НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Железнодорожная ветка "Кокошино-Пихтовка"

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Буду благодарен за любою информацию связанную с этой железнодорожной веткой, а также ее узкоколейным продолжением уходящим далее, на север.
http://image.fhserv.ru/fishingsib/2015-05-7449d1983dda9238e579b62a4d1ea311__rsu-1000-800.jpg

0

2

Насколько мне известно движение по этой дороге закрыто в 1997 году. В начале 2000-х дорога разобрана.

+3

3

Верно. Я ниже изложу, что мне удалось найти. Уточню только с какой целью интересуюсь. Мое увлечение - природа, туризм, экспедиции, иногда экстрим) Хотелось бы проехать по этому маршруту. Насыпь болото поглощает очень быстро, и возможно через 3-5 лет это станет невозможным для колесной техники. И проехать этот маршрут чисто технически, не совсем то, что хотелось бы. Интересно погрузиться в атмосферу тех мест, истории, фотографии. Самым сложным объектом видится урочище ст. Лось.
http://images.vfl.ru/ii/1550210606/8395072d/25397173_m.jpg
Фото предоставлено Еленой Кузнецовой. Комментарий автора - Жители станции Лось ждут прибытия "Сапсана" - Кокошино-Пихтовка 1978г.
Станция Лось (55°37'4"N   82°3'11"E) - Заброшенный станционный посёлок на бывшей 180-километровой железнодорожной ветке Кокошино - Пихтовка .
Далее буду аккумулировать в этом посте все, что удастся узнать.
Обычная одноколейка, законное дитя первых пятилеток. Строительство ветки от ст. Кокошино началось весной 1922г. Инженер Калугин организовал работу, но уже к осени 1922 г. на его место стал инженер Крапивин. В тяжелых условиях, за два года железнодорожную ветку  комсомольцы построили до ст. Дубрава. На сороковой версте был организован центр лестранхоза, назывался Пролетарским, а сама строящаяся ветка в то время называлась Каргатская лесовозная топливная ветвь, и была в подчинении Омской железной дороги до 1926 г. Вследствии последующей реорганизации в 1926 г. Крапивин уехал, руководителем остался Комаров, а лестрансхоз Пролетарский переименовался в леспромхоз Верх-Каргатский. К концу 1929 г. ветку построили до ст. Пенёк, последние километры 73, 74, 75, 76 и 77 уложили на снегу, скорость движения поездов была 5-10 км/ч, а весной поезда не ходили по два - три месяца, пока не спадёт весенняя вода и подсохнет грунт.
В 1930 г. на ст. Пенёк было построено  два клуба: лесхозный и транспортный. (Ныне функционирующий клуб построен в 1961 г.)
Мощные леспромхозы станции Пенек и Октябрьский обеспечивали деревом шахты Кузбасса, нужды Новосибирска и Средней Азии. А какой вклад внесла маленькая сибирская одноколейка для Победы в Великой Отечественной! В войну береза отсюда напрямую шла на оружейные заводы Ижевска, где из нее делали приклады автоматов и винтовок.. 
Постепенно контингент строителей сменился, пихтовскую трассу продолжили строить репрессированные.
В 1939 году Кокошинская ветка была достроена до 114 км (станция Лось). В районах, прилегающих к ветке, было развито сельскохозяйственное производство-животноводство, выращивание зерновых культур и картофеля.
Спустя два года после Победы силами Дорстройпроекта были проведены изыскательские работы от станции Лось до села Пихтовка, а с февраля 1948 года строительство ветки продолжилось. К 1 июля 1950 г протяженность ветки составила 125км, а к началу 1951 г. — 130 км
. С 1922 по 1951 год с Кокошинсхой ветки было вывезено 3 миллиона кубометров древесины лиственных пород. Годовая потока росла: с 5022 вагонов в 1947 г, до 6000 вагонов в 1950 г. Кроме того, с ветки вывозилось зерно, завозились горючее для машинотракторных станций, промышленные и продовольственныетовары для Пихтовского райпотребсоюза«Чукоткой» называли в те годы эти края. А ее «начальником» был Павел Федорович Теличкин, возглавлявший Пихтовское отделение УМГБ по Новосибирской области.
http://images.vfl.ru/ii/1550124994/2ad0e8a1/25383123_m.jpg
Вот, что он рассказывал: «Я прошел всю войну. С первых дней сражался с фашистами сначала на Западном фронте, а позже на 1-м и 2-м Белорусском. Принимал участие в обороне Москвы, освобождал Белоруссию, Украину, Польшу, Германию. Награжден Орденами Отечественной войны 2 степени и Красной Звезды, медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». Последняя военная должность на фронте – помощник начальника политотдела стрелковой дивизии по комсомолу. В 1946 году поступил на службу в органы госбезопасности – в то время МВД и МГБ были единым ведомством. После окончания Новосибирской школы «Смерш» был назначен оперуполномоченным 5 отдела УМГБ Новосибирской области. В июле 1948 года в соответствии с постановлением правительства у нас в области организуются политссылки, меня направляют в Пихтовский район. Ссыльные прибывать стали в основном в 1949-1950 годах. До этого в Пихтовке уже находились пособники немцев с Кавказа. «Кавмингруппа» их называли. Многие ссыльные прибывали только с комплектом одежды на себе. Имущества не было никакого. Продуктов тоже. За все время был один случай побега - сбежал врач из Ленинграда. Весной на лодке выплыл на Обь, как-то добрался домой, но там его уже ждали…»
http://images.vfl.ru/ii/1550125046/94df4174/25383128_m.jpg
Постановлением «О неблагополучном положении с безопасностью движения поездов и мерах по укреплению дисциплины на железнодорожном транспорте» подписанное И.В.Сталиным 25 мая 1951г. предусматривался обширный комплекс мероприятий по улучшению производственных и бытовых условий железнодорожников, особенно локомотивных бригад. Отпускались средства на индивидуальное жилищное строительство. Тогда по всей стране начали строиться "городки машинистов". Нужен был лес и 18 апреля 1952 года был издан приказ начальника Омской железной дороги  № 322/Н, в котором говорилось:

