НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дом на Свердлова 13 — что было прежде?

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Здравствуйте товарищи краеведы и сочувствующие!

Кто-нибудь может подсказать, что располагалось на улице Свердлова 13 до того как к дому Маштакова пристроили жилой дом с залами союза художников?

Вид на здание со стороны Красного проспекта.
http://images.vfl.ru/ii/1547632428/db00fdec/24974628.jpg

Вид на здание сверху.
http://images.vfl.ru/ii/1547632189/77b6e0c3/24974579.jpg

Насколько мне известно, в начале 50х был план полностью объединить купеческий дом с новым зданием в духе архитектуры неоклассицизма, но не случилось.
http://images.vfl.ru/ii/1536728578/16a7e30b/23297321.jpg

Обращаюсь к вам с этим вопросом, тк ответ не вышло найти, пользуясь доступными источниками. Уповаю на ваши знания.

+1

2

http://images.vfl.ru/ii/1535997070/189d8956/23177291_s.jpg

Все есть на форуме - Дом купца Ф.Д. Маштакова

Проект реконструкция дома Маштакова

Отредактировано carcano (16-01-2019 17:15:36)

+1

3

carcano написал(а):

Все есть на форуме - Дом купца Ф.Д. Маштакова


Да, carcano, спасибо за снимок! Вот как раз и любопытно, что это за дом жилой.
На форуме в ветке про Дом Маштакова никакой информации по своему вопросу не нашёл.

0

4

Дом-магазин на базарной площади, построен в конце 19 века.
Лучше расскажите - почему он Вас интересует))

+1

5

carcano написал(а):

Лучше расскажите - почему он Вас интересует))

Я работаю в этом здании, у нас коллегами появилась идея подготовить выставку по истории как городского центра изобразительных искусств, так и немного в историю занырнуть. То есть нужно подготовиться перед походом в архив.

carcano написал(а):

Дом-магазин на базарной площади, построен в конце 19 века.

У вас больше никакой информации по нему нет?

0

6

http://uploads.ru/t/d/L/G/dLGWx.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1588615324/e32ec372/30410114_m.jpg

+1

7

Именно Свердлова, 13? До 1982 года Новосибирская картинная галерея. После Союз художников в разных ипостасях. Потом ГЦИИ.

Отредактировано AWA (16-01-2019 19:44:45)

0

8

izedcabron написал(а):

Кто-нибудь может подсказать, что располагалось на улице Свердлова 13 до того как к дому Маштакова пристроили жилой дом с залами союза художников?


Дом 2-х этажный. До революции принадлежал А.Н. Янкелевичу. Его семья жила и сдавался частично.
Вот в 1914 , например, под электро-типографию А.А. Воробьёва.

http://images.vfl.ru/ii/1547649199/6b3cc165/24978775_s.jpg

Дом Свердлова, 13 построен в 1957. В феврале 1958 первые 2 этажа занял образованный Западно-Сибирский филиал Академии строительства и архитектуры. Но в том же году горисполком отвёл нижний этаж под картинную галерею. Академию сдвинули на второй этаж, где она находилась 4 года до получения отдельного помещения. Позже преобразована в СибЗНИИЭП (Сибирский зональный НИИ экспериментального проектирования).

+2

9

izedcabron написал(а):

carcano написал(а):
Дом-магазин на базарной площади, построен в конце 19 века.

У вас больше никакой информации по нему нет?

Насколько я знаю, это магазин Жернакова. Второй. Год 1896 или 1897. Но в архив идти надо

Отредактировано golod (16-01-2019 23:18:25)

+1

10

http://images.vfl.ru/ii/1547702906/b566f42d/24986138_m.jpg

Для полноты ощущений. Название хорошее "Электро-типография".

+1

11

carcano написал(а):

http://uploads.ru/t/d/L/G/dLGWx.jpg


carcano, почему-то не работает ваша ссылка. что там?

Olga написал(а):

Дом 2-х этажный. До революции принадлежал А.Н. Янкелевичу. Его семья жила и сдавался частично.
Вот в 1914 , например, под электро-типографию А.А. Воробьёва.


Ольга, спасибо большое! Это то, на что я рассчитывал, когда создавал тему. Я ведь правильно понимаю, что этот тот самый Янкилевич, в подвале дома которого собирались члены Новониколаевского РСДРП?

