НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Всё о кирпичах

Сообщений 101 страница 122 из 122

101

Константин, что известно по дому, от которого кирпичики "АИИ"?

0

102

Ирландец написал(а):

Константин, что известно по дому, от которого кирпичики "АИИ"?

Бугры. Магнитогорская. Кожевенная артель. Датировки нет.

0

103

Палыч написал(а):

golod написал(а):
У нас нет отдельной темы про кирпичики?

Темы

Что значат буквы на кирпиче ?

Что значат буквы на кирпиче - 2?

Что значат буквы на кирпиче - 3?

Что значат буквы на кирпиче - 4?


Может, в одну объединить?

0

104

Для Ново-Николаевских производителей утоленное трёхбуквенное клеймо не типично. Могли из Бердска или Барнаула по воде пригнать.

0

105

Ирландец написал(а):

Могли из Бердска или Барнаула по воде пригнать.

А у них такого не встречали? Датировку бы показало

0

106

golod написал(а):

Бугры. Магнитогорская. Кожевенная артель. Датировки нет.

http://s20.rimg.info/d0eddd5ffce1e01c69796ce08feb9608.gif
Вроде бы у Вас на схеме отмечен кожевенный завод по другой улице? А Магнитогорская вообще без объектов.
http://images.vfl.ru/ii/1530507658/08edcc41/22324194_s.jpg

0

107

Да, пока разбираюсь

0

108

golod написал(а):

Может, в одну объединить?

Соединил.

+1

109

Спасибо!

0

110

Самые старые, из известных на сегодняшний день, кирпичи в Новосибирской области. Начало XVIII века.
http://images.vfl.ru/ii/1533903305/332021ac/22838270_s.jpg

Артефакт, расположенный на первом плане, любезно был передан А.П. Бородовским в мою коллекцию.
Вот некоторые размеры археологических находок.
http://images.vfl.ru/ii/1533903393/e3b7ce35/22838300_s.jpg http://images.vfl.ru/ii/1533903450/1aa9f7e1/22838311_s.jpg http://images.vfl.ru/ii/1533903500/0ed8d0fb/22838315_s.jpg

Пока что выяснили, что представленные фрагменты кирпичей можно разделить на две группы по типоразмеру и сырью. Предстоит дальнейшее вдумчивое исследование.

+3

111

Ирландец написал(а):

Самые старые


А вот самые новые - я такие вижу впервые

http://images.vfl.ru/ii/1533998442/3518077c/22851387_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1533998443/d77083be/22851388_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1533998444/799bc9b7/22851389_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1533998445/69602e5d/22851390_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1533998445/26955bb8/22851391_m.jpg

0

112

Заметку по теме у себя в завалах выкопала

http://images.vfl.ru/ii/1534004386/419f03c5/22852562_s.png

0

113

Ирландец написал(а):

Самые старые, из известных на сегодняшний день, кирпичи в Новосибирской области. Начало XVIII века.

Вот некоторые размеры археологических находок.
 
Пока что выяснили, что представленные фрагменты кирпичей можно разделить на две группы по типоразмеру и сырью. Предстоит дальнейшее вдумчивое исследование.


Одна группа кирпичей, так называемых "большой руки", отлично вписывается в указания Сибирского приказа. http://images.vfl.ru/ii/1534771503/2389f985/22966682_m.jpg

0

114

Во исполнение грамоты Сибирского приказа, сподвигнулся  я на изготовление формы-пролётки по аутентичной технологии "без единаго гвоздя" и чтобы все размеры укладывались в чётные доли вершка. http://images.vfl.ru/ii/1550236028/fe166e41/25404195_s.jpg

Да и заформовал кирпичик по образцу с Умревинского острога. http://images.vfl.ru/ii/1550236129/869715e5/25404214_s.jpg

Самое сложное - это с закрытыми глазами с размаху попасть восьмикилограммовым куском глины в форму. :)

+5

115

Ирландец написал(а):

с закрытыми глазами с размаху попасть

Дмитрий, это такой профессиональный шик - с закрытыми глазами. Или по технике безопасности? :)

0

116

АндрейКА написал(а):

Дмитрий, это такой профессиональный шик - с закрытыми глазами. Или по технике безопасности?

В моём случае это стремление максимально приблизить достоверность условий производства работ. Внутренние стенки формы смачиваются и обсыпаются мелким сеяным песком.
При вбрасывании глиняного кома в форму происходит довольно мощный выброс песка вверх. Приходится закрывать все глаза и отворачивать голову в сторону. Не думаю, что в то время порядовщики использовали защитные очки или маски.

P.S. Честное слово не знаю, почему этот способ формовки во всех источниках назван наливным. Правильно, на мой взгляд, назвать его набивным.

0

117

Ирландец написал(а):

Во исполнение грамоты Сибирского приказа, сподвигнулся  я на изготовление...

