НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вопрос - малерупа?

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

В очередной раз наткнулся на малерупа в перечне товаров технического назначения. Иногда можно встретить "масленка Малерупа". Вот просто заинтриговала меня эта масленка. Никто не знает что это за девайс?
http://i84.fastpic.ru/thumb/2016/1125/88/35239ce2ffc2697420ea98229f9fba88.jpeg
"Русская речь", № 235 за 30 октября І9І9 года

+3

2

http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

+1

3

Опубликовано в журнале:
«Новый Мир» 1994, № 5
Евгений Федоров
Одиссея
"поднимается на локомобиль. Картинка с выставки. Капитан на капитанском мостике. Что-то мухлюет, ритуально малерупы заправляет, бестолково подшипник коренной щупает, все это с уморительно серьезным видом. Вот добавил масла в масленки, приосанился."

+2

4

http://imgdepo.com/thumb/2016/Nov/25/0fe963a9.jpg

И где малерупа?))

+2

5

carcano написал(а):

И где малерупа?))

и гравицапа?!

+2

6

golod написал(а):

и гравицапа?!

Двухзурная!

+1

7

http://images.vfl.ru/ii/1507138868/c3cc054e/18859191_s.jpg

Как следует из объявления Малеруп - фамилия такая.

+3

8

carcano написал(а):

И где малерупа?))

________________________________________
На заре появления радиосвязи один известный генерал на военных маневрах спросил: - Ну и где у вас тут радий?
Чтобы не ронять авторитет начальства ему ответили: - Радий вон там, на анатеме в маленькой коробочке. :)

0

9

Палыч написал(а):

Как следует из объявления Малеруп - фамилия такая.

________________________________________________________________________
А бывают со смешными словами еще такие истории:
"А тут мичман Попов Александр Неофитыч в отпуск собрались. Старпом сразу ко мне:
   – Пуга! Лейтенант! Родной, принимай у Неофитыча все его дерьмо.
   Ну что делать? Хорошо, что у Неофитыча вся его ерунда тупейная в одной кандейке помещается. Он мне за три секунды все передал и убежал на катер, чертя в воздухе стремительные стрелы.
   – Я, – говорит на бегу, – через десять дней, как штык, буду. Не горюйте.
   Повезло, что у меня хотя бы акт на руках остался. Да и опись была.
   Потому что через трое суток на меня налетела дикая ревизия из тыла, пришли какие-то встревоженные с детства и давай меня по списку проверять. Ну за доктора и за электрика – ладно, я к ним уже привык, а за Неофитыча-то как? Я же в глаза ничего не узнаю.
   Зашли в его вместилище печали вместе со мной и давай мотать меня по всему списку. Они называют, я им сую чего попало в нос, и они кивают довольные. Так проверка и идет.
   И вдруг они говорят:
   – Ка-лямбра!
   – Че…го?
   – Калямбра медная. Номер пятнадцать. Одна штука.
   Вот это да! Если все остальное я в природе слышал когда-то, то калямбру – убей Бог!
   – Ах калямбра, – говорю, – так это ж запросто. Я ее тут одному орлу с соседнего борта одолжил. Очень нужная штука. Не извольте беспокоиться, сейчас будет.
   Выскакиваю на пирс, бегом в цех и там мужики за пузырь шила мне из медного листа в один момент слона с ушами свернули. Я через дорогу и к граверу, и он мне красиво набивает: «Калямбра… медная… номер пятнадцать!»
   Я ее в зубы и к себе.
   – Вот! – говорю, – Она! Калямбра! Абсолютно медная!
   А они на меня с таким уважением посмотрели – что я просто не могу.
   На том и проверка кончилась.
   Через две недели, с опозданием естественно, появляется Неофитыч, светлый, как день. Я ему:
   – Ты что, злодей, на калямбру меня подсадил?
   – На что? – говорит он и хлопает своими подозрительно ясными очами.
   – Ты дитя-то неразумное из себя не строй. Не надо. Не было у тебя калямбры.
   – Какой калямбры?
   – Рогатой! Номер пятнадцать!
   – Погоди, – говорит он и берет свой список, – под пятнадцатым номером у меня «калибр мерный». А он – вот! – и подает мне такую незначительную п..дюлину от часов, действительно мерную. – Читать не умеете?
   И я сейчас же в список с головой. Я-то при чем, читали-то они. Действительно, никакой калямбры нет. Я в список – и на Неофитыча. В список – и на него. Нет калямбры.
   – Неофитыч! – сказал я ему тогда. – Ну ты даешь!"
Александр Покровский.
Калямбра

