НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гибель парохода СОВНАРКОМ

Сообщений 1 страница 32 из 32

1

Это был корабль, построенный за рубежом в конце XIX века. Прежде он принадлежал какой-то иностранной компании. Затем его приобрела барнаульская предпринимательница Евдокия Мельникова - владелица самой крупной на Алтае пароходной компании, которая имела десять огромных судов и шесть барж. После революции ее имущество было национализировано, и пароход, прежде называвшийся "Братья Мельниковы", получил новое имя "Совнарком".

8 мая он вышел из Барнаула, на его борту находилось около 400 пассажиров. К вечеру 9 мая прибыл в Бердск.

Когда над рекой стали сгущаться сумерки, капитан решил, что лучше заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди (был разгар Гражданской войны), которые спешили в Новониколаевск (Новосибирск) и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс. В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь в Новониколаевске. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой. Ее-то капитан и посчитал сигнальным огнем фарватера. И приказал взять курс на этот огонь.

Ситуация с огнями была чудовищно абсурдной. Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена "быка" - четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но "Совнарком" из-за больших размеров по инерции несло прямо на опору. Нос корабля удалось немного отвести в сторону, удар пришелся на середину корпуса, в переборки, отделяющие кормовой грузовой трюм от машинного отделения. В результате у "Совнаркома", как и у погибшего десятилетием ранее "Титаника", образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. "Совнарком" погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения - в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.

При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше, вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.

Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы "Богатырь" и "Новониколаевск". В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них - капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочищи поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.

По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту "Совнаркома", удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.

...Шло время. Остов затонувшего парохода стал мешать судоходству. Но поднять его не было ни сил, ни средств. Над местом кораблекрушения установили сигнальный буй, частным лодкам было запрещено заплывать в этот район.

Безуспешные попытки поднять остатки "Совнаркома" предпринимались в 1932 году и даже в военном 1943 году - с целью извлечения металла и дорогих заграничных машин корабля. Но работам мешали песок и ил, которые почти затянули корпус затонувшего судна. Впрочем, все же удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.

После ввода в строй в конце 50-х годов прошлого века Новосибирской ГЭС воды Обского моря стали вымывать похороненный пароход. Он снова стал мешать судоходству. В 1980 году было решено поднять со дна покореженный корпус. Однако сделать это удалось лишь осенью 1984 года, через 63 года после кораблекрушения.

Анатолий МУРАВЛЕВ, газета "Алтайская правда", 12.05.2006
http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=17179
http://www.ap.altairegion.ru/136-06/8.html

Гибель парохода «Совнарком»

В ночь с 9 на 10 мая 1921 г. двухпалубный пароход американского типа «Совнарком» затонул в 200 м от правого берега р. Обь, ударившись о 4-ю опору железнолдорожного моста в Новониколаевске.
До революции пароход назывался «Братья Мельниковы» и принадлежал барнаульской купчихе II гильдии Е.И.Мельниковой. Поле национализации переименован и продолжал служить для пассажирских и грузовых перевозок.
Катастрофа произошла в время первого срочного рейса навигации 1921 г. Пароход вышел из Барнаула в Томск, имея на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. По неясным причинам, отказавшись от ночевки в Бердске, пароход пошел в Новониколаевск. Пристань находилась за железнодорожным мостом, ниже по течению, поэтому необходимо было в темноте пройти под ним.