Омская железная дорога, проходя по безлесной местности, обеспечивается по нарядам ГУМТО в весьма ограниченном количестве, вследствие чего ежегодно не полностью выполняет объем строительных и ремонтных работ как производственных зданий и сооружений, так и жилого фонда и полностью лишена оказывать помощь лесоматериалом индивидуальным застройщикам - рабочим и служащим дороги.

Поэтому в настоящее время решается вопрос о обеспечении дороги лесом за счет самозаготовок, для чего удлиняется Кокошинская ветка широкой колеи в направлении ст.Пихтовка и от ст.Пихтовка в глубь леса хвойных пород строится железнодорожная ветка узкой колеи.

Усилиями работников Лесного отдела уже прорублена и раскорчевана трасса удлинения ветки широкой колеи до села Лаптевка (139км), заготовлены шпалы, рельсы и приступили к их укладке. Прорублена и раскорчевана трасса ветки узкой колеи 15 километров и приступили к укладке узкой колеи. Принимаются меры, чтобы уже во второй половине 1952 года дорога получала 10-15 тысяч кубометров деловой древесины хвойных пород. В комплексе работ по подготовке лесозаготовок наиболее трудной была работа перевозки рельс и других грузов (всего до 1000 тонн) из тупика ветки широкой колеи до начала ветки узкой колеи. Для осуществления этой работы с хоз.единиц дороги были посланы трактора и автомашины с их водителями, которые закончили успешно перевозку рельс и других строительных материалов. Перевозка грузов проходила в чрезвычайно трудных и сложных метеорологических условиях (более 50 км по таежному бездорожью). Однако шоферы и трактористы, командный состав Лесного отдела оказались на высоте и с честью выполнили поставленную задачу