+3

10

http://s20.rimg.info/0087e245783523af5f071c4136182f59.gif
Блин,Ирландец и Алиппа,ничё не понимаю,но,зараза,интересно и прикольно!Жгите дальше!Мне очень нравятся такие технические темы. http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

0

11

alippa написал(а):

В очередной раз наткнулся на малерупа в перечне товаров технического назначения. Иногда можно встретить "масленка Малерупа"

Ещё как заинтересовала!Будем думать!Алиппа,спасибо тебе за интересный технический вопрос!

0

12

Андрей Пилипенко написал(а):

Жгите дальше!Мне очень нравятся такие технические темы.

А вот ещё техническое.
Из повести-сказки "Иван и Данило" (Борис Гребенщиков)

"По примеру кума Родиона, Данило отправился в странствие. Долго ли, коротко ли, а выходит Иван днем к роднику за водой – глядь, Данило по тропке шагает. Весь черный, глаза да зубы сверкают, довольный. Выпили с дороги чаю, рассказывает.

«Был, брат Иван, на Севере. Там большие горы. Стоят прямо в море, море все льдом полыхает. Во льду полыньи, в них нерпы живут, сторожат морское дно. На морском дне у них стоит Антарктида, там морское золото и воробьиный камень. Если кто этот камень настоит на теплой воде, то два года ничего не будет пить и начнет говорить по-птичьи.

Если от гор повернуть направо, то придешь в пустыню, за пустыней горелый лес. Там человеку делать нечего. А если налево идти, то сначала тоже пустыня, но немножко, а потом стоит электростанция. На электростанции в будке живет монтер, ну вот как мы с тобой, но совсем один. Он через это и говорит плохо, но если попривыкнет, то все понимает. Я у него пожил немного, а он меня учил, как строить машину».

«А что за машину, Данилушко?»

«А, говорит, самую главную на текущий момент машину. Называется Яблочная Машина Дарья».

Данило мешок развязывает и вынимает картонку, а там закорючки да буквочки. «Вот, брат Иван, всю монтерскую премудрость я тут для памяти обозначил, так что мы столы да верстаки не зря в сарае прилаживали. Построим и мы Яблочную Машину Дарья».

Сказано – сделано.

Висит над столом бумага с монтерской премудростью, лежат некоторые приспособления. Даниле, ему виднее, как Машину изготовлять, а по кустарной части Иван всегда поможет, если надо. Делается Яблочная Машина Дарья в сарае у Ивана с Данилой, а как дойдет до победного конца, то и мы с вами это дело заметим..."

Отредактировано Ромуальдович (26-11-2016 10:55:47)

0

13

У меня есть пара версий, почему "малерупы" не встречается массово в технической литературе по паровым машинам:

1. Малерупа - сибирский региональный неологизм тех лет (вроде мультифоры в наше время).

2. Не исключено, что слово образовалось в результате опечатки (например донная мина "Серпей". Изначально звали "Персей", но машинистка опечаталась, и "высочайшая рука Самого" поставила своей дланью утверждающий сие название рескрипт, и никто не отважился возразить... Так и стал "Серпей", слово, которого не было.)

Отредактировано Ирландец (27-11-2016 13:45:51)

0

14

Ирландец написал(а):

У меня есть пара версий, почему "марелупы" не встречается массово в технической литературе по паровым машинам:
1. Малерупа - сибирский региональный неологизм тех лет (вроде мультифоры в наше время).
2. Не исключено, что слово образовалось в результате опечатки (например донная мина "Серпей". Изначально звали "Персей", но машинистка опечаталась, и "высочайшая рука Самого" поставила своей дланью утверждающий сие название рескрипт, и никто не отважился возразить... Так и стал "Серпей", слово, которого не было.)


Приэтом это слово в своих повестях использует Евгений Фёдоров, не сибиряк и сидевший в Каргопольлаге. В одну и ту же опечатку в разных изданиях тоже не верится.

