в составе авиабригады- подготовка механиков для эскадр бригады

0

20

С музеем ПВО выходит заминка. Была обещана помощь, но что-то никак пока связи нет. Но надежда есть.

Что-то новое еще найти по 134 авиабригаде пока не удалось.

Цепочка через Филиппова пока не сработала, как планировалось. Тоже в надеждах.
__________________________

Перенесу из другой ветки, с сайта школы Толмачево:

http://io.nios.ru/articles2/84/15/tolma … treti-hh-v

История школы тесно связана с историей развития села. Предлагаем вашему вниманию несколько важнейших дат, характеризующих развитие с.Толмачево:
   

1925 год — открыта семилетняя школа № 61;

1935 год — создание авиаремонтных мастерских, преобразованных позднее в авиаремонтный завод;

1941 год -  начало строительства крупного военного аэродрома;

Отредактировано avro (10-03-2019 21:22:41)

0

21

Штрих к тому времени. Из документа Главного Военного совета РККА

http://images.vfl.ru/ii/1552755309/bf81e463/25790651_m.jpg

Отредактировано avro (16-03-2019 23:59:52)

0

22

http://images.vfl.ru/ii/1553178957/006382b2/25861571_m.jpg

Это Толмачёво??

https://www.facebook.com/groups/freenov … 067947379/

0

23

Михаил Цененко, судя по подписям Краеведческого музея, это Северный. А то, что "это Толмачево", разошлось широко в 2000-х годах. Даже в книжке о Толмачево 2007 года это указано.

Если это 1957 год, то там уже базируются Ту-104, которые в такую грязь никогда бы не поставили. Там уже бетонный перрон был. Единственный вариант, что это задворки... но я на 99% уверен, что это не Толмачево.

Источник надо искать у краеведов в музее. Я думаю. У них могут быть исходники.

ПС. Для аэропортов, где штатно эксплуатировалась поршневая техника в 1957 году, уровня Северного, такие картинки в распутицу были весьма распространены. Тут может посильнее чуть, чем обычно, нов целом чего ждать от грунта, когда все тает. Не летали тогда недели две, весной и осенью. Известное дело, в общем. Когда появились вертолеты, срочные полеты в распутицу выполнялись на них.

Отредактировано avro (Вчера 08:59:15)

+1