НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Комсомольский мост

Сообщений 1 страница 42 из 42

1

.

увеличить

0

2

Это пролеты железнодорожного моста. Вид на левый берег со стороны о. Кораблик.
Вдали дома на ул. Саввы Кожевникова.

0

3

Всё верно, а мост-то как называется?

0

4

Комсомольский мост. Вид с левого берега.

0

5

Первая в городе ударная комсомольская стройка первой пятилетки. Мост имени Коммунистического Интернационала молодежи. В народе чаще называют его Комсомольским.

Намечалось быстрое освоение Кузнецкого угольного бассейна, строительство там заводов. Поэтому жизненно необходима была новая железнодорожная линия Новосибирск — Ленинск протяженностью в 300 км, а следовательно, и второй железнодорожный мост через Обь. Это требовалось для того, чтобы обеспечить своевременное строительство и нормальное функционирование Урало-Кузбасского комбината и разгрузить главную дорогу страны — Транссиб. Самое удивительное: вновь соединить берега Оби нужно было в кратчайшие сроки — менее чем через год!

Лозунг ударный рабочего класса:
Всё — Кузнецкстрою!
Всё — для Кузбасса!
Разбудим гудками
сибирскую тишь.
Построим мосты через Обь
и Иртыш!

17 октября 1931 года по новому мосту через Обь прошел первый железнодорожный состав.

Подробнее здесь

Свернутый текст

Имени КИМа…
75 лет назад в Новосибирске появился второй железнодорожный мост

Скажи кому, что в нашем городе есть мост имени Коммунистического Интернационала молодежи, вряд ли поверят. В народе чаще называют его Комсомольским. А некоторые горожане вообще не подозревают о его существовании, потому что скромно стоит он вдалеке от центральной части города. Лишь проплывая летом на теплоходе мимо Бугринской рощи, видишь, как грохочут по этому мосту груженые товарные составы. Между тем его строительство является одной из важных страниц в истории Новосибирска. Это была первая в городе ударная комсомольская стройка первой пятилетки.

«Всё — Кузнецкстрою! Всё — для Кузбасса!«

Строительство Комсомольского моста. Фото из альбома «Новониколаевск-Новосибирск»
В начале 30-х годов на заседании президиума Госплана СССР были намечены первоочередные задачи по освоению Сибири. В первую очередь планировалось «развернуть в более широком размере» строительство железных дорог в Сибири. Председательствующий на заседании Кржижановский сказал: «Медлительность при разрешении вопросов сибирского железнодорожного транспорта недопустима… Включение Сибири в социалистическое строительство является проблемой мирового значения. Возможности развития Сибири таковы, что сейчас даже трудно представить их».

Намечалось быстрое освоение Кузнецкого угольного бассейна, строительство там заводов. Поэтому жизненно необходима была новая железнодорожная линия Новосибирск — Ленинск протяженностью в 300 км, а следовательно, и второй железнодорожный мост через Обь. Это требовалось для того, чтобы обеспечить своевременное строительство и нормальное функционирование Урало-Кузбасского комбината и разгрузить главную дорогу страны — Транссиб. Самое удивительное: вновь соединить берега Оби нужно было в кратчайшие сроки — менее чем через год!

«Лозунг ударный рабочего
класса:
Всё — Кузнецкстрою!
Всё — для Кузбасса!
Разбудим гудками
сибирскую тишь.
Построим мосты через Обь
и Иртыш!«

Именно строительством моста через Обь и занялся Новосибирск в декабре 1930 года.

Сооружение это было уникально не только по значимости, но и по конструкции. Проект был разработан конторой «Мосто-трест». Он должен был состоять из восьми металлических пролетов с движением понизу в русловой части и восьмипролетной каменной эстакады (аркады) на пойме. Широкую заболоченную пойму необходимо было пересечь высокой грунтовой подходной насыпью. В общем, это крупное инженерное сооружение в длину составляло около одного километра.

По решению правительства мост должны были построить не позднее 1 октября 1931 года — ко времени сдачи в эксплуатацию новостроящейся линии Новосибирск — Ленинск. Однако местные краевые и общественные организации в порядке встречного промфинплана приняли срок окончания работ к 1 сентября 1931 года.

Работы по содержанию опор моста начались в декабре. Работали в 30–40-градусный мороз в три смены, круглосуточно. Вначале собирались тепляки высотой в 15–20 метров площадью до тысячи квадратных метров. В них пропаривались промерзшие строительные материалы и выполнялись некоторые работы. До ледохода предстояло собрать и опустить на дно реки восемь кессонов, а затем возвести на них опоры. К этому времени должны быть готовы и все опоры аркады. Кессонщикам приходилось работать в кожаных сапогах на дне Оби.