А глина тоже аутентичная? - я это к тому, что по цвету она очень необычная. А в рецептуру случайно не входит добавление в глину небольшого количества чего-нибудь типа крахмала, или мелких опилок? Как это ни странно, я сейчас по работе занимаюсь похожими вещами, но не с глиной, а с окисью алюминия - все эти вещи на самом деле довольно крутая коллоидная химия - двойной электрический слой, теория Дерягина-Ландау-Фервея-Овербека, и все такое :)
А как Вы собираетесь этот кирпич прокаливать?

Отредактировано ZSM-5 (18-02-2019 12:04:12)

0

118

ZSM-5 написал(а):

А глина тоже аутентичная?

Отредактировано ZSM-5 (Сегодня 11:04:12)

Аутентичней не бывает! Глина из одного из самых старых карьеров Ново-Николаевска. Т.е. с территории подконтрольной Сибирскому приказу. :)

ZSM-5 написал(а):

- я это к тому, что по цвету она очень необычная. А в рецептуру случайно не входит добавление в глину небольшого количества чего-нибудь типа крахмала, или мелких опилок?

Отредактировано ZSM-5 (Сегодня 11:04:12)

Нет, никаких секретных добавок в этот состав не входит. Весь смысл работ - выявить интересные особенности старинных способов производства, не вошедшие в литературные источники. Увеличиваются возможности по определению технологических следов на исторических образцах кирпича.
А всякие разности в виде опилок и других отходов производства начали использовать гораздо позже, при интенсификации производства.

ZSM-5 написал(а):

А
А как Вы собираетесь этот кирпич прокаливать?

Отредактировано ZSM-5 (Сегодня 11:04:12)

"Прокаливать" - в смысле, обжигать. Не факт, что именно этот образец доживёт до обжига. Сначала нужно изучить некоторые особенности естественной сушки. Собственно, ради выигрыша в сроках сушки и состоит новация, изложенная в грамоте Сибирского приказа (см. п. 113).
Пока что этот кирпичек-сырец демонстрирует изрядные преимущества перед собратьями, сформованными по государственным стандартам РИ XIX-XX веков.

0

119

Ирландец написал(а):

Не факт, что именно этот образец доживёт до обжига. Сначала нужно изучить некоторые особенности естественной сушки.

Главное в этом деле - это обеспечить хорошую пластичность (ну т.е. легкоть формовки) глиняной массы при минимальном количестве воды, а для этого в исходную (сухую) глину воду надо добавлять потихоньку, при очень хорошем перемешивании. Хорошая глина - это та, в которой содержится меньше монтморилонита и смектита - они очень сильно набухают в воде, и, соответственно, при сушке сжимаются, что ведет к появлению трещин. В случае появления трещин можно применить так наз. "механическую стабилизацию" - добавить в исходную глину немного песка, или еще лучше - немного размолотого известняка (в этом случае добавляется еще и "химическая стабилизация" - ионы кальция сжимают двойной электрический слой, ну т.е. в глине становится меньше воды).

Я что-то не могу уразуметь, из-за чего берется черный цвет. С очень большой вероятностью дело тут не в марганце (месторождений такой глины раз-два и обчелся, на всей планете), а в органике - если после прокаливания цвет кирпича становится обычным коричнево-красным, то дело однозначно в органике. А присутствие органики всегда помогает улучшить пластические свойства (грубо говоря, упоминавшийся ранее крахмал этим целям и служит; кстати, китайцы в раствор для своей Великой Стены добавляли рисовую муку). С другой стороны, вспоминая свою стройотрядовскую юность, а именно - постройку домов и сараев из самана в совхозе им.Тельмана Атбасарского района тогдашней Целиноградской области - черный саман (он шел на сараи) при сушке всегда трескался, а коричневый саман (ну т.е. из обычной глины, он шел на дома) - нет. Но дело тут скорей всего в том, что в коричневый саман (кстати, его делали чеченцы) добавлялась солома, а в черный (его делали халтурщики-цыгане) - нет. Тогда нам рассказывали, что солома добавляется для уменьшения теплопроводности самана, но сейчас я понимаю, что у соломы была и еще одна роль - та самая "механическая стабилизация".

Пожалуйста, информируйте о ходе дела - это очень интересно! Желаю успехов!

Отредактировано ZSM-5 (19-02-2019 02:05:41)

0

120

ZSM-5 написал(а):

Главное в этом деле - это обеспечить хорошую пластичность (ну т.е. легкоть формовки) глиняной массы при минимальном количестве воды, а для этого в исходную (сухую) глину воду надо добавлять потихоньку, при очень хорошем перемешивании.
Отредактировано ZSM-5 (Сегодня 01:05:41)

Для производства полнотелого кирпича число пластичности находится в довольно широком диапазоне. Глина с каменки имеет низкую платичность. Собственно, с геологической точки зрения это не глина а супесь.
По поводу добавления воды. После приведения композиции к формовочной влажности необходимо дать ей отлежаться для выравнивания влажностных полей. Ещё интересно - во всех умных книжках по ручной формовке утверждается, что формовочная влажность должна соответствовать таковаой по границе раскатывания. Для этой формовки пришлось задушить в себе рефлексы инженера технолога и превысить допустимый параметр. Неожиданно удачно получилось. Вывод: глину надо прочувствовать руками и ногами.