В ту ночь железнодорожный мост был слабо освещен: горели лишь несолько светлых и одна красная лампочка. Капитан «Совнаркома» А.Снегирев решил, что именно эта лампочка является сигнальной, и взял курс на нее. Из-за плохой погоды и темноты опоры моста не были видны, поэтому на нос парохода были отправлены лоцманский ученик и помощник штурвального. Они смогли заметить опасность лишь тогда, когда «Совнарком» приблизился к мосту. Маневр, который совершил штурвальный, чтобы смягчить удар, не помог, и пароход ударился об опору моста правым бортом. Были сломаны все палубные постройки, пробит корпус, перестали работать машины. Судно стало тонуть. Из-за паники, перегруженности парохода и низкой температуры воды большинство пассажиров погибло, несмотря на близость берега. Несколько десятков человек (среди них капитан и его первый помощник), удержались на плаву с помощью дров, которыми был нагружен пароход. Другие спаслись на остатках верхней палубы, которую выловили у с. Мочище. Деревянные детали судна и тела людей доставали из воды даже у с. Почта Колыванского района.
«Совнарком» затонул очень быстро – в течение 5 минут. Погиб и весь его груз. Уже на следующий день начала работу специальная комиссия по расследованию причин аварии. Однако официальных данных о гибели парохода не сохранилось.
Следствие по делу капитана парохода тов. Снегирева длилось более года. 19.6.1922 оно было рассмотрено Военно-революционным транспортным трибуналом. За недоказанностью состава преступления суд оправдал А.Снегирева. Дежуривший в ночь катастрофы на мосту служащий Индейкин за несвоевременное освещение огнями моста был приговорен к принудительным работам с лишением свободы на 1 год, но благодаря амнистии был освобожден от наказания.
Несколько раз предпринимались попытки поднять «Совнарком» со дна Оби, потому что затонувший корпус мешал движению судов и оказывал негативное влияние на состояние фарватера. Непосредственно после катастрофы поднять пароход не позволили скромные технические средства, которыми располагал речной транспорт. Следующая попытка состоялась в 1932 г., когда были извлечены различные части изготовленных в США машин судна. Во время Великой Отечественной войны были идеи использовать зерно, которое затонуло вместе с пароходом. В послевоенное время для очистки фарватера реки периодически поднимали части палубных построек «Совнаркома», в 1980-е извлекли большую часть корпуса парохода.
Лит.: Большаков В.Н. Очерки речного транспорта Сибири XIX в., Н., 1991; Кузьменкина Л. Гибель за пять минут // ВН, 20.03.1995; Путеводитель пароходства Е.И.Мельниковой, 1914; Титов Г. Возникновение пароходства в Обь-Иртышком бассейне, Н.,1990.

Е.А.Кузнецова.
Новосибирск. Энциклопедия – Н.:Новосибирское книжное издательство, 2003; с.197.
http://community.livejournal.com/nsk_hi … mode=reply

0

2

Газета "Молот" № 39
http://i83.fastpic.ru/big/2016/1204/40/7ef26b769522adaae34f588c517ccc40.jpg

+7

3

Обалдеть!  https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-4.gif А продолжение будет?

0

4

Виктор-NSK написал(а):

Газета "Молот" № 39

[взломанный сайт] Люблю газетки читать.

Есть ещё такая статья Л. Кузменкиной

«Сибирский Титаник»

0

5

Ощепков написал(а):

Обалдеть!  https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-4.gif А продолжение будет?

Следующего номера пока не нашел.

0

6

http://images.vfl.ru/ii/1504980440/773de6a5/18541887_s.jpg

+1

7

Виктор-NSK написал(а):

Газета "Молот" № 39

Помогу таким незрячим,как я.
http://images.vfl.ru/ii/1493426739/1cfdd30a/17037058_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1493426739/0e0cf8b0/17037059_m.jpg

0

8

Константин Голодяев. Гибель парохода"Совнарком".
Видео

0

9

Краткий диалог с Алексеем Игнатовичем.
http://images.vfl.ru/ii/1494592240/5713da5e/17198411_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1494592240/c02ddd64/17198412_m.jpg

+1

10

верно, эти мешки и в голодном 43-м водолазы поднимали. Целая программа была. Из той муки новосибирцам хлеб пекли

0

11

Пэжэ написал(а):

Какой-то гуманитарий запустил фейк о падении уровня из за добычи песка.

Можете доказать обратное?

0

12

Пэжэ написал(а):

Какой-то гуманитарий запустил фейк о падении уровня из за добычи песка.

Не понял. В чём фейк? Я как инженер считаю, что так и есть. Уровень упал из-за добычи песка. Есть другое мнение? Расскажите.

+2

13

Учёные называют 2 главных причины понижения уровня воды в Оби: появление ГЭС и добычу нерудных стройматериалов (это наверное песок и щебень).
Интересно, есть ещё что-то?

0

14

Пэжэ написал(а):

Есть. Производительность источников.

Ага. Особенно в 2015 году ( когда затопило 6000 садовых участков ).
Фигня всё это. Производительность источников - величина непостоянная. Главная причина падения уровня - добыча песка и щебня со дна Оби.