То густо, то пусто

И, как ни странно, именно этих сапог-то достать в Новосибирске в то время было невозможно. А надо было 800 пар. Как писала газета, «рабочие, занятые на постройке моста, наполовину не обеспечены спецодеждой». Не хватало не только сапог, но и четырехсот пар валенок, до тысячи полушубков и ватных тужурок, пятисот ватных фуфаек, 650 комплектов брезентовых курток и брюк, рукавиц, теплых шапок. Часть одежды была в пути, но она могла задержаться, а на счету был каждый день. Новосибирские же снабженцы не торопились одевать строителей. Газета негодовала: «Нужно открыть все склады для ударного строительства, но рабочих моста обеспечить теплой одеждой».

Подобная ситуация была и со строительными материалами и инструментами. Одних только гвоздей требовалось 10700 кг! Бригада крайкома ВЛКСМ и журналисты выяснили, что снабжение строительства моста через Обь велось «чрезвычайно безобразно». Сибкрайснаб уверял, что он тут ни при чем, всем должна обеспечивать Москва. А представители Мостостроя даже не удосужились прийти на совещание в крайисполком, где обсуждались вопросы снабжения.

Катастрофически не хватало и самих рабочих: в январе 1931 года работало 974, а требовалось 1400 человек. В феврале ситуация значительно улучшилась: требовалось 1630, в наличии было 1586 человек. А вот в марте и в апреле даже наблюдался переизбыток рабочей силы. Предложение намного превышало спрос. Но «Мостотрест» вместо того чтобы передать рабочих временно на другие участки, распустил более двух тысяч человек неизвестно куда, вследствие чего в летние месяцы получилось недоснабжение в рабочей силе. Пришлось даже использовать труд 150 заключенных.

При строительстве моста без камня не обойтись. В срочном порядке были обследованы городские карьеры. На выколке ледорезной болванки трудились 30 каменотесов. Производительность карьеров была крайне неудовлетворительной: не хватало специалистов и различного рода приспособлений. Так называемые «облицовки прямого прикола», можно сказать, совсем не производились, если не считать 32 учеников, которых «как квалифицированную рабочую силу считать нельзя».

Либо подвиг, либо «рогожное знамя»

Новосибирский горком комсомола объявил всю городскую организацию мобилизованной на строительство моста. Когда там замедлялись темпы, случались трудности, горком постановлял: «За прорыв несет ответственность каждый комсомолец!» И тут же проводились массовые молодежные воскресники. Иногда в день трудились по полторы-две тысячи новосибирских комсомольцев. Бывало, что объявлялись и «штурмовые» ночи.

Как-то секретарь комитета комсомола стройки Родион Роганов вспоминал:

— Была одна опора, которая считалась самым «узким местом»: кессон нужно опустить на глубину тринадцать метров. Много времени потратили на подготовительные работы, медленно продвигалось дело с забивкой шпунта. Миновал месяц. Опора росла какими-то робкими темпами. И тогда комсомол взял шефство над этой опорой, назвав ее «комсомольской».

Надвигался ледоход, но кессон еще не был опущен. На льду появились трещины. Комсомольцы соорудили временный настил, пробирались к месту работ с шестами. Вода поднималась до 20 сантиметров в сутки. Срочно перетаскивался на берег весь инвентарь. Новосибирская молодежь работала уже по колено в воде. 15 апреля лед еще не тронулся, но этого ждали с часа на час. Работы шли и ночью при свете факелов. Рискуя жизнью, комсомольцы, окруженные водой и ломающимся льдом, все-таки опустили кессон за два часа до начала ледохода. Особенно хорошо на третьей («комсомольской») опоре работала бригада Жукова, Чернышова, Пайкова, Кровякова. Она систематически перевыполняла свои задания на 300 процентов. Производительность труда поднялась до 200 процентов. На четвертой опоре хорошо трудилась бригада Калашникова — 150–200 процентов выработки. На забивке свай бригады вместо 10 стали забивать 15–16 свай в смену. Комсомольцы брали шефство и над другими опорами, выполняя задание досрочно.

На стройке резко осуждались прогульщики и дезертиры. На строительной площадке была специальная будка, разрисованная водочными бутылками. Здесь выдавали зарплату под насмешливые взгляды и остроты строителей дезорганизаторам производства. Был и такой способ воздействия: отстающим бригадам вручали специальные рогожные «знамена». Каждый коллектив старался побыстрее избавиться от этого переходящего свидетельства отставания.