За эту работу приказом начальника дороги были премированы 14 механизаторов и 4 руководящих работника лесного отдела дороги.
Тогда до наступления весенней распутицы была подготовлена трасса узкоколейки длиной 25 км. На ней сначала мая до конца октября было уложено 20 км узкой колеи; узкоколейку планировалось достроить до р. Шегарка и уложить боковой ус в направлении Лаптевского лесного массива. На ширококолейном участке к концу октября 1952 года было уложено 11 км пути до ст. Бакса с ответвлением до деревни Лаптевка. А у р.Бакса был построен пункт водоснабжения паровозов.
http://images.vfl.ru/ii/1550413045/615fab85/25435408_m.png
Узкоколейка заработала с конца 1952 года; на 1953 год для неё был установлен план заготовки в объеме 30 тыс. куб.м деловой древесины. Вывоз леса с делянок осуществлялся мотовозом. С перегрузочного пункта лес перевозили автомашинами до ст.Бакса на расстояние в 80км.
http://infojd.ru/uzk54_pihtovka_ist01.jpg
К концу 1953 года эксплуатационная длина узкоколейки достигла 25км. При помощи тракторных волокуш-саней на неё было доставлено два паровоза, один мотовоз и несколько платформ. К началу 1955года на вывозке леса с узкоколейки было занято 55 автомашин автобазы Барабинского отделения дороги; за сутки они перевозили до 300 кубометров леса.
http://images.vfl.ru/ii/1549700944/3dacfacc/25318146.jpg
Между тем строительство Кокошинской ветки продолжалось. В частности. в 1953 году было уложено 8 км широкой колеи. Для завершения строительства участка широкойколеи в мае 1955 года было выделено 20 км рельс со скреплениями и 20 тысяч шпал, для ускорения работы укладка велась одновременно с двух сторон: от ст. Бакса и от перегрузочного пункта узкой колеи. В июне 1955 г, было закончено строительство моста через р.Бакса, а 1 июля была закончена укладка усаузкоколейки в Лаптевский лесной массив. В декабре 1955 г. укладкой последнего звена на Баксинском мосту строительство Кокошинской ветки завершилось. И уже на 1956год для Кокошинской ветки был установлен солидный план лесозаготовок: 30 тыс куб. м хвойных пород,10 тыс. куб. м лиственной древесины и 20 тыс, куб. м дров.
Железная дорога стала тем путем, которым в Пихтовку приезжали сотни людей. Одни сами, другие по воле системы. Приезжали, чтобы продолжать жизнь. В архивных документах 1953 года сохранились данные о станции «Октябрьский» на 129-м километре: 58 домов, 677 жителей, 3 приписанных сюда паровоза и 85 вагонов, пекарня, красный уголок, гараж. Дальше, до самой Пихтовки сплошные села-полустанки с населением в 500-1000 человек: Коноваловка, Лаптевка, Орловка, Ершовка, Мальчиха.
http://images.vfl.ru/ii/1550212328/050ebca8/25397364_m.jpg
Фото: поезд прибывает в Пихтовку.
Вдоль дороги возникло 30 поселений. Дорога стала в прямом смысле слова источником жизни для десятков окрестных деревень.
Дорога-труженик, дорога-ветеран и мемориал... Уже в начале 90-х здесь были модернизированы рельсы, а через речку Баксу построены два великолепных моста: в Мальчихе и самой Пихтовке. Тем не менее, спустя всего лишь пару лет при губернаторе Индинке участок Пенек - Пихтовка был закрыт - как оказалось, навсегда. В 1997-м губернатор Муха с подачи руководства дороги закрывает всю ветку полностью...  К 2000 году все рельсы повырывали и увезли. Три тысячи местных жителей потеряли работу и дорогу на Большую землю. Край обезлюдел. Молодёжь разбежалась, остались в основном одни старики умирать. Насыпь с каждым годом всё более зарастает молодым лесом, а на месте некоторых поселений только заросли конопли в рост человека.
https://pp.vk.me/c11351/u13252456/-14/y_f64e0019.jpg
Интересные факты:
При разборке дороги были обнаружены рельсы 1915 года с клеймом императорских заводов эпохи Николая II.
Дикие места в окрестностях Пихтовки привлекают туристов. Частная туристическая фирма «Братья Говор» реконструировала 36 километров узкоколейки от Пихтовки в лесную зону для желающих отдохнуть, порыбачить, собрать грибы и кедровые шишки. Однако в скором времени дорога снова была разобрана.

1956 год начался с аварии на узкоколейной части ветки.

Предоставим слово документу - приказу начальника дороги (орфография сохранена):

“2 января 1956 года в 13ч.30мин. местного времени на перегоне узкой колеи Пихтовка-Рямовое, 4км пикет 1, произошла авария - столкновение поездов.

Расследованием установлено,что 2января 1956 года в 8 часов утра местного времени начальник лесоучастка КАРПЕНКО В.С. и начальник путевой колонны ДИКИХ А.А. будучи в нетрезвом состоянии дали распоряжение находящемуся на 18 километре узкой колеи мотовозу следовать с лесом в Пихтовку, а в 10 часов утра отправили паровоз из Пихтовки навстречу, не предупредив обэтом бригаду мотовоэа. В результате чего и произошло столкновениепаровоза с мотовозом.

Как установлено расследованием состав с поржняком шел под водительством машиниста ЯШУНИНА М.Ф.находящегося также в нетрезвом виде. В будке паровоза машинист вез постороннюю женщину. Никаких мер предосторожностине принимал.