0

15

Я всё же надеюсь, что Малерупа - это фамилия. Вот в этой же газете встречается слово "дековилька"
(дековилька — и, ж. Decauville. По имени фр. изобретателя инженера Дековиля. 1. Вагонетка, применяемая на узкоколейной переносной железной дороге в горном и лесном промысле. Введенская 263. По нескончаемым рельсам ползли день за днем груженые углем дековильки. Исторический словарь галлицизмов русского языка) Наверное это было, да и сегодня распространено.

Отредактировано alippa (27-11-2016 10:14:25)

0

16

А давайте зайдем с другой стороны - что нам известно о конторах, подавших объявления в газеты?

0

17

Скорее всего, это разновидность маслёнки. Названо, очевидно, в честь того, кто это придумал. Как, к примеру, тормоз Вестингауза.
Надо искать Малерупа. Француз, наверное, какой то...

0

18

Ромуальдович написал(а):

разновидность маслёнки

Ромуальдович написал(а):

тормоз Вестингауза

На флоте очень многие вещи называли по имени изобретателя. Меня прикалывает, например, "тормоз Матросова". http://s3.uploads.ru/cnIiZ.gif

0

19

Ромуальдович написал(а):

Скорее всего, это разновидность маслёнки. Названо, очевидно, в честь того, кто это придумал. Как, к примеру, тормоз Вестингауза.
Надо искать Малерупа. Француз, наверное, какой то...

______________________________________________________
Если бы все так просто!
Малеруп скорее датчанин (пробовал поиск по фамилии).
По самому техническому устройству у меня на данный момент есть следующие соображения:
1. Масленка с автоматическим дозированием для смазки подшипников и (или) цилиндров паровых машин.
2. Принцип действия устройства пока не установлен (фитиль, золотник и т.д.). Встречались конструкции Шарко и Штауфера.
3. Малеруп мог быть держателем патента.
Эх, вот мой прапрадед наверняка знал это устройство. Он работал машинистом на мельнице Туркина.

0

20

Ирландец написал(а):

______________________________________________________
Эх, вот мой прапрадед наверняка знал это устройство. Он работал машинистом на мельнице Туркина.

Мой дед наверное тоже был в курсе ибо служил судовым механиком на "Червоной Украине" и любил рассказывать как у него из-за отвратительного горючего заглох катер  в самый интересный момент когда перевозил Сталина и Орджоникидзе, по-моему. Пришлось ему ответить честно вождю в чем причина и с той поры этой проблемы уже не существовало. Но про масленку уже не спросишь(((

+1

21

К вопросу о смазке судовых паровых машин.
__________________________________________
Командир - стармеху: - Дать ход 17 узлов!
Стармех - командиру: - Опасно, командир.
Командир - стармеху: - Причина?
Стармех - командиру: - На первом котле греется подшипник.
Командир - стармеху: - Понял. Ход 12 узлов.
Стармех - командиру: - Есть, ход 12 узлов!
Стармех - маслопупу: - Сходи положи какой-нибудь подшипник на первый котел. Пусть греется, а то не хорошо командира обманывать (там другое слово :)).

+1

22

alippa, спасибо, этими малерупами Вы для меня всколыхнули воспоминания о творчестве Евгения Фёдорова. Читала когда-то его "Жареный петух", поразилась тогда какому-то совершенно иному вИдению лагерной жизни и другой манере описания. Теперь другие повести, читала полночи.

Вернёмся к малерупам. Отрывок из повести Е. Фёдорова "Умерла насякомая. Смена вех 1953" (речь об электростанции)

Жене вручен локомобиль № 4, новый, чешский, «Грамма-6», люкс, конфетка, полностью автоматизирован, удобно, ладно, продумано. Тянет — зверь. Почему-то инструкция по монтажу отсутствовала. Шли ощупью, по наитию. Вроде всё приладили, всё подогнали. Раскочегарили. Поехали (с орехами)! Маховики закрутились. Всё хорошо. ................................................
Пузогрейство, а на наших локомобилях каждые три часа изволь малерупы заправлять, масленки подливать, проморгаешь, подшипник полетит, задымит, авария.