ZSM-5 написал(а):

Хорошая глина - это та, в которой содержится меньше монтморилонита и смектита - они очень сильно набухают в воде, и, соответственно, при сушке сжимаются, что ведет к появлению трещин. В случае появления трещин можно применить так наз. "механическую стабилизацию" - добавить в исходную глину немного песка, или еще лучше - немного размолотого известняка (в этом случае добавляется еще и "химическая стабилизация" - ионы кальция сжимают двойной электрический слой, ну т.е. в глине становится меньше воды).

Отредактировано ZSM-5 (Сегодня 01:05:41)

В плане пригодности для производства полнотелых кирпичей из каменской глины мною был сделан экспресс-тест по старинной методике: сформованная лепёшка при сушке не трескалась, высушенные шары при ударе о твёрдую поверхность не раскалывались. Следовательно данная глина не нуждается в корректировке грансостава.
По добавке карбонатов - не лучшая идея. При обжиге получится не хорошо.

ZSM-5 написал(а):

Я что-то не могу уразуметь, из-за чего берется черный цвет. С очень большой вероятностью дело тут не в марганце (месторождений такой глины раз-два и обчелся, на всей планете), а в органике - если после прокаливания цвет кирпича становится обычным коричнево-красным, то дело однозначно в органике.
Отредактировано ZSM-5 (Сегодня 01:05:41)

Здесь другая физика. В сухом виде глина довольно светлая с серо-жёлтым оттенком. При смачивании водой резко темнеет. Это проявляется значительная разница коэффициентов преломления воды и минеральных частиц ( а у них этот коэффициент ещё и отличается по разным оптическим осям). С подобным явлением сталкивался на заре производственной юности. При затворении прозрачной полиэфирной смолой прозрачного же молотого кварца получал бурую массу. Зато при смешивании этой смолы с непрозрачной гидроокисью алюминия получал полупрозрачный искусственный оникс.

ZSM-5 написал(а):

вспоминая свою стройотрядовскую юность, а именно - постройку домов и сараев из самана в совхозе им.Тельмана Атбасарского района тогдашней Целиноградской области - черный саман (он шел на сараи) при сушке всегда трескался, а коричневый саман (ну т.е. из обычной глины, он шел на дома) - нет. Но дело тут скорей всего в том, что в коричневый саман (кстати, его делали чеченцы) добавлялась солома, а в черный (его делали халтурщики-цыгане) - нет. Тогда нам рассказывали, что солома добавляется для уменьшения теплопроводности самана, но сейчас я понимаю, что у соломы была и еще одна роль - та самая "механическая стабилизация".

Отредактировано ZSM-5 (Сегодня 01:05:41)

Добавка соломы - это вариант дисперсного армирования. Широко применяется в производстве стройматериалов.

0

121

Ирландец написал(а):

Во исполнение грамоты Сибирского приказа, сподвигнулся  я на изготовление формы-пролётки по аутентичной технологии "без единаго гвоздя" и чтобы все размеры укладывались в чётные доли вершка.

Да и заформовал кирпичик по образцу с Умревинского острога.


ZSM-5 написал(а):

А как Вы собираетесь этот кирпич прокаливать?

Отредактировано ZSM-5 (18-02-2019 11:04:12)

Отформованный образец был высушен с соблюдением технологии, использовавшейся в кирпичных сараях. С поэтапным кантованием по мере сушки.
На обжиг отдал в известную  гончарную мастерскую.
http://images.vfl.ru/ii/1551361277/6dab1b55/25582124_s.jpg

На фото представлены:
На первом плане мой сырец, готовый к обжигу. В центре - образец кирпича аналогичных размеров, тщательно выполненный в известной гончарной мастерской (набивное клеймо не даст соврать). Справа виден исторический прототип из раскопа избы приказчика Умревинского острога.
http://images.vfl.ru/ii/1551361808/b6881b81/25582203_s.jpg http://images.vfl.ru/ii/1551361982/2c9365e9/25582230_s.jpg

+1

122

Пополнил коллекцию. http://images.vfl.ru/ii/1554362668/affcb0eb/26048979_s.jpg http://images.vfl.ru/ii/1554362877/58f6edde/26049037_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1554362971/606f2167/26049060_s.jpg http://images.vfl.ru/ii/1554363036/2b55c84d/26049083_s.jpg
Сей экземпляр был обнаружен на участке, относящимся к Обской слободе. Там стоял деревянный дом, построенный на этой улице одним из первых в начале 10-х годов ХХ века.
Судя по технологическим следам, его сформовали на станке-хлопушке. http://images.vfl.ru/ii/1554363482/4d3a867e/26049216_s.jpg

+2