…А помог… фильм

Еще в декабре 1930 года одна из газет писала: «Мост будет готов вовремя, если вовремя пришлют фермы». На завод была даже послана специальная бригада, чтобы ускорить процесс. По плану сборка ферм должна была начаться с 1 апреля, но доставка их задерживалась. Не было и рельс, которые нужно было уложить еще раньше. Возникла угроза срыва плана строительства. На стройку летели телеграммы: «Обской мост — выход Кузбасс угольного потока Урал не может быть задержан». Тогда решили разобрать уже уложенные рельсы на вторых путях на линии Петропавловск — Куломайно длиной 22 километра и уложить их от станции Криводаново к мосту через Обь.

А в Москву послали резолюцию: «Выдвигаем на обсуждение комсомольской ячейки Союзкино вопрос о съемке короткометражного фильма, посвященного ликвидации прорыва». Москвичи тут же приехали в Новосибирск и сняли фильм об ударной работе тысяч людей и их вынужденном простое. Фильм был отправлен в несколько адресов, откуда шли с запозданием материалы. Задумка с фильмом имела успех. Украинские металлурги и прокатчики постарались на славу — фермы для моста и рельсы поступили на стройку в срок.

Работы закончились. 17 октября 1931 года по новому мосту через Обь прошел первый железнодорожный состав. В то время это был самый большой двухпутный мост в СССР. За ударную работу на строительстве было премировано 315 комсомольцев. Весь комсомольский коллектив удостоили Почетной грамоты «третьего, решающего года пятилетки». В партийных документах говорилось: «Благодаря правильному руководству партии при помощи горкома комсомола комсомольский коллектив сумел правильно расставить комсомольские силы на строительстве, кроме этого, своими силами, путем субботников отработал 12370 трудодней, беспощадно вел борьбу со всякими оппортунистическими настроениями и давал решительный отпор классовому врагу, сам давал рекордные показатели, этим самым заражал всю остальную массу рабочих в борьбе за досрочное выполнение пуска Обского моста». За эти заслуги комсомола Новосибирский городской Совет депутатов трудящихся присвоил новому мосту имя Коммунистического Интернационала молодежи.

Известно, что участником строительства моста был и Георгий Марков, ставший впоследствии известным писателем. Его перу принадлежат романы: «Строговы», «Соль земли», «Отец и сын» и другие. В то время он еще находился на комсомольской работе в Новосибирске.

Благодаря высокому качеству спустя 75 лет Комсомольский мост успешно эксплуатируется и сейчас. Это подтверждено неоднократными обследованиями и экспертными оценками специалистов.

Фото А.Соловьёва

увеличить

0

6

Из  воспоминаний  Ивана  Сушкова:

"Комсомольский  мост.
В нем — семь пролетов. Семь ферм.
Пять средних — покороче, они всего по 80 метров длиной. Две крайние — по 120.
Малые фермы просто накатывали по лесам на мостовые опоры, а большую везли
по реке. Вот это было зрелище! Сначала крепко стянули стальными тросами четыре
баржи, на них выстроили высокие, до уровня мостовых опор леса, поместили на них
ферму, и пять буксиров, во главе с флагманским пароходом «Красный Хохряков»,
должны были тянуть эту махину по воде. Казалось, весь город собрался на берег. Да
что там город, из деревень люди приезжали, чтобы полюбоваться этой картиной.
Газеты писали, что это первый случай в мировой практике, когда такую махину
буксируют по реке.
Загудели, задымили пароходы, заработали лопасти, натянулись тросы, и баржи
натужно стронулись под тясячеголосый вздох толпы... Орали в рупоры капитаны,
неслись по воде крепкие словечки. Четверо суток тянули пароходы неповоротливый
груз вверх по воде до излучины, а потом, всего за одни сутки, спустились вниз,
выставили ферму в проектное положение, и она встала на опоры. Мост приобрел
законченный вид."

0

7

.

увеличить

0

8

http://uploads.ru/t/E/e/R/EeRL9.jpg

http://uploads.ru/t/O/7/9/O79lu.jpg

Отредактировано golod (06-06-2012 22:32:09)

+1

9

Могилы строителей моста примерно в 1,5 км от моста, на левом берегу.
На одном камне надпись - А.И.Лукьянов ст.техник постройки 2-ого обского моста род. 17 VIII 1906г. сконч. 20 IX 1931г.,
а что на втором?

0

10

на втором похоже табличка сорвана. Я тут попросил парня, что туда собрался сфотать.
там еще левее крестик могильный есть, но это более поздний, по моему

Отредактировано golod (06-06-2012 23:11:00)

0

11

У соседей НОВОСИБИРСК ♔ НОВО-НИКОЛАЕВСКЪ нашел.

http://i63.fastpic.ru/thumb/2014/1211/3d/189a67a7191a7449025b6480611fe03d.jpeg

Если было, то опять не нашел.