Технико-промышленное бюро г. Томска, объявление которого Палыч привёл в п. 7, тоже, кстати, начало свою деятельность с постройки электростанции и потом, наряду с другим, поставляло оборудование для них.

Что касается Малерупа, пока какой-то невидимка. Но возможно и был такой, возможно он придумал или имел какое-то отношение к изобретению одной из маслёнок, установленных в локомобиле. Из текста Фёдорова видно, что малерупы надо было "заправлять" (может речь о тавотницах...), а другие "подливать".
Великие знатоки техники, нам нужна ваша помощь!

0

23

Если попытаться оттолкнуться от регламента обслуживания самой паровой машины, то:

Уход за паровой машиной и устранение неисправностей При обслуживании паровой машины выполняют следующие работы: 1. Периодически осматривают машину, шплинты, клинья, чеки и систематически подтягивают ослабшие болтовые соединения, гайки. Крепления проверяют легким обстукиванием ручным молотком или пробуют гайки ключом. 2. Регулируют, а если необходимо, устраняют зазоры между трущимися поверхностями деталей машины. Зазоры обнаруживают посредством легкого покачивания деталей при помощи ломика. 3. Плавно пускают машину. 4. Продувают цилиндры машины для удаления скопившегося в них конденсата. 5. Прогревают машину перед ее пуском. 6. Правильно регулируют парораспределение. 7. Исправно содержат сальники и своевременно устраняют парение. 8. Правильно и своевременно смазывают цилиндры машины, золотники и другие трущиеся детали. Подготовка паровой машины к пуску заключается в следующем. Перед пуском машину осматривают, убирают все лишние предметы, которые могут попасть на движущиеся части работающей машины и вызвать их поломку. Проверяют арматуру, крепят все гайки и контргайки, выявляют состояние и положение кулисного механизма. Выключают все механизмы крана. [b

Проверяют наличие смазки в пресс-масленке, а также в нажимных и других масленках. [/b]Если смазки недостаточно, то ее добавляют. Внешне осматривают сальники и регуляторный золотник, затем, немного приоткрыв золотник, медленно открывают запорный паровой вентиль на котле, после чего пар начинает поступать из котла в паропроводы и машину и прогревает их. Для прогрева паровых машин с кулисным механизмом кулисы ставят в одно из крайних положений. После этого открывают продувательные краны и в машину впускают столько пара, чтобы она не могла прийти в действие. Затем кулисы переводят в другое крайнее положение и прогревают вторую полость цилиндров. После прогрева машины ее пускают тихим ходом, т. е. с небольшим числом оборотов и без нагрузки. На таком режиме машина должна проработать 5-10 мин при открытых продувательных кранах. Особенно важен такой прогрев в зимнее время, когда неработающая машина сильно охлаждается. После прогрева число оборотов машины постепенно повышают до нормального и машина считается готовой к работе. Исправная машина должна работать плавно, без рывков, быть чувствительной к изменению величины открытия регулятора. Выпуск пара должен быть четким, равномерным и одинаковой силы. Сальники машины не должны парить. Как только из продувательных кранов пойдет сухой пар, их закрывают. В процессе работы число оборотов коленчатого вала паровой машины можно изменять за счет величины открытия регуляторного золотника. При работе машины необходимо следить за поступлением смазки к трущимся поверхностям, степенью нагрева кривошипных, рамных и ползунковых подшипников, параллелей, бугелей, кулис. Температура нагрева трущихся частей не должна быть больше той температуры, какую может терпеть рука. Необходимо прислушиваться к стукам в машине. При появлении ненормальных стуков и ударов она должна быть немедленно остановлена для выявления причин их возникновения. При появлении стука в цилиндрах прежде всего необходимо прикрыть регулятор, открыть продувательные краны и продуть цилиндры; в большинстве случаев стук в цилиндрах вызывается наличием в них воды. Если после продувки стук в цилиндрах не прекратится, то машину необходимо остановить и вскрыть цилиндры. Причинами стука могут быть попадание постороннего предмета (гайки, болта и т. п.), ослабление гайки, крепящей поршень на скалке, поломка поршневых колец. На кранах ПК-6 часто бывают также случаи ослабления заглушек диска поршня. Если в цилиндре или золотнике слышен скрип, то это свидетельствует об отсутствии смазки или о наличии перекосов. Причиной стуков может также быть: в параллелях - наличие больших зазоров или неправильная сборка; в подшипниках -чрезмерный зазор или разработка вкладышей; в кулисе - разработка камня; в эксцентриках - ослабление болтов, скрепляющих половинки эксцентрика. Перегрев в процессе работы подшипников, бугелей, эксцентриков происходит из-за недостатка смазки или от чрезмерной их затяжки. Нельзя допускать перегрева штоков и сальников. Если температура их нагрева резко повышается, необходимо проверить поступление смазки в сальники, а также ослабить их и дополнительно смазать. Парящие сальники следует подтянуть без перекосов, иначе возможен задир поршневых скалок. После остановки машины необходимо открыть продувательные краны. Пока машина теплая, ее следует очистить от масла и грязи. При длительной остановке машины все трущиеся части покрывают обильным слоем смазки, цилиндры промазывают на тихом ходу при заполненных гидростатических масленках[/b], т. е. при обильной подаче смазки. Если имеются пресс-масленки, то обильная смазка в цилиндры подается провертыванием вручную рукоятки пресс-масленки.