0

15

Ромуальдович написал(а):

... добыча песка и щебня со дна Оби.

Владимир, поправочка! Добыча песка и песчано-гравийной смеси (ПГС).
Падение уровня воды отмечается на многих реках, имеющих русловые карьеры значительной протяженности.

0

16

Ирландец написал(а):

Владимир, поправочка! Добыча песка и песчано-гравийной смеси (ПГС).

Действительно! Какой же щебень на дне реки? Не додумал...
Вот и фоточка по теме. Змеюка, сосущая песок со дна реки.

http://images.vfl.ru/ii/1504980511/e1a16261/18541905_s.jpg

+1

17

Пэжэ написал(а):

Объясните, пожалуйста, причинно-следственную связь?

Если сделать условный разрез русла Оби ( сечение, так сказать) то ту площадь заполняет, проходя, определённый объём воды. При добыче песка гравия сечение увеличивается за счёт того, что дно понижается из за выбранного материала. Но объём воды остаётся прежним. Следовательно уровень понижается, чтобы площадь сечения, заполненного водой оставалась прежним.

+1

18

Пэжэ написал(а):

А уровень падает на всём протяжении от ГЭС до океана?

Нет. В низовьях, где дно преимущественно глинистое и практически не ведётся разработка песка, уровень не меняется.
Обь вообще сложная река. Русло и его направление меняются очень быстро. Например. 20 лет назад у правого берега чуть выше моста Северного объезда я ловил на фарватере язей с лодки. Глубина подо мной была 6 - 7 метров. Сейчас же на этом самом месте песчаная отмель и люди ходят, прогуливаются по песочку.

0

19

Ромуальдович написал(а):

Если сделать условный разрез русла Оби ( сечение, так сказать) то ту площадь заполняет, проходя, определённый объём воды. При добыче песка гравия сечение увеличивается за счёт того, что дно понижается из за выбранного материала. Но объём воды остаётся прежним. Следовательно уровень понижается, чтобы площадь сечения, заполненного водой оставалась прежним.

У меня это же объяснение.

0

20

К вопросу о зависимости уровня воды и скорости течения. Механизм течения рек
Таким образом очевидно, что при добыче песка увеличивается скорость течения и понижается уровень воды.

0

21

Пэжэ написал(а):

Созрел повод для встречи!

У меня опять то же мнение!  https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/726-4.gif

+1

22

Совсибирь 18 февраля 1933 года.
http://images.vfl.ru/ii/1497880049/f54603fe/17633028_m.jpg

+3

23

Про уровни реки очень интересно. Вот еще один факт: при проектировании и строительстве ГЭС уровень нижнего бьефа закладывался следующим: нормальный уровень НБ - 96.7 м., минимальный - 93.7.
По факту ниже 93.7 уровень где то до 80-х годов не опускался. Сейчас и 92 метрами по балтийской системе никого не удивишь.

0

24

Dkm написал(а):

Про уровни реки очень интересно. Вот еще один факт: при проектировании и строительстве ГЭС уровень нижнего бьефа закладывался следующим: нормальный уровень НБ - 96.7 м., минимальный - 93.7.
По факту ниже 93.7 уровень где то до 80-х годов не опускался. Сейчас и 92 метрами по балтийской системе никого не удивишь.

Продольный профиль - еще один фактор, влияющий на минимальные  габариты  судового хода на Новосибирском участке Оби
http://images.vfl.ru/ii/1611249473/9714db9e/33044657_s.jpg
Сказываются уклоны водной поверхности, материалы русла, характер берегов и пр.

+1

25

СО ДНА ОБИ

СО ДНА ОБИ

Одиннадцать лет тому назад, в навигацию 1921 года, мощный обский пароход «Совнарком». ударившись об один из устоев новосибирского железнодорожного моста, пошел ко дну. Попытки поднять затонувшее судно примитивными техническими средствами, какими тогда располагал речной транспорт, не увенчались успехом. Дело было предано забвению.