Все это явилось вследствие того, что КАРПЕНКО работая в должности начальника участка являлся крайне не дисциплинированным, неискренним работником. Его недостойное поведение ослабляла трудовую дисциплину среди рабочих,
породило антагонизм среди комндного состава лесоучастка, допустил перерасход заработной платы в 1955 году на 200 тыс. рублей и нанес большие убытки государству."

По итогам расследования всех троих "героев" аварии уволили, и дела на них передали в прокурату.
Журнал "Локотранс" 2008/12 Ю.Филатов.

Из известных ссыльных в Пихтовке проживали:
Овчинников Георгий Иванович — командир 21-й Пермской стрелковой дивизии,
Светлана Гурвич — дочь Николая Бухарина,
Майя Петерсон — дочь первого коменданта Кремля Рудольфа Петерсона,
Анастасия Цветаева (в 1948—1957 годах) — сестра поэтессы Марины Цветаевой, написавшая в Пихтовке книгу «Моя Сибирь».
Такие люди люди не просто отбывали свой срок в сибирской глубинке, они несли культуру и просвещение жителям Пихтовки. В сельской школе преподавали доктора и кандидаты наук, театральный кружок в клубе вели ведущие актеры театров страны.

Источники, по данным которых сложился данный рассказ:
Узкоколейные железные дороги Новосибирской области
Об упразднении поселка Лось
Карта вымерших деревень Колыванского района
Прогулка по убитой дороге. Автор: Всеволод Абрамов.
Интерактивная карта с фото путешествия "От Мальчихи до Пенька"
Офф Роад Мастер о этом маршруте
Прохождение маршрута в августе 2015г.
История Сидоровки
Про советские полеты в Пономаревку НСО
Приказано: разобрать и забыть!
Почем фунт малой родины?
54.мвд.рф/300-лет-полиции/новости/item/12769744/
Огромная благодарность группам в Одноклассниках: "Пихотвка!", "Наша малая родина - Пенёк."

Отредактировано Газовщик (19-02-2019 21:34:37)

+4

4

Скорее всего - лучше Вас этой темы никто и не знает. Так бывает.

0

5

Попробуйте обратиться к ЖД маньякам вроде Болашенко

+1

6

carcano написал(а):

Скорее всего - лучше Вас этой темы никто и не знает. Так бывает.

Это невозможно. Вся инфа, что я представил, была найдена на общедоступных форумах. Просто с помощью Яндекса и Гугла...
А тут я увидел как по куску подоконника можно узнать место и год строительства здания.
Я уверен, что спецы тут не только по городу, но и по НСО есть. Просто попозже подойдут)

Semich написал(а):

Попробуйте обратиться к ЖД маньякам вроде Болашенко

Сергей больше чем есть у него на сайте, по этому вопросу, ничего не рассказал..

0

7

Не знаю, поможет ли (не читал все ваши ссылки), но на всякий случай:

http://images.vfl.ru/ii/1547313684/00d42bc2/24926534_s.jpg

+1

8

Фото знакомое, а в тексте нашлись новые детали (два у/к паровоза и один мотовоз, а также, что Рямовое и Шегарка обезлюдели в 2003г)
Спасибо.

Отредактировано Газовщик (13-01-2019 13:32:15)

0

9

ПОЕЗД МОЕЙ ЮНОСТИ.
Николай Углов


Жили мы в глухой сибирской деревне на севере Новосибирской области. Отец с матерью разошлись, и папа уехал на заработки ещё севернее – в леспромхоз. Мама вышла замуж и решила уехать на Кавказ к каким-то родственникам. Я сразу же сказал:
- Мам! Мы с Шуркой обязательно должны попрощаться с отцом. Без этого мы не поедем на Кавказ - мы уже так решили.
Мать нервничает:
- Как вы сейчас туда попадёте? Ведь сто километров. Ещё не высохло, подводы и машины не ходят.
Неожиданно отчим миролюбиво заключает:
- Матр! Пусть дети попрощаются с отцом. До Пихтовки, точно знаю, через пять-шесть дней можно доехать. А из Пихтовки они по узкоколейке спокойно прошагают эти пятьдесят километров.
Мать заплакала:
- А вдруг дети останутся у отца? Я этого не переживу! Пусть поклянутся Богом и мной, что вернутся!
Это было уже серьёзно. Мы и, правда, ещё не до конца решили этот вопрос для себя.
На следующий день уехали на подводе до Пихтовки. Мы как будто чувствовали, что это будет последняя встреча с отцом…
Нас с Шуркой провожали все наши друзья. Прощались сдержанно, всё больше шутили. Как будто обычное дело, а ведь мы уезжали из детства! Гордость и радость распирали меня. Мы уезжаем в чудесную страну Кавказ! Мы счастливые! А вот друзья остаются здесь - в глуши, и немного завидуют нам. Все по очереди обнялись и долго-долго махали руками, пока не скрылись за поворотом.
Из Пихтовки идём с братом пешком по узкоколейке в посёлок Октябрьский – это пятьдесят километров вглубь тайги. На всю жизнь запомнил эту дорогу! Её только что построили заключённые. Впервые в жизни видим так близко железную дорогу. Идём, балансируем по горячим рельсам, прыгаем и считаем деревянные просмоленные шпалы. Впервые видим крупный щебень – камни, насыпанные вдоль дороги. У нас в селе не было ни одного камешка. Кругом на кочках цветут жарки. Они прямо слепят глаза. По обе стороны дороги лес стоит в воде. Тысячи лягушек резвятся и громко кричат. Мы постоянно швыряем камни, целясь в лягушек – это наше старое любимое занятие. День солнечный, жарко, воду пьём прямо из болота.
Рвём и едим медунки. Их здесь видимо-невидимо. Цветок этот сиреневого цвета, стебель толстый и мясистый – очистил и съел! Всегда ранней весной в деревне мы всей ребятнёй ходили в лес и ели медунки. Не особенно вкусно, но «голод-не тётка»!
Ох, и долгие эти пятьдесят километров! Ровная, как стрела, линия узкоколейки рассекает лес надвое и упирается в горизонт – там лес сходится. Идёшь, идёшь без конца, а горизонт всё время отступает. Кажется, вот там уже будет конец этой длинной дороги, но она опять продолжается. За всё время не прошёл ни один поезд, ни одна дрезина. Говорили, что состав с лесом ходит только один раз в сутки.
Наконец, уже к вечеру показался посёлок Октябрьский. Слава Богу! Уже нет сил идти, в желудке урчит, голову напекло солнце, всё тело ломит. Огромные штабеля круглого леса, запах гнилой щепы, горы опилок у складов, гружёные и пустые вагоны. Всё это необычно. От сладких запахов брёвен, щепы и опилок начинает кружиться голова - сказывается голод. Наконец, показалась знакомая фигура – это идёт отец с каким-то мужчиной. Увидев нас, теряется, затем широко улыбается и бежит навстречу. Обнимаемся, отец взволнован, целует нас, о чём-то расспрашивает.
Ведёт в рабочую столовую – она рядом. Садимся в угол. Радостный и взволнованный, отец хлопочет – носит щи, кашу с тушёнкой, оладьи и компот. Пообедав, пошли в комнату к отцу. Его жена - тётя Дуся встретила нас очень приветливо.
Живём у них. Мы с Шуркой излазили все окрестности посёлка. Часами наблюдаем за маленьким манёвровым паровозиком, пыхтящим, гудящим, собирающим в одну длинную цепочку вагоны с лесом. Идут дожди. Дурманяще пахнет смолой, опилками, корой. Запах свежего леса носится над посёлком, проникает в каждый барак.
Собираемся назад. Отец договаривается с машинистом поезда и сажает нас на одну из платформ, загруженных кругляком. Располагаемся в торце платформы. Лесовоз уходит в ночь. Отец обнимает нас, не стесняется, слёзы бегут по впалым щекам. С тяжёлым сердцем медленно отъезжаем, непрерывно всматриваемся в две одинокие фигуры. Отец машет рукой, уменьшается, удаляется навсегда, уходит в вечность…
Мы с Шуркой, взволнованные, всё всматриваемся вдаль, всё оглядываемся назад. Прощай отец ! Прощай детство!
Прощайте поля, леса, болота, дорожки, тропинки! Прощайте зайцы, щуки, чебаки, скворцы, снегири, чибисы и бекасы!

Там, где встретил этот рассказ была иллюстрация. Надеюсь, что она имеет непосредственное отношение к тем местам.
http://images.vfl.ru/ii/1549700944/3dacfacc/25318146.jpg

Отредактировано Газовщик (15-02-2019 13:41:23)

+1

10

Мой очень далекий родственник родился и лет до 17 (ну т.е. где-то до ~1960 г) жил на одной из станций (или разъездов) на этой ветке. Он много мог бы рассказать (и кое-что рассказывал мне прошлым летом - например, как у него были проблемы со свидетельством о рождении или с паспортом, связанные с местом рождения - типа, такого разъезда на картах не было, и поэтому он, дескать, не мог там родиться :) ), но он живет в Куйбышеве, и, к, сожалению, связаться с ним по интернету практически невозможно.

0

11

ZSM-5 написал(а):

Мой очень далекий родственник родился и лет до 17 (ну т.е. где-то до ~1960 г) жил на одной из станций (или разъездов) на этой ветке. Он много мог бы рассказать (и кое-что рассказывал мне прошлым летом - например, как у него были проблемы со свидетельством о рождении или с паспортом, связанные с местом рождения - типа, такого разъезда на картах не было, и поэтому он, дескать, не мог там родиться  ), но он живет в Куйбышеве, и, к, сожалению, связаться с ним по интернету практически невозможно.

а такие воспоминания для устной истории архиважны!

+1

12

golod написал(а):

а такие воспоминания для устной истории архиважны!

Я таки попробую с ним связаться, но это будет сложная многоходовочка через маму и дядю, так что никаких гарантий, к сожалению, дать не могу.

+1

13

golod написал(а):

а такие воспоминания для устной истории архиважны!


А где мы их тут складываем? И опять же, как быть с темами. Например, рассказ архитектора, авиаинженера и вот жителя разъезда. Куда их выкладывать?

+1

14

avro написал(а):

А где мы их тут складываем? И опять же, как быть с темами. Например, рассказ архитектора, авиаинженера и вот жителя разъезда. Куда их выкладывать?

по этой железке здесь и выкладываем

+1

15

Под стук колес и топров

«Райское село Пихтовка, окруженное пихтами и кедрачом, пересекается узенькой речкой. Широкие сибирские улицы меж домов зажиточного типа…» Так с удивленными глазами вошла в Пихтовку Анастасия Ивановна Цветаева. Родилась она в 1893 году. Отец ее, Иван Владимирович (1847-1913), был создателем и первым директором Музея изящных искусств в Москве, нынешнего Музея изобразительних искусств имени А.С.Пушкина. Сестра Марина – знаменитая поэтесса. Анастасию Ивановну впервые арестовали в 1927 году, этапом прошла пять тюрем, в том числе и новосибирскую. С 1949 по 1956 год она отбывала ссылку в Пихтовке.

С  этим селением на севере Новосибирской области связаны фамилии многих знаменитых семей. Помимо Цветаевых можно назвать фамилию Бухариных, тоже отбывавших здесь ссылку. В жизни этого небольшого населенного пункта ярко отражалась история большой страны. В 1929 году здесь началось строительство узкоколейной железной дороги. Стране требовался лес, и комсомольцы 20-х сооружали ветку, которой предстояло соединить богатый древесиной север области с Транссибом. Через шесть лет было построено 77 километров до станции Пенек. В 30-е годы контингент лесорубов сменился. Пихтовскую одноколейку продолжили строить репрессированные и члены их семей.

А какой вклад внесла маленькая сибирская одноколейка для Победы в Великой Отечественной! Отсюда шел пеньковский лес на многие оружейные заводы Советского Союза, из него были сделаны тысячи прикладов винтовок и автоматов. По железной дороге древесину отправляли и на шахты Кузбасса.