Вот выдержка из книги "Воспоминания о революционном Новониколаевске (1904-1920 гг.)" с рассказом Григория Дронина:

Наша организация — РСДРП, отмежевываясь от крайнего оборончества, выставила большевистский лозунг: «Демократического мира без аннексий и контрибуций». Этот лозунг поддержала часть эсеров, в среде которых произошло размежевание, выделились группы оборонцев и интернационалистов. Интернационализм новониколаевских эсеров и меньшевиков был далек, конечно, от революционных большевистских лозунгов. Интернационалисты-меньшевики ограничились требованием к Временному правительству — обратиться с предложением мира ко всем воюющим странам. Это требование, принятое Новониколаевским Советом, являлось одним из основных лозунгов первомайской демонстрации. На деле меньшевики и эсеры только прикрывали интернационалистическими лозунгами свой оппортунизм. Они, например, «делали все, чтобы работа на оборону не принесла ущерба от „непредусмотренного первомайского праздника“». Совет рабочих и солдатских депутатов призвал этот «прогульный день» отработать в ближайшее воскресенье.

С первых же дней в профессиональных союзах и в совете профсоюзов преимущество получили большевики. Наш партийный комитет находился в одном помещении с советом профессиональных союзов (в полуподвале дома Янкилевича по Воронцовской улице № 22). Там находился и наш штаб.

Olga написал(а):

Дом Свердлова, 13 построен в 1957. В феврале 1958 первые 2 этажа занял образованный Западно-Сибирский филиал Академии строительства и архитектуры. Но в том же году горисполком отвёл нижний этаж под картинную галерею. Академию сдвинули на второй этаж, где она находилась 4 года до получения отдельного помещения. Позже преобразована в СибЗНИИЭП (Сибирский зональный НИИ экспериментального проектирования).


Тоже интересный поворот. Мне местные старожилы сообщали, что выставочные залы союза художников здесь были с самого начала, и под них нынешнее здание и строилось.

golod написал(а):

Насколько я знаю, это магазин Жернакова


Для меня неочевидна связь между Жернаковым и Янкелевичем, но вот магазин, похоже, здесь точно был. Ниже объявление из газеты "Обь" от 25 декабря 1908 года.

http://images.vfl.ru/ii/1547706948/b5b27363/24986616.png

Отредактировано izedcabron (17-01-2019 13:47:29)

+2

12

Настоящие старожилы помнят, что Союз художников располагался на втором этаже Дома Маштакова.

+1

13

AWA написал(а):

Настоящие старожилы помнят, что Союз художников располагался на втором этаже Дома Маштакова.

это известный факт. там же располагались мастерские, но это другая история

0

14

carcano написал(а):

*панорама*

а это точно не Старобазарная площадь? Вижу справа бревенчатый двухэтажный дом, но смущает близость Оби, на месте которой должна быть железная дорога, если мы смотрим на Новобазарную площадь со стороны здания нынешнего областного правительства

Отредактировано izedcabron (17-01-2019 15:16:27)

0

15

izedcabron написал(а):

Я ведь правильно понимаю, что этот тот самый Янкилевич, в подвале дома которого собирались члены Новониколаевского РСДРП?


Да, только всё-таки Янкелевич, через е.

izedcabron написал(а):

но вот магазин, похоже, здесь точно был.


Был конечно. Выложенное вами объявление от 1908 года, когда Ново-базарная (которая потом станет Старо-базарной) ещё вовсю работает. Было бы дуростью не использовать близлежащие дома под торговлю.

izedcabron написал(а):

Для меня неочевидна связь между Жернаковым и Янкелевичем


Связи особой конечно нет :), но могли бы быть соседями, если бы во времени не разошлись.  Дом Евграфа Жернакова рядом слева был. Потом 4 дома на Воронцовской сгорели. Хозяева участков по этой стороне 16-го квартала поменялись все, кроме Фёдора Маштакова. Он выкупил участок рядом, расширил свой дом по Воронцовской в сторону Кабинетской. Янкелевич купил следующий участок. Далее Товарищество Гельферих-Саде построили свои помещения, прикупив ещё участок с другой стороны по Гудимовской. Всё это видно на выложенном мною фото 1914 года. До революции и ещё долго после неё эта часть улицы так и выглядела.

+1

16

Хочу немного обновить ветку, тк собрал некоторые сведения об организации первых художественных выставок в залах Новосибирской Картинной Галереи, которая открылась в декабре 1958 года в этом здании.

Искусствовед Павел Муратов в своё время создал очень мощный массив текстов о художественной сцене Новосибирска за весь XX век и достаточно подробно рассказывает о том, как жили и работали художники в нашем городе.
Приведу небольшую цитату из цикла статей "Художественная жизнь Новосибирска 20-го века.", который публиковался в журнале "Идеи и Идеалы". Остальное по ссылке.

Новосибирский Горисполком отвел под картинную галерею нижний этаж жилого дома по адресу Свердлова, 37*. С февраля 1958 года в первых двух этажах этого дома размещался Западно-Сибирский филиал Академии строительства и архитектуры. Академию сдвинули на второй этаж, где она до получения отдельного помещения на левом берегу Оби теснилась четыре года; первый этаж начали готовить для галереи.

Вся практическая работа создания картинной галереи управлением культуры Горисполкома была поручена Новосибирской организации Союза художников. Председателем Союза был Мочалов. Он и стал директором галереи. Монументалист по образованию Бертик получил задание спроектировать интерьеры, руководить окраской стен, учитывая размещение на них ожидаемой живописи. Ряду членов Союза предстояло включиться в сбор первоначальной коллекции, с какой галерея могла открыться. Остаток 1958 года, весь 1959-й год и часть 1960-го прошли для галереи как период руководства Союза художников. Первые сотрудники галереи – директор Мочалов, хрантель Р.И. Коняшева, единственный тогда научный сотрудник П.Д. Муратов,- все получили образование в художественных училищах страны как живописцы. Искусствоведы пришли в галерею позже ее открытия. Их пора настала к середине 1960-х годов.

Еще встраивалась железная решетчатая дверь в комнату, отведенную под отдел хранения, в самом отделе не было ни одного произведения искусства, но уже был назначен день и час открытия галереи. Конечно, это был день 7 ноября. За оставшиеся четыре месяца следовало закончить реконструкцию всех отданных галерее помещений, приобрести мебель, заказать и получить готовыми выставочные витрины, главное же – собрать на шесть залов экспозиции живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство. Самый надежный вариант на данный случай мог заключаться в сборе картин местных художников. Но этот вариант не возникал в критическую минуту аврала с открытием галереи, не возник он и позже, когда галерея уже стала привлекательным центром изобразительного искусства в городе. Впечатление от передвижной выставки Русского музея ставило высокие критерии будущего картинной галереи. Уровень областных художественных выставок казался недостойным галереи. Мочалов как директор создающейся галереи мог бы с согласия Управления культуры открыть дорогу в ее фонды самому себе и ближайшим художникам, Тютикову, например, Ликману. Смолину, братьям Титковым, но он не пошел по этому пути. Галерею он решил создавать из произведений уже вошедших в собрания художественных музеев России и тем самым признанных достойными вечного хранения. Начиная сбор коллекции, он послал за добычей научного сотрудника галереи в Иркутский художественный музей. В качестве руководства к действию сотруднику был дан каталог Иркутского музея с отметками в нем желательных для галереи приобретений. Отметки были сделаны по каталожному списку наудачу. Имя художника, название произведения служили единственными ориентирами просьбы вывести их из состава музея и передать Новосибирску. При таком методе отбора произведений неизбежны промахи. Часть отмеченных Мочаловым картин входила в основную экспозицию музея и передаче не подлежала ни под каким видом, часть не стоила хлопот. Мочалов подчеркнул в каталоге работу И.К. Айвазовского «У острова Капри», оказавшуюся этюдиком величиной в семь сантиметров, малопригодным для экспозиции на большой стене.


*сейчас адрес дома – Свердлова, 13

Вообще, любопытно, что располагалось в доме Янкелевича со времен революции и до ранних 1950х? Очевидно, что после революции никакого домавладельца здесь и быть не могло, а сведений о том, что он или кто-то из его родственников был репрессирован мне пока не удалось обнаружить.

+1