Таким образом имеем:
- Пресс-масленки предназначенные для подачи пластичного смазочного материала бывают прямые и угловые
- гидростатическая масленка Ссылка
- фитильные и капельные
- ....

Может малерупа - это гидростатическая масленка т.к. "эта система уже широко применялась до Первой Мировой и считалась одной из основных систем, необходимых для нормальной работы паровика. Принцип действия не так чтобы сложен — в рабочем положении крышка масленки закрыта, пар из цилиндра поднимается внутрь и конденсируется, а так как вода тяжелее масла, то она уходит на дно, выдавливая масло вверх — в трубку для смазки. Когда все масло заместится водой, то воду сливают и наполняют ее опять маслом. Все просто, но посмотрите на гидростатическую масленку американского паровоза из энциклопедии 1910 года (смотри ниже). Что характерно, но она там одна — видимо, защищена патентом. Очень хороший пример, как простая по принципу действия вещь становится крайне сложной в практической реализации"

Отредактировано alippa (27-11-2016 14:28:45)

0

24

alippa, спасибо за информацию, тоже долго размышлял когда нашел эту статью, но вряд ли это искомая малерупа.

Для смазки локомобилей (и практически всех паровиков) применяются два вида масла:
- машинное (для подшипников и др. пар трения, работающих при нормальных условиях температуры и давления);
- цилиндровое (для смазки цилиндров и золотников). Цилиндровое масло довольно густое при обычной температуре.

Olga правильно заметила: "Из текста Фёдорова видно, что малерупы надо было "заправлять" (может речь о тавотницах...), а другие "подливать". "
Так как цилиндровое масло при обычной температуре густое, то в расходный резервуар его нагнетают с помощью специального устройства.
В книге "Теория, конструкция и расчет локомобиля" С.Б. Минут (ред.) 1952 г нашел следующее:
http://i84.fastpic.ru/thumb/2016/1127/d1/a84a743452ee65d66d11f50e9cd779d1.jpeg
http://i84.fastpic.ru/thumb/2016/1127/97/8431818d83aa565c388fd9ab8c4e4397.jpeg
http://i84.fastpic.ru/thumb/2016/1127/f8/7fa29dfb996dbd2fddb522c503732ff8.jpeg

+2

25

Ирландец, спасибо за очень интересную версию. Меня только одно не отпускает. Был ли Малеруп)))

0

26

Ещё один подзабытый технический термин - пульзометр встретился при оцифровке, но слава Зевсу в словарях присутствует

Путеводитель по великой Сибирской железной дороге. От С.-Петербурга до Владивостока. 1909-1910. - Санкт-Петербург, 1909:

....35) Ст. Кривощёково. II кл. Гос. сб. кас.. почт. опер. Буфетъ. (1.324 вер.). Мѣстность ровная, сухая, водою пользуются изъ пульзометра 1.327 вер., подвозимой въ бакахъ; вода имѣетъ затхлый запахъ. 1-классное училище. Близъ ст.—селен. Кривощёково (200 д. об. п.).Ссылка

0