+4

12

У соседей НОВОСИБИРСК ♔ НОВО-НИКОЛАЕВСКЪ нашел.

Это просто фантастический ресурс! Не так давно у меня на этом месте погреб был. Черемуха, сирень шептали, что здесь были дома и они есть.

0

13

Olga написал(а):

Могилы строителей моста примерно в 1,5 км от моста, на левом берегу.
На одном камне надпись - А.И.Лукьянов ст.техник постройки 2-ого обского моста род. 17 VIII 1906г. сконч. 20 IX 1931г.,

А можете показать конкретно это место на карте?

0

14

Валериан Устюжанин написал(а):

А можете показать конкретно это место на карте?


Ссылка

0

15

Премного благодарен)))

0

16

Валериан Устюжанин написал(а):

Премного благодарен)))

Предупреждаю, режимная территория горводоканала. Собаки, без предупреждения и т.д. Нам с камерой разрешили по письму администрации в строго отведённое время. В упреждении вопросов о видео - а мы не пошли! Претит нам режим!

0

17

golod написал(а):

Претит нам режим!


http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-1.gif Скажи уж честно, лень одолела.

0

18

Нравишься ты мне, Оля! http://sa.uploads.ru/t/S9ayw.gif

0

19

Но странною любовью?  http://s55.radikal.ru/i149/1209/f8/4db9c8b864ef.gif

0

20

Когда-то зона водозабора была огорожена гораздо больше чем сейчас. Была сетка, столбы, колючая проволока, столбы освещения, таблички строгие. Видать по экономическим причинам санитарную зону было содержать накладно, а место там малолюдное. Вид забора я не знаю, а вот валяющийся столбик освещения стоит у меня на даче уже 15 лет. По искомой территории можно было свободно передвигаться. Рядом со старым кладбищем деревенские пацаны футболили. Где-то 8 лет назад на поле стало активизироваться ИЖС + Белые росы и стали устанавливать ж/б забор на водозаборе http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-4.gif, возможно чтобы санитарную территорию тупо не застроили. Там рядом с обелисками периодически наведывался кто-то к железному кресту, была мысля оставить телефон для связи, чтобы пообщаться с родственниками, но как-то до рук дело не дошло, да и периметр до берега продлили. Не думаю, что побывать там будет криминал.

0

21

Scout написал(а):

Рядом со старым кладбищем деревенские пацаны футболили.

Мало-Кривощёковское? А точнее координаты можно?

0

22

golod написал(а):

Мало-Кривощёковское? А точнее координаты можно?


Вот http://f18.ifotki.info/thumb/3f989471e207f43e63a8db18c9a1be4125c1db203637977.jpg скан-план. Да, похоже режим стал строже чем было раньше. По соседству были огороды с хибарками, огорожены в прошлом не ахти как. Потому как их снесли и изгородь частично пропала весь заслон стал сдерживать капитальный забор. Но сдается мне, что это все-таки территория санитарной зоны, а не технологическая, охраняемая ВОХРовцами. Синим маршрутом я в свое время ходил на лыжиках дом-дача.

0

23

Спасибо, Владимир. Про место монументов я знаю, вот, что они были на кладбище не думал. Так получается, и водозабор там же. В смысле на кладбище

+1

24

http://i71.fastpic.ru/thumb/2015/0517/1d/_484d80c7950f8b4bada3b663e2ef951d.jpeg

Semich написал(а):

И главное, что линия показана как однопутка, но КИМовский мост изначально строился двухпутным.


В 1931 и ещё лет 6 он был однопутным.

0

25

Во всех источниках, да и по самой конструкции он изначально двухпутный. Хотя на самой линии ,возможно, вторую колею положили позже (примерно одновременно с сокурской веткой)- но по мосту именно так.

0

26

Semich написал(а):

Во всех источниках, да и по самой конструкции он изначально двухпутный. Хотя на самой линии ,возможно, вторую колею положили позже (примерно одновременно с сокурской веткой)- но по мосту именно так.


Не знаю, что там за источники. Опоры, да, сразу под 2 пути ставили, но второй путь, пролёты, подходы сооружали в 1937.

0

27

Пролеты моста там единые, сразу под 2 пути- в этом дело. Надстройки в виде второго независимого пути и пролетов под него, как транссибовский или мосты через Иню- там нет.

Отредактировано Semich (15-05-2015 20:32:05)

0

28

Semich написал(а):

Пролеты моста там единые, сразу под 2 пути- в этом дело. Надстройки в виде второго независимого пути и пролетов под него, как транссибовский или мