НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Стоквартирный дом (Красный проспект, 16)

Сообщений 1 страница 41 из 41

1

Стокварти́рный дом — восьмиэтажное жилое здание, расположенное в Новосибирске, по адресу: Красный проспект, 16 (Площадь Свердлова), памятник архитектуры федерального значения.

Авторы проекта — Андрей Крячков и его ассистент В. Масленников.

Стоквартирный дом изначально задумывался как ведомственное здание для проживания работников исполкома Западно-Сибирского края (в квартирах были предусмотрены даже шестиметровые комнаты для прислуги).

Возведение дома началось в 1934 году.

На Международной выставке искусств и техники в Париже 11 декабря 1937 года проект Стоквартирного дома (вместе с проектами Крячкова Домов Советов в Иркутске и Красноярске) был удостоен диплома 1-й степени, золотой медали и гран-при.

История

История «стоквартирного дома» берет свое начало в 1930-х годах. В то время уже был выстроен крайисполком (впоследствии - облисполком, а ныне - администрация Новосибирской области), и предполагалось, что одно крыло здания будет жилым. То есть чиновники того времени могли бы ходить из дома на работу, даже не выходя при этом на улицу... Идея любопытная, но спорная, при этом совершенно в духе того времени. Но, видимо, тогдашние представители власти в Сибири мыслили не столь прогрессивно, и идею эту восприняли практически в штыки. С другой стороны, ездить на работу через весь город тоже никто не хотел, поэтому была поставлена задача построить рядом с крайисполкомом современный, элитный, как сейчас принято говорить, жилой дом. Место тоже было определено - между улицами Спартака и Сибревкома. Проектом занялся Андрей Дмитриевич Крячков.

- Дом был спроектирован в 1933 году и построен в 1937-м, - рассказывает Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - Помогал ему в этом архитектор Масленников. Есть немало мифов о здании, однако «стоквартирный дом» - абсолютно уникальное строение, не имеющее аналогов в мире. Существует легенда, что на рассмотрение Сталину были представлены три проекта, и он одобрил их все. Поэтому дом и получился таким необычным - сочетает в себе различные решения трех проектов, но выглядит при этом абсолютно гармонично. Однако документальных подтверждений этому, увы, нет.

Сам Крячков говорил, что здание решено в стиле французского неоклассицизма. Это, возможно, и послужило причиной возникновения мифа, распространенного и в наше время, - что на улице Ренуар в Париже стоит «брат-близнец» нашего «стоквартирного». Однако это не так.

- У здания в Париже другая архитектура, оно совершенно не похоже на дом Крячкова, - опровергает домыслы Сергей Филонов. - Есть предположение, что Андрей Дмитриевич вдохновлялся работами французского архитектора Огюста Перре, но не более. Как и всегда, Крячков трансформировал стиль под себя, создав тем самым совершенно оригинальный проект. Даже проводились специальные исследования, целью которых, возможно, было уличить сибирского архитектора в плагиате, но никто кроме условного совпадения стилей архитектуры, передовой для того времени, не увидел.

Кстати говоря, в «стоквартирном доме» на самом деле не 100 квартир, а 110. Это уже потом дом, в общем-то, не имевший названия, получил в народе такое прозвище.

Нынешнюю площадь Свердлова Андрей Крячков создал практически с нуля. Получив указание по поводу места строительства, он как опытный портной «перекроил фасон» Красного проспекта и разместил здание вдали от проезжей части. Для этого пришлось снести несколько дореволюционных домов и даже старую пожарную часть с каланчой, стоявшую справа от крайисполкома. Перед домом планировалось разбить сквер, однако появился он там не сразу. А площадь Свердлова получила свое название только в 60-х годах прошлого века. Уникальность же «стоквартирного дома» была признана гораздо раньше - в год постройки.

- В 1937 году на международной выставке техники и искусства в Париже этот дом был награжден золотой медалью. Но не один, как принято считать, а вместе с другими проектами Крячкова и Масленникова - Домами Советов в Иркутске и Красноярске, - продолжает Сергей Филонов. - При этом здание в Новосибирске оказалось единственным, построенным по первоначальному проекту. Строительству в упомянутых сибирских городах, только начавшемуся в конце 1930-х годов, помешала война. Недостроенные здания пришлось законсервировать, а после они были достроены со значительными изменениями и по проектам других архитекторов.

Это была триумфальная победа, определившая Андрею Дмитриевичу статус лучшего архитектора СССР. При этом свою медаль Крячков так и не увидел. Поскольку в то время советским гражданам не разрешалось иметь валюту в личном пользовании, медаль отправилась в бездонные государственные фонды СССР. По слухам, драгоценный приз «укрепил» оборонную мощь страны… Возможно, тут не обошлось и без зависти - вряд ли московскому начальству понравилось, что столь высокую награду получили, по сути, провинциальные архитекторы из далекой Сибири, а не столичные специалисты. Однако остались грамота и международное признание, которое у мастера было не отобрать.

Но если Андрей Дмитриевич лишился только своей по праву завоеванной медали, то судьба многих обитателей «стоквартирного дома» сложилась гораздо трагичнее. Дом был заселен элитой молодого Новосибирска, и когда начались репрессии, хозяева квартир стали меняться очень часто, и переезд чаще всего был, увы, в один конец… Один из немногих в городе имеющий двор-«колодец», дом каждый вечер замирал при выключенном свете, вглядываясь - за кем же в этот раз приехал «воронок». Жизнь в «стоквартирном доме» при Сталине была не только престижной, но и опасной.

В Стоквартирном доме жили академик Евгений Мешалкин, художник Николай Грицюк, директор Новосибирского приборостроительного завода Борис Галущак, биатлонист Александр Тихонов, во время блокады Ленинграда — дирижёр Евгений Мравинский и актёр Николай Черкасов.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

2

Так хочется посмотреть, какой он внутри этот дом. Что, действительно были комнаты не только для прислуги, но и для собачки?

увеличить

0

3

На Всемирной промышленной выставке в Париже, проходившей в  1937 году, под девизом " Искусство и техника в современной жизни" СССР получил 270 наград (из 16 704, присужденных участникам выставки), из которых: 95 Гран-при, 62 почетных диплома и 70 золотых, 40 серебряных и 6 бронзовых медалей.
Гран-при получили архитекторы:
М. Мержанов - санаторий им. Ворошилова г. Сочи
А. Гегелло- ДК им. Горького г. Ленинград
Н. Троцкий - мясоперерабатывающий комбинат им. Кирова
А. Душкин - станция метро " Дворец Советов"
И. Таранов Н. Быкова- станция метро " Сокольники"
И.Фомин Н. Андриканис- станция метро " Красные ворота"
И. Лангбард- архитектура Белоруссии
Г. Яновицкий- гостиница " Харьков"
А. Таманян - Народный дом ( Оперный театр)

+1

4

Да, Ольга,  были такие комнаты, по крайней мере мой дед  так  рассказывал.

0

5

А разве дом по адресу:ул. Серебренниковская,19,не есть для прислуги? :question:

0

6

Проект дома. Медаль Гран-при.

увеличить

+3

7

.

увеличить

увеличить

+2

8

AWA написал(а):

Гран-при получили архитекторы:

Владимир, а где же Крячков, почему не в списке? И еще, проект ДНиКа получил также гран-при, интересно, как это было - Гринбергу вручили или..?

0

9

Крячков само собой.  Про него все присутствующие в курсе. Один нюанс. Именной диплом Крячков получил за проекты последних лет, как и Лангбард. Не могу найти подтверждения, какие именно, проекты были отобраны комиссией.  Про ДНиК.  Гран при получил макет в версии Биркинберга. Скорее всего, диплом получил он, как автор проекта или Щусев, как руководитель 2 мастерской. Ищу подтверждения.

0

10

Ещё один вид

увеличить

0

11

AWA написал(а):

Именной диплом Крячков получил за проекты последних лет,

- документальных подтверждений у меня нет, но нашла вот такую инфо: проекты Крячкова - дом Советов в Иркутске, Дом Советов в Красноярске и 100-кв. дома - были представлены на выставке в Париже 1937 г. и удостоились диплома Гран-при и Золотой медали. (из книги Невзгодина "Архитектура Новосибирска"). Если не ошибаюсь, дома Советов построили, но не Крячкова.

увеличить

увеличить

+1

12

К сожалению Невзгодин не приводит в своей книге источников своего утверждения, но я склонен с ним согласиться. Наши соображения во многом сходятся. Кроме одного документа, который у меня имеется, всё остальное логические рассуждения. Для точного утверждения хорошо бы посмотреть каталог Парижской выставки.

0

13

Под будущий Дом советов в Иркутске, снесли вот этот собор.

увеличить

+1

14

не стоило ради этого: (вид с площади и набережной Ангары)

увеличить

увеличить

0

15

пусть тут полежит
а то вдруг ремонт решат делать - пропадёт

http://s1.uploads.ru/t/SZlYt.jpg

0

16

Olga написал(а):

Так хочется посмотреть, какой он внутри этот дом.


НГС довольно неплохой репортаж сделал

+1

17

Порадовали НГС-Новости. Спасибо, Валера.  http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

Ссылки пропадают часто, лучше бы полностью материал к нам копировать.

0

18

Olga написал(а):

лучше бы полностью материал к нам копировать


Ну вот так скопировал

0

19

Такие же лифтовые шахты на Советской 10- правда, лифтов там никогда не было.

0

20

Semich написал(а):

Такие же лифтовые шахты на Советской 10- правда, лифтов там никогда не было.

На счёт лифтов скажу, что их устанавливали в дома этажностью 6 и выше этажей, хотя шахты предусмотрены были и в домах с меньшей этажностью. К примеру в домах соцгорода на Котовского (д 21, 17) МОПы явно спроектированы под лифты, но их там нет, а в доме Станиславского 11 лифты были (сейчас не знаю) только в угловой вставке. Такая вот штука.

Отредактировано evg_e1 (20-10-2013 03:57:59)

0

21

Советская 10 тоже 6 этажей. Есть также 6 этажные дома вообще без лифтовых шахт- где лифты изначально не планировались.

0

22

Semich написал(а):

Советская 10 тоже 6 этажей.

Вы об этом ?
http://s5.uploads.ru/t/90IWD.jpg

Semich написал(а):

Есть также 6 этажные дома вообще без лифтовых шахт- где лифты изначально не планировались.

А вот с этого места, пожалуйста поподробнее.

0

23

Странно, всегда думал, что там 6 этажей, да и ГИС так выдает ..

6этажка к тому же ПГ без заложенных шахт с обычными лестничными пролетами -  Демьяна Бедного 60.

Еще пример-  Дзержинского 81 - кроме 7 этажной угловой башни- основной дом в 6 этажей и тоже без лифтов и шахт к нему. Более поздняя пристройка к нему- 81/1- тоже.

Отредактировано Semich (20-10-2013 07:13:16)

0

24

Semich написал(а):

7 этажной угловой башни- основной дом в 6 этажей

На Советской тоже есть угловая башня и именно 6 этажей! Видимо дома с переменной этажностью не попадают под лифтовое правило 6-и этажей. Ну и как в любом правиле есть исключения (Д Б 60)

0

25

Все-таки 7 этажки на углу Магистрали и Советской изначально с лифтами  строились, если их иметь в виду

0

26

Ещё фото с "Типичного Новосибирска"

http://i66.fastpic.ru/thumb/2014/0826/bb/32adf02465b864dda81deab2deb3d0bb.jpeg
http://i66.fastpic.ru/thumb/2014/0826/aa/4baa2d90da9b141b80ac7b7f62ce53aa.jpeg
http://i66.fastpic.ru/thumb/2014/0826/0b/7d95d3162bb6c046ca5b2df47907570b.jpeg
http://i66.fastpic.ru/thumb/2014/0826/2d/d66f0d10fd8da10d130ab724f7aa662d.jpeg
http://i66.fastpic.ru/thumb/2014/0826/e8/bea9afe597bdd0c9b9fcb526fa2625e8.jpeg

0

27

http://i71.fastpic.ru/thumb/2015/0610/25/4a5c4deec38af6909422c39e6cf85425.jpeghttp://i72.fastpic.ru/thumb/2015/0610/a5/00f5d3bea00a9798fa192d8eafdb9aa5.jpeg

0

28

Olga написал(а):

Так хочется посмотреть, какой он внутри этот дом. Что, действительно были комнаты не только для прислуги, но и для собачки?

Я бывала в школьные годы в нескольких квартирах у одноклассников, комнатки малюсенькие для прислуги в квартирах были, а для собачек не было, да и самих собачек ни у кого из моих друзей не было.  Мусоропроводы были прямо  в квартирах, да и, думаю, остались! В некоторых из этих квартир жило по 2 -3 семьи! Скорее всего подселение произошло во время уплотнения в годы ВОВ!  А потом расселить как-то забыли! Позволю себе небольшое отступление от темы "стоквартирки" к теме "как-то збыли"! Так же произошло  с моей семьей на Серебренниковской,9,  до войны вся квартира  была наша, жило  в ней в разное время  до 15 человек членов семьи! В войну поуменьшилось, кто-то переехал, на фронт трое ушли, хозяин умер еще в 40-м, комнату забрали для эвакуированных, жили разные, по маминым рассказам, очень хорошие люди! А после войны стали селить уже местных целыми семьями по 5-6 человек! Одну такую семью уже и я помню! Помню кухню. перегороженную фанерой, так как вход  в одну из наших комнат был из кухни! На кухне еще печь кирпичная стояла, которую  в морозы топили углем. Потом бабушка в 1962 году получила в качестве расширения однокомнатную квартиру, предложила соседям, и они без особого энтузиазма туда переехали! Сразу после их переезда опять пришел  дядя с ордером на комнату, кто ему его выдал? Пришлось нашему соседу по площадке вручную этого несговорчивого дядю эвакуировать из подъезда! Больше никто не приходил, видимо разобрались! Так к нам вернулась наша комната! Нас  в то время было 6 человек! Так что  в стоквартирке таких коммуналок тоже хватало!

Отредактировано Ольга ПР (11-06-2015 03:59:26)

+4

29

С pastvu

http://images.vfl.ru/ii/1518852960/10cb4a94/20618823_s.jpg

0

30

Правда ли, что Стоквартирный дом такой «кривой», потому что Сталин перепутал проекты?

http://images.vfl.ru/ii/1518853003/b2600ae5/20618829_s.jpg

Отвечает ИГОРЬ ПОПОВСКИЙ
председатель правления Новосибирского союза архитекторов, доцент кафедры архитектуры в НГАХА, член новосибирского отделения общества охраны памятников (ВООПИК)

Этот миф начался с гостиницы «Москва», у которой фасад тоже был асимметричен. Легенда такая: было два варианта фасада, которые были совмещены на одном листе, Сталин расписался посередине, и было непонятно, какой из этих фасадов одобрен, поэтому было принято такое асимметричное решение. На самом же деле ничего общего с реальностью строительства гостиницы «Москва» у этого мифа нет.
У Стоквартирного дома тоже несимметричный фасад — правый и левый его углы сильно отличаются: правый угол выпуклый, а левый, наоборот, впуклый. Миф о том, что так получилось из-за подписи Сталина, перекочевал к нам из Москвы и также ничего общего с реальностью не имеет.
Дело в том, что Виталий Масленников — один из архитекторов Стоквартирного дома, — судя по тому, что мне рассказывали его ученики, был весьма неординарным человеком. Он имел хорошее образование, был сослан в Сибирь, где попал на кафедру к Крячкову, а потом совместно с ним работал. И с этим связана ещё одна красивая легенда. Крячков готовился сдать проект Стоквартирного дома, а Масленников сказал ему, мол, иди уже домой, и ночью вроде как поправил фасады, которые впоследствии стали столь известны и популярны. Масленников учился за рубежом и имел практику во Франции, Германии, немного зданий у него реализовано в Москве. Так вот есть у определённых французских объектов такая традиция, когда у объектов, выходящих на разные улицы, квартальные углы делают неодинаковыми. Вероятно, в Стоквартирном дома Масленников отразил эту традицию.
Это один из возможных вариантов причин. Потому что по сути дела все объекты сталинской эпохи были симметричны, а этот дом был другим. Он получился в стиле ар-деко, причём французского неоклассицизма. Поэтому он столь хорошо был принят во Франции на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Тем более, что одним из членов комиссии был архитектор Огюст Перре, а в этом здании есть определённые тектонические решения железобетонной неоклассической архитектуры Огюста Перре.
Замечу ещё, что Стоквартирный дом очень сильно подчинил своё окружение. Поэтому здания, которые строили за ним (например, у Сибревкома жилой дом), они имеют масштаб и тектонические детали, как у Стоквартирного.

0

31

Планировка стоквартирного дома. С просторов интернета.

http://i85.fastpic.ru/big/2016/1219/50/bcd8f5820694c8d2ead4f7a0d23a1450.jpeg

Отредактировано Саша Александра (19-12-2016 04:57:57)

+2

32

Вот такая перестройка в доме. http://nsk.novosibdom.ru/comment/3101#comment-3101.   
Если ссылка исчезнет: "В настоящее время администрация города позволила разрушить целостность этого великолепного памятника архитектуры. Разрешив на месте бывшего детского садика устроить картинную галерею, при этом сносятся внутренние перегородки, несущие балки, нарушается покой жильцов дома. Спрашивается: зачем там эта галерея? Когда через дорогу есть Художественная галерея на площади Свердлова и не одна. " 04.11.2017

Отредактировано Саша Александра (06-04-2018 21:26:49)

0

33

Саша Александра написал(а):

Вот такая перестройка в доме.

В духе времени!

0

34

Саша Александра написал(а):

Вот такая перестройка в доме. http://nsk.novosibdom.ru/comment/3101#comment-3101

А что в нём перестроено , Саша ?

0

35

Теперь уже там нет детского сада, а разместилась выставка. Я поняла, что для того, чтобы обустроить выставочные залы,  снесли часть внутренних перегородок, стен.

Отредактировано Саша Александра (06-04-2018 21:38:00)

0

36

Саша Александра написал(а):

Я поняла, что для того, чтобы обустроить выставочные залы,  снесли часть внутренних перегородок, стен.

Да, это так. Власть сказала надо патриотизьм воспитывать.

0

37

golod написал(а):

Власть сказала надо патриотизьм воспитывать.

А что за патриотическая выставка там? А садик 40-й был классным! И на дачу выезжали! Много моих одноклассников  его посещали,  я только на дачу раз с ними раз ездила!

Отредактировано Ольга ПР (07-04-2018 23:58:51)

0

38

Ольга ПР написал(а):

А что за патриотическая выставка там?

Вениамин Чебанов

+1

39

Константин, давайте вернем Виталию Семеновичу его настоящую фамилию - Маслеников. Ведь и отец его, Семен Иванович,  и сын его, и внуки, и правнуки - МАСЛЕНИКОВЫ.

0

40

АндрейКА написал(а):

Константин, давайте вернем Виталию Семеновичу его настоящую фамилию - Маслеников

Давайте. Я мало об этом знаю. Напишите в БСК. Я поддержу в соцсетях.

0

41

golod написал(а):

Давайте. Я мало об этом знаю. Напишите в БСК. Я поддержу в соцсетях.

Хорошо, Константин.

0