Спустя два года после Победы рельсы дотянулись уже до 120 километра. «Чукоткой» называли в те годы эти края. А ее «начальником» был Павел Федорович Теличкин, возглавлявший Пихтовское отделение УМГБ по Новосибирской области.
http://images.vfl.ru/ii/1550124994/2ad0e8a1/25383123_m.jpg
Вот, что он рассказывал: «Я прошел всю войну. С первых дней сражался с фашистами сначала на Западном фронте, а позже на 1-м и 2-м Белорусском. Принимал участие в обороне Москвы, освобождал Белоруссию, Украину, Польшу, Германию. Награжден Орденами Отечественной войны 2 степени и Красной Звезды, медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». Последняя военная должность на фронте – помощник начальника политотдела стрелковой дивизии по комсомолу. В 1946 году поступил на службу в органы госбезопасности – в то время МВД и МГБ были единым ведомством. После окончания Новосибирской школы «Смерш» был назначен оперуполномоченным 5 отдела УМГБ Новосибирской области. В июле 1948 года в соответствии с постановлением правительства у нас в области организуются политссылки, меня направляют в Пихтовский район. Ссыльные прибывать стали в основном в 1949-1950 годах. До этого в Пихтовке уже находились пособники немцев с Кавказа. «Кавмингруппа» их называли. Многие ссыльные прибывали только с комплектом одежды на себе. Имущества не было никакого. Продуктов тоже. За все время был один случай побега - сбежал врач из Ленинграда. Весной на лодке выплыл на Обь, как-то добрался домой, но там его уже ждали…»
http://images.vfl.ru/ii/1550125046/94df4174/25383128_m.jpg
Железная дорога стала тем путем, которым в Пихтовку приезжали сотни людей. Одни сами, другие по воле системы. Приезжали, чтобы продолжать жизнь. В архивных документах 1953 года сохранились данные о станции «Октябрьский» на 129-м километре: 58 домов, 677 жителей, 3 приписанных сюда паровоза и 85 вагонов, пекарня, красный уголок, гараж. Дальше, до самой Пихтовки сплошные села-полустанки с населением в 500-1000 человек: Коноваловка, Лаптевка, Орловка, Ершовка, Мальчиха. 179-й километр – и станция Пихтовка, от которой на десятки километров разбегались в тайгу лесовозные узкоколейки.
http://images.vfl.ru/ii/1550125191/cbbb2616/25383142_m.jpg
Железная дорога в прямом смысле слова дала жизнь десяткам окрестных деревень, которая размеренно текла до начала 90-х годов. Сначала был закрыт участок Пенек-Пихтовка, затем - вся ветка. Путь разобрали. Оставшись без работы и надёжной связи с внешним миром, местные жители вынуждены были переехать, и север области заметно опустел.
54.мвд.рф/300-лет-полиции/новости/item/12769744/

Отредактировано Газовщик (14-02-2019 13:29:09)

+2

16

Виктор Владимирович Логинов.  Мальчиха.

Я, Логинов Виктор Владимирович, родился в 1958 г. в деревне Мальчиха и жил там до 1976 г. , затем меня призвали на службу в СА.  После службы я обосновался в Новосибирске и живу здесь до сих пор. Мой отец устроился на ветку в 16 лет и проработал на ней 44 года, жили мы в Мальчихе в жд казарме,особняком от деревни. Для деревенских мы были линейские. Казарма была на две семьи, отец был бригадир пути, а сосед, через стенку дорожный мастер. Сосед вышел на пенсию на два года раньше отца и отец стал исполнять обязанности дорожного мастера до того момента, пока сам не вышел на пенсию.  Мне также пришлось поработать на ветке монтёром пути, после 8-го и 9-го класса на летних "каникулах", а после 10-го устроился официально с получением трудовой книжки.  В Новосибирске я отработал в локомотивном депо Новосибирск 10 лет машинистом электровоза, водил грузовые и пассажирские поезда, потом переводом ушёл в метрополитен и отработал там 20 лет машинистом электропоезда.  На пенсию ушёл в 55 лет
http://images.vfl.ru/ii/1550220233/737d2cc9/25399143_m.jpg
Казарма ЖД. В ней жили рабочие и сотрудники обслуживающие ветку Пихтовка-Кокошино.
http://images.vfl.ru/ii/1550048823/b5459330/25371974_m.jpg
Виктор Логинов. ТД-5.
http://images.vfl.ru/ii/1550048822/a5260735/25371968_m.jpg
Отец в форменной фуражке.
Эта тележка использовалась для перевозки шпал и инструмента, как называлась не помню, а вот одноосная двухрельсовая тележка называлась "беда", а двухосная однорельсовая тележка называлась модерон
http://images.vfl.ru/ii/1550048822/d8d2f005/25371969_m.jpg
Я - монтёр пути.
1http://images.vfl.ru/ii/1550048823/eecd02b0/25371977_m.jpg
Это переносная ЖЭС (электростанция), которая находится на прицепе к ТД-5.
http://images.vfl.ru/ii/1550048822/349b70c5/25371973_m.jpg
Мост через  р.Мальчиха.   154-й км.    Не мало скота здесь сложило свои кости под колёсами паровоза.
http://images.vfl.ru/ii/1550048822/5612d54a/25371971_m.jpg
Первый (деревянный) мост через р. Бакса в Пихтовке.
1http://images.vfl.ru/ii/1550049814/427bc51f/25372180_m.jpg
Правая дверь- вход в зал ожидания, а в левой половине находился дежурный по станции, который также продавал билеты на поезд через маленькое окошечко, которое выходило в зал ожидания.
Если приглядеться, то можно увидеть колокол у двери дежурного по станции, он  бил в него перед отправлением поезда
http://images.vfl.ru/ii/1550048822/599e91aa/25371970_m.jpg
Слева железобетонный мост, построенный вместо первого, деревянного. И новый.
6http://images.vfl.ru/ii/1550048822/c469c2de/25371972_m.jpg
Впоследствии старый мост разобрали. Из одного из трех пролетов построили мост в Мальчихе. Два остальных пролета увезли в направлении Кокошино, и дальнейшая судьба их неизвестна.
http://images.vfl.ru/ii/1550216536/ecfeb342/25398414_m.jpg
Пролет доставлен в Мальчиху.
http://images.vfl.ru/ii/1550216536/bef23340/25398412_m.jpg
Монтаж пролета.
http://images.vfl.ru/ii/1550216536/c0c9ffc2/25398413_m.jpg
Монтаж пролета.
http://images.vfl.ru/ii/1550216536/71c69328/25398415_m.jpg
Когда-то с этой речки набирали воду паровозы.
http://images.vfl.ru/ii/1550216536/f18be84f/25398411_m.jpg
Где-то с середины 70-х, появилиь тепловозы. Сначала половинка ТЭ-3, а потом ТЭМки.

Отредактировано Газовщик (15-02-2019 15:44:36)

+1

17

Газовщик написал(а):

Так с удивленными глазами вошла в Пихтовку Анастасия Ивановна Цветаева.... С 1949 по 1956 год она отбывала ссылку в Пихтовке.
... А ее «начальником» был Павел Федорович Теличкин...

У Теличкина была открытка, подписаная А.Цветаевой - это было что-то типа благодарности за то, что Теличкин был нормальным человеком, и к заключенным относился как к людям. Актриса Валентина Теличкина - его дальняя родственница. А сын его работал в Ин-те Прикладной Физики (на академовском наречии - в "прикладной"), и жил на ул.Рубиновой, а потом перешел работать куда-то в Кольцово. Это информация от моей мамы, которая работала в прикладной, и немного знала Теличкина-младшего.

+1

18

http://images.vfl.ru/ii/1550471734/e686f25f/25442161_m.png

Ю.И.Филатов. г. Омск. Журнал "Локотранс" 12/2008

http://images.vfl.ru/ii/1550471667/5379a061/25442152_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1550471667/69a2cbe4/25442154_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1550471668/7c120dda/25442155_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1550471668/57cef2ed/25442156_m.jpg

+2

19

Подскажите в чем подвох? Только что заметил...
На странице своего сайта посвященной УЖД НСО, С. Болашенко разместил заключительную часть статьи  Ю.И. Филатова, «Кокошинская ветка» (журнал «Локотранс», № 12, 2008 год)
Видно, что в начале страницы начало статьи отсутствует. Надо искать. Долго ли, коротко ли, но откопал я этот журнал полностью. Статья на четырех страницах. Я их разместил в предыдущем посте. А в этом размещу только страницу журнала с сайта С. Болашенко. Она там у него одна. 45-ая.
http://images.vfl.ru/ii/1550505171/5e8babff/25448415_m.jpg
Страницы разные. Такое может случаться в периодических изданиях?
Завтра у меня будет окончание статьи Ю.И. Филатова, о котором он говорит в заключении 4-ой страницы (моей версии). Но ведь это будет напечатано уже в выпуске 1/2009 (инфа - 100%).... http://s20.rimg.info/d0eddd5ffce1e01c69796ce08feb9608.gif

Отредактировано Газовщик (18-02-2019 23:07:46)

0

20

Прошу прощения. Немного внимательнее смотреть нужно, а не кричать сразу - помогите) Склейка из двух страниц. Два столбца взяты из 45стр., а третий столбец из 46.
Просится вопрос - зачем? Ну да ладно..

0

21

Повтор?:
--
https://www.youtube.com/watch?v=mJSwnEOt7UA
http://www.offroadmaster.ru/talk/forum28/topic9039/

Еще Ромуальдович писал:
https://www.fishingsib.ru/articles/view/83278/

+1

22

василиск написал(а):

Повтор?

Нет. Здесь я их не выкладывал.
Продолжение статьи из п.18

"Локотранс" 1/2009, Кокошинская ветка. Часть 2.

http://images.vfl.ru/ii/1550548980/08ff019f/25454156_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1550548980/2ec1fa40/25454157_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1550548980/584bd694/25454158_m.jpg

+1

23

Трудовая правда , 1970 г., № 27
http://images.vfl.ru/ii/1551340826/76d8d07c/25577103_m.png

0