НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Скульптурный город » Панно «Рождение Оби» («Сартакпай») в здании речного вокзала (утрачено)


Панно «Рождение Оби» («Сартакпай») в здании речного вокзала (утрачено)

Сообщений 1 страница 29 из 29

1

Где? Автор?

Отредактировано carcano (07-01-2019 07:13:42)

0

2

http://images.vfl.ru/ii/1546696571/b6bdc4d7/24828337_s.jpg

Шикарно!

Фотография сохранена и опубликована - украинским краеведом из Днепра - Александром Волоком

Отредактировано carcano (06-01-2019 01:59:20)

+6

3

В гостинице "Обь", вероятно , было такое панно.

0

4

Женя написал(а):

В гостинице "Обь", вероятно , было такое панно.


Прям уж в гостинице?))

0

5

carcano написал(а):

Прям уж в гостинице?))

Речной вокзал , конечно.

+1

6

Панно «Сартакпай» Владимира Сокола в зале ожидания речного вокзала.

+2

7

Палыч написал(а):

в зале ожидания


Конечно..

вход за спиной фотографа
река слева

0

8

Панно «Рождение Оби и Сартакпай» в зале ожидания речного вокзала (1976) Сокол В.П.

Легенда о Сартакпае

Свернутый текст

На Алтае в устье реки Иш жил богатырь Сартакпай. Коса у него до земли, брови, что густой кустарник. Мускулы узловатые, как нарост на березе (чага), хоть чашки из них режь. Еще ни одна птица не пролетала мимо головы Сартакпая – стрелял он без промаха. Копытных зверей, бегущих вдали, метко бил Сартакпай. В когтистых зверей он метился ловко. Не пустовали его армакчи – кожаные сумы. В них, всегда была жирная дичь.
Но не был счастлив, не был весел Сартакпай. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек. Бросались с камня на камень, они рвались в клочья, дробились в ручьи, натыкались на горы. Надоело Сартакпаю видеть слезы алтайских рек, надоело слушать их неумолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан. Сартакпай позвал своего сына: Ты, сын Адучы, иди на юг, а я на восток пойду. Адучы-сын пошел к горе Белуха, поднялся туда, где лежат вечные снега, стал искать путь для реки Катунь. Сам богатырь Сартакпай отправился на восток, к озеру Дьылу-Кол. Указательным пальцем правой руки Сартакпай прогнул берег Дьылу-Коля, и следом за его пальцем потекла река Чулышман. В эту реку с веселой песней устремились все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и подземные воды. 
Но сквозь радостный звон Сартакпай услышал плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем левой руки провел по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними старик Сартакпай: «Оказывается, левой рукой я тоже умею работать! Однако не годится такое дело левой рукой творить». И Сартакпай повернул реку Башкаус к холмам Кок-Баша и тут влил ее в Чулышман и повел все воды одной рукой вниз к скалам Артыбаша. Далее Сартакпай остановился: «Где же мой сын Адучы? Почему не идет мне навстречу? Слетай к нему, черный дятел, посмотри, как работает Адучы-Мерген». Черный дятел полетел к горе Белухе: от Белухи река Катунь бежала на запад, дятел устремился следом за рекой. Недалеко от Усть-Коксы он догнал силача Адучы-Мергена, тот вел Катунь все дальше к Западу. «Что ты делаешь, Адучы-Мерген?» – крикнул Дятел – «Отец тебя уже полдня ждет в Артыбаше». Сын сейчас же повернул реку на северо-восток. Дятел поспешил к Сартакпаю: «Прославленный богатырь, ваш сын ошибся: реку к Западу начал вести, теперь повернул ее на восток. Через три дня он будет здесь». Долго ждал своего сына Сартакпай, три дня держал указательный палец в долине Артыбаша. За это время к нему под палец натекло Телецкое озеро. Отец повел из Телецкого озера реку Бию, а сын Адучы быстро бежал, ведя за собой Катунь. Ни на шаг не отстал он от своего могучего отца.
Вместе, в один миг слились две реки Бия и Катунь в широкую Обь. И она понесла воды Алтая в далекий Ледовитый океан. «Сынок» – сказал Сартакпай – «Ты быстро привел Катунь, но я хочу посмотреть, хорошо ли, удобно ли для людей ты вел ее». И богатырь пошел от Оби вверх по Катуни. Адучы-Мерген шагал сзади, и колени его подгибались от страха. Вот отец перешагнул через реку Чемал и подошел к горе Согонду-туу. Лицо его потемнело. Брови совсем закрыли глаза: «Ой, стыд, позор, Адучы-Мерген, сынок! Люди тебе за это спасибо не скажут! Плохо сделал, сынок!». «Отец» – отвечал Адучы – «Я не смог расколоть Согонду-Туу. Даже борозду провести по ее хребтам не хватило сил».
Тут Сартакпай снял с плеч свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу. Согонду-Туу надвое раскололась, один кусок упал пониже реки Чемал, на нем вырос красивый сосновый бор Бешпек. Другая половина Согонду-Туу до сих пор стоит над Катунью. И до сих пор хвалят люди старика Сартакпая за то, что он провел дорогу прямую, как след стрелы. Сартакпай, находясь в местности Кор-кечю, бросил в летевших гусей камень, брошенный камень упал у речки Мены в Чуйской долине.
Этот камень лежит около Чуйской дороги, выше местности Чибит, верстах в пяти, а от Кор-кечю на Катунь в 120 верстах. Камень круглый, пудов около семи весом.

+2

9

Возвращается Сокол потихоньку. Отлично.

0

10

Olga написал(а):

Панно «Рождение Оби и Сартакпай»


А их случаем не два было? Во многих источниках - разделяют.

0

11

carcano написал(а):

А их случаем не два было? Во многих источниках - разделяют.


Источники такие источники :)
Когда-то кажется на форуме НГС размещали фото сгоревшего Речного вокзала с частями этого панно. Насколько помню, в в зале ожидания речного вокзала оно одно было, это.
Те фото я сохраняла в своё время, но они утрачены.

0

12

carcano написал(а):

А их случаем не два было? Во многих источниках - разделяют.


Здесь три варианта

1. «Рождение Оби и Сартакпай»

2. «Рождение Оби» и «Сартакпай» два названия одного панно

3. «Рождение Оби» и «Сартакпай» это панно-диптих

У П.Д Муратова:

Бия и Катунь – в одно лицо – Обь – в резном деревянном панно «Сартакпай», выполненном для зала ожидания новосибирского речного вокзала.
....

Не увидеть уже сорокаметровое сграффито «Природа Сибири», скульптурно резанное деревянное панно «Сартакпай» и вообще весь комплекс художественных работ Сокола на речном вокзале.

0

13

На сайте "Союза художников России", в статье посвященной Соколу В.П упоминиется так:
...панно «Рождение Оби», «Сартакпай» в зале ожидания речного вокзала (1976)...
...оно в слиянии двух профилей – Бия и Катунь – в одно лицо – Обь – в резном деревянном панно «Сартакпай», выполненном для зала ожидания новосибирского речного вокзала. В этих вариациях одного и того же мотива проявляются устойчивые схемы композиции, имеющиеся у каждого художника, и какие-то не вполне ясные глубинные симпатии к людям, к природе родных мест, сопровождавшие жизнь Сокола, пронизывая годы и периоды, насыщенные разными событиями.
...Не увидеть уже ... деревянное панно «Сартакпай» и вообще весь комплекс художественных работ Сокола на речном вокзале.

0

14

http://images.vfl.ru/ii/1546774631/03c20d67/24838498_m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1546774632/a9161b6d/24838499_m.jpg

+1

15

Уже есть разночтение - в буклете: 1977 год, а в других местах - 1976 год.

Название просто "Рождение Оби"

Плюс сын Игорь Владимирович, который в 1976 году поступил и учился в Московском полиграфическом институте (факультет ХТОПП).

Возникает вопрос: к чему сына приписали.

0

16

Каталог это документ. Все данные в нём писались на основе авторских заявок.

0

17

AWA написал(а):

Каталог это документ. Все данные в нём писались на основе авторских заявок.


Всякое бывает. Насмотрелся я на официальные документы во время работы.

Выставка цикла «Дуэты»: Владимир Сокол (1927-1990)и Игорь Сокол
Живопись, графика, скульптура

16 июня – 15 июля 2018 года
Никитский бульвар д. 7 (м. Арбатская)

«Всем, что я умею как художник, я обязан прежде всего своему отцу» И.В. Сокол

В «Доме Гоголя» 16 июня открывается выставка работ отца и сына, Владимира и Игоря Соколов, — представителей двух поколений художников, живущих в принципиально разные времена «общественного запроса», востребованного и приемлемого, авторского художественного «выбора». Временной дуэтный диапазон работ, представленных на выставке, — пятьдесят лет: с 1948 года — Владимира Сокола, и по 2018 год — Игоря Сокола. Владимир Сокол работал как живописец, график, скульптор наиболее активно в 50–70-е годы, но свобода его творческих предпочтений и в те «магистральные» времена доказательно ощутима. В экспозиции выставки — графические и живописные пейзажи, портреты, деревянная скульптура. Выполненные с глубоким вниманием к натуре, высокого уровня исполнения, композиционно отстроенные, лаконичные, ёмкие, — работы из тех, что коллеги по цеху называют «честными». Игорь Сокол так говорит о своём отце: «Мой отец был очень требователен к себе и во всём стремился поддерживать самые высокие мерки профессионализма. Для меня его пример стал определяющим в выборе дела жизни».

Унаследовав по праву рождения безусловное художественное дарование, Игорь Сокол сложился и состоялся удивительно рано и вне подражания, — как совершенно отдельный график и живописец. Его графические работы — пространство художественных координат символизма и европейского модерна. Виртуозная техническая профессиональная подготовка художника, тонкий стилистический вкус, личная интонация сюжетного повествования, драматургия каждой работы делают экспозицию выставки безусловным подарком и зрителю-эстету, и даже случайному посетителю.

Символизм Игоря Сокола родом из ренессансного искусства, интереса к античности. О глубине этого интереса длиною в сознательную жизнь говорит его «архаическое погружение» в другие времена, иные сферы, — насколько это возможно для современного человека. Например, Игорь Владимирович Сокол выучил латынь, чтобы, по его словам, «воспринять литературные памятники античности на языке первоисточника».

Пространство личной философии Игоря Сокола всегда аллегорично, метаморфозы действия происходят как бы вне времени, и, хотя визуально они строго привязаны к символам определённой эпохи, сюжетное действие и развитие их происходит как бы сразу во все времена. Работы художника говорят о сути явлений и состояний, о тайнах бытия, в них есть элемент прозрения, перевода с бессознательного на язык всегда чётких и всегда чувственных символов.

Биографические справки:

Сокол Владимир Петрович родился 28 мая 1927 года в Новосибирской области. Рисунку и живописи юный художник учился у профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Альфреда Рудольфовича Эберлинга (1872–1951) — ученика И.Е. Репина по Императорской Академии художеств. По окончании Великой Отечественной войны Владимир Сокол поступил на факультет монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Закончив в 1955 году ЛВХПУ, вернулся в Сибирь, переехав в только что основанный Новосибирский Академгородок. В 1961 году стал членом Союза Художников. В Академгородке и городе Новосибирске Владимир Сокол выполнил в последующие годы целый ряд крупнейших монументальных работ, среди которых резное панно «Богатства Сибири» (Дом Учёных Сибирского отделения АН СССР), монументальный витраж в вестибюле Новосибирского государственного Университета, мозаика на фасаде издательства «Советская Сибирь», витражи стации новосибирского метро «Речной вокзал», скульптурный декор Новосибирского ТЮЗа, множество других работ. В 1979 году Владимир Сокол получил звание Заслуженного художника РСФСР. Ушёл из жизни 29 июня 1990 года.

Сокол Игорь Владимирович родился в Новосибирске 10 февраля 1957 года. Первая персональная выставка 11-летнего художника состоялась в 1968 году в Доме Учёных Сибирского отделения АН СССР. Одним из её посетителей стал выступавший с концертом в Академгородке Владимир Высоцкий, которому очень понравились работы Игоря. В 1971 году состоялась первая московская персональная выставка Игоря Сокола в Центральном Доме Литераторов. Тогда же Игорь познакомился с Народным художником СССР Н.Н. Жуковым, оказавшим значительное влияние на профессиональное формирование своего ученика. В 1972 году, в возрасте 15 лет, Игорь Сокол стал участником республиканской выставки молодых художников, в 1976 году поступил в МПИ (факультет ХТОПП), где учился под началом у таких художников, как Д.Д. Жилинский, А.В. Васнецов, Д.С. Бисти, В.А. Сальников. По окончании института Игорь Владимирович вернулся в Новосибирский Академгородок, где работал в книжных издательствах («Наука», «Сибирский Хронограф»), выполнял живописные и графические заказы в Новосибирском творческо-производственном комбинате Художественного Фонда РСФСР, регулярно представлял новые работы на персональных выставках в Новосибирском Академгородке. В 1994 году вступил в Союз дизайнеров России, а в 1997 — в Профессионально-Творческий Союз Художников России. В 1994 году состоялась персональная выставка Игоря Сокола в редакции журнала «Наше наследие», заслужившая высокую оценку академика Д.С. Лихачёва. В 1995 году прошли персональные выставки И.В. Сокола в галерее «М'арс» (Москва) и в выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург). Произведения Игоря Сокола находятся в частных коллекциях в России, Франции, Швейцарии, Германии. В настоящее время художник живёт и работает в Москве.


Никого намека на участие сына в работе.

0

18

Это смотря какие документы.  Если автор считает, что его сын принимал участие в работе, значит так оно и есть.  Журналистскую писанину читать нужно осторожно, она ,как правило, пишется с чужих слов.

0

19

AWA написал(а):

Это смотря какие документы.  Если автор считает, что


Речь в каталоге - идет об эскизе, а именно об акварели 60х140. Ее действительно мог создать - сын (один или в соавторстве с отцом).
С панно - другой случай, а именно - эта работа на заказ, стоимостью не одну тысячу рублей (СССР). Думаю, что все авторы, соавторы, члены авторского коллектива и его руководители должны быть отражены в первоначальном договоре на изготовление, а окончательный вариант названия и авторов (при условии, что заказчик с этим согласен и принимает работу) в акте приемки.

Отредактировано carcano (07-01-2019 07:14:30)

+1

20

Приоткрою профессиональные тайны. Система заказа в Советское время была отработана серьёзно. Сначала Заказчик  оформлял договор с Художественным фондом. Потом на правлении Союза художников заявка на эту работу распределялась исполнителю. После чего художник, которому достался заказ оформлял договор с Художественным фондом, в котором для художника заказчиком являлся Худфонд. Далее начиналась разработка форэскиза. Форэскиз рассматривал художественный совет вместе с представителем основного заказчика. После чего начиналась работа над эскизом с учётом всех предложений. Готовый эскиз рассматривался худсоветом и принимался в работу. Все решения худсовета фиксировались в протоколе. На основе эскиза создавался картон (эскиз в натуральную величину), который также, рассматривался худсоветом, вносились изменения и предложения.  После картон  отдавался резчикам. Те готовили материал, переносили рисунок на дерево, и резали под чутким авторским надзором. После создания оригинала, монтаж, приёмка худсоветом и заказчиком. После гонорары, расчёт, банкет и слава. После создания картона эскиз мог выставляться на выставках, как самостоятельное произведение.
Меня грызёт огромное желание посмотреть все довора Художественного фонда, благо есть доступ, но это работа на несколько лет.

0

21

Панно перед демонтажом
https://i.imgur.com/t2ubMvB.jpg

+9

22

evg_e1 написал(а):

Панно перед демонтажом


Да, это из той серии фото, которые на форуме НГС выкладывали. Вспомнила ник того человека - Vinipux, и фото нашла :)
Фото сделаны в июне 2009, через неделю после начала реконструкции Речного вокзала.

http://images.vfl.ru/ii/1546852796/afeab119/24849843_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1546852796/0f6535e1/24849844_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1546852797/29187560/24849845_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1546852797/7a01d45c/24849846_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1546852797/5fd015df/24849847_m.jpg

Томились, стенали озёра в оковах Алтая. Им выход из плена пробила стрела Сартакпая. Катунью и Бией прорвались они через рану и Обью могучей слились на пути к Океану.

+5

23

AWA написал(а):

После гонорары, расчёт, банкет и слава.


Хорошо сказано))

Olga написал(а):

Томились, стенали озёра в оковах Алтая.


Дальнейшая судьба известна? Может в каком-нибудь коттедже стеночку утепляют?

0

24

carcano написал(а):

Дальнейшая судьба известна? Может в каком-нибудь коттедже стеночку утепляют?


Почему-то вспомнился анекдот.
У студента мединститута на экзамене спрашивают - Где находится аппендицит?
Ответ - Не знаю, у меня его давно вырезали.

Жаль, что за 6 лет после пожара и далее судьбой панно никто не озадачился.

+1

25

AWA написал(а):

Каталог это документ. Все данные в нём писались на основе авторских заявок.


Кстати, обратите внимание на год выпуска документа - 1989. Авторские заявки давно уже сданы в архив. И одному Богу известно, а авторы этого каталога, уверен, забыли откуда брали.

0

26

Евгению и Ольге - большое спасибо!!!

http://s20.rimg.info/0087e245783523af5f071c4136182f59.gif

+1

27

carcano написал(а):

Дальнейшая судьба известна? Может в каком-нибудь коттедже стеночку утепляют?


Olga написал(а):

Жаль, что за 6 лет после пожара и далее судьбой панно никто не озадачился.

Тем более сохранность панно практически 100%. Это хорошо бы если где-то в коттедже сохранилось. А может и самый плачевный исход.

0

28

http://images.vfl.ru/ii/1547014102/dd7464bd/24873381_m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1547014102/f3ad898b/24873382_m.jpg

Это данные другого произведения, но смысл тот же.

+2

29

http://images.vfl.ru/ii/1547014271/f10489ab/24873388_m.jpg

Отец и сын.

+2


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Скульптурный город » Панно «Рождение Оби» («Сартакпай») в здании речного вокзала (утрачено)