Рост народного хозяйство края, повышенные требования, которые оно начало предъявлять к речному транспорту, снова натолкнули речников на мысль о подъёме «Совнаркома». Летом 1932 года

сектор пути УРТ’а получил в свое распоряжение водную станцию, однако, спуск водолазов на дно реки не удался — мешало сильное течение. Пришлось обратиться в ЭПРОН — организацию, ведающую подъёмом затонувших судов. Лишь в декаб-
ре 1932 г. в Новосибирск была командирована партия военно-морской водолазной балы в количестве пяти человек. К тому времени на льду на Оби выросло специальное устройство для судо-подъёмных работ.

В течение четырех дней водолазы изучали положение затонувшего судна.

Они сообщили, что почти весь корпус парохода занесен песком и илом, палуба завалена цепями, тросами и канатами. Борты во многих мостах оказались разодранными, на них торчали куски заржавленного железа.

Непосредственные подъемные работы уже начались. Из реки уже извлечён один котел. К весне все машины и приборы и весь корпус парохода окончательно выйдут из своего десятилетнего подводного плена.

Вся эта работа обойдется Запсибуправлению речного трапспорта в 68 тыс. рублей. Расход целиком окутается ценностью парохода, одного из крупнейших речных транспортных единиц Зап. Сибири.
ШИРОВ.
вверху: подъем первого (котла парохода «Совнарком»,
(внизу: приготовление водолаза к спуску.

+1

26

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗЛОЖЕНО. хОЧУ ИХ ПРОЧИТАТЬ СЫНУ. ДУМАЮ. ЧТО ЗАХОЧЕТ ПОСОМТРЕТЬ ДАННЫЙ ГОРОД

0

27

Советская Сибирь, № 183, от 16.8.1922

"Поднятие „Совнаркома"

Пароход „Совнарком" потерпевший в прошлом году аварию около Новониколаевского железнодорожного моста, до сих пор ещё не поднят.

В настоящее вредя около затонувшего парохода образовался остров, мешающий фарватеру реки.

Переменой течения разрушается берег около Лесотаски.

На днях Сибпланом по просьбе одного подрядчика было произведено обследование положения этого дела.

Взрыв парохода залегшего по близости моста, сибплан нашел возможным, а извлечение парохода из фарватера, не смотря на дороговизну работ, Сибпланом признано крайне необходимым.

В настоящее время работы по поднятию парохода ведутся интенсивно.

Ощущается лишь задержка в средствах, отпускаемых для этих работ Сибопсом.

Общая стоимость работ сейчас исчисляется около 100 миллиардов рублей.

До сего времени из этих средств уже затрачено около 30 проц.

Около 40 проц. всей работы уже выполнено.

скан

0

28

Советская Сибирь, № 182, от 15.8.1922

Нам вновь пишут про инженера Туренко, начальника головных ремонтных поездов № 3 и 19, все еще подымающих затонувший пароход «Совнарком». Пишут следующее: «Часть инвентаря

поездов, заключавшегося в большем количестве технического и хозяйственного оборудования, была намечена к аукционной распродаже. Инженером Туренко была созвана оценочная комиссия с участием агента Р. К. И. и о распродаже было объявлено в газетах. Один покупатель давал за один электро-мотор триста миллионов руб. По уходе покупателя инженер созвал оценочную комиссию вторично и неожиданно весь инвентарь, в том числе два мотора, были проданы десятник Буковскому за двести шестьдесят миллионов рублей. Характерно то, что покупатель живет и и работает вместе с инженером.

В заключение, автор, ими которого мы знаем, заявляет, что органам Р.К.И. надлежит обратить серьезное внимание на подобную торговлю.

скан

0

29

Советская Сибирь, № 228, 10.10.1922, вторник

"Совнарком"

Особой комиссией в составе нескольких инженеров СибРКИ, при участии экспертов, произведено обследование работ по подъёмке затонувшего в прошлом году ниже моста парохода  „Совнаром".

Комиссией были поставлены на разрешение следующие вопросы:

- влияет ли нахождение корпуса парохода „Совнаркома" на дне р. Оби на жизнь и эксплуатацию реки и
- является ли необходимым его извлечение?

Было исследовано направление струй, появившихся в результате нахождения парохода на дне, проведены замеры дна реки как выше, так и ниже нахождения парохода (сделано 64 замера).

Установлено, что пароход лежит в левой части фарватера реки.

Замеры показывают, что за ним имеются наносные отложения песка и ила, которые так плотно слежались на расстоянии 50 саж., что по заявлению водолазов, трудно отделяются пешнёй.

Во время весенней воды, да и теперь, около затонувшего корпуса образовывались кучи корней плавающих по дну реки, очищать от которых приходится только взрывными работами. Корма увеличивая препятствия  течению воды, способствуют отложениям.

Хотя в данное время и не заметно влияния корпуса парохода на образование новых струй в р. Оби, не нужно полагать, что в недалеком будущем это всё-таки должно быть.

Произойдут большие отложения как за пароходом, так и к левому берегу от него и возможно даже полное обмеление реки от парохода до левого берега.

Когда это произойдет — будет сужено живое течение реки, увеличится скорость течения. фарватер отклонится вправо.

Появятся все последствия размывов, а может быть и боковых подмывов мостовых быков и устоев.

Пребывание  затонувшего корпуса на фарватерном течении влияет и на путь следования пароходов, так как при движении вниз по течению приходится делать большой обход для того, чтобы подойти в пристаням, а при движении вверх нужно делать очень крутой поворот, чтобы пройти в пролет моста на фарватере.

В последнем случае есть всегда риск быть нанесенным на затонувший пароход.

Последний должен быть извлечён со дна реки и возможно скорее, пока он еще не подвергся полному заилению.

Комиссией был рассмотрен и план работ по подъёмке и смета, утвержденная экономсовещанием сибопса.

Смета составлена на сумму 90,697 зол. рублей.

Предполагается продажа материалов, оставшихся после поднятия, на 11,771 зол. руб.

Таким образом стоимость работ будет выражена в 78,926 зол. руб.

скан

+1

30

Советская Сибирь, № 239, 22.10.1922, воскресенье

Подрывы "Совнаркома".

В настоящее время производится подрывы затонувшего в прошлом году пароход—"Совнарком" в целях очистить его от корпуса парохода фарватер реки.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/1c9cd22261bae7e35bd766099f70a189fffa3346_800px.png

+1

31

Советская Сибирь, № 254, 10.11.1922, пятница

Проделки инженера Туренко.

Новониколаевским линейным отделом РКИ установлено, что при продаже с аукционного торга "негодного" имущества головных ремонтных поездов № 3 и № 19, начальником работ по подъёмке парохода "Совнарком" инженером Туренко со своекорыстной целью был представлен к продаже фрезерный станок без самых существенных частей, дабы этот высокоценный станок остался не проданным и чтобы потом, при повторных торгах, его можно было бы купить по более низкой цене.

Установлено кроме того, что десятнику Буковскому, работающему у инженера Туренко, проданы

2 электромотора с общим числом предметов в 41 штуку за 260 миллионов рублей

в то время как электриком Логуновым был заторгован только один из этих моторов за 300 миллионов руб.

О проделках инженера Туренко составлены соответствующие акты на предмет предания его суду.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/4e01757e99bba79cf2c84bb625e5a48917968b81_800px.png

0

32

Советская Сибирь, № 284, 15.12.1922, пятница

Косвенный виновник гибели парохода «Совнарком».

Гр. Зевальд А. А. был в мае 1921 г. начальником 13-го участка службы пути 4-го линотдела.

Под его наблюдением находился мост через р. Обь у гор. Новониколаевска.

Зная о времени навигации, гр. Зевальд

- не принял соответствующих предохранительных мер в отношении места для идущих по реке пароходов, т. е.
- не установил на мосту судоходные знаки,
- ограничившись лишь передачей рапорта дорожного мастера, требующего о принятии мер в смысле обеспечения моста сигналами, по начальству, на распоряжение «ГИЧ».

Вследствие такой халатности со стороны гр. Зевальда к освещению моста—погиб пароход «Совнарком».

В текущем месяце это дело разбирала в Новониколаевске выездная сессия окружного военно-революционного транспортного трибунала Сибопса.

Обвиняемый Зевальд признан виновным в бездействии и приговорен к лишению свободы со строгой изоляцией сроком на 2 года, но на основании амнистий ВЦИК освобожден от наказания с лишением прав на 2 года.

скан

https://forum.ngs.ru/preview/forum/upload_files/8bdb6eb91ab2610a1213db1fc12c172372cc0b16_800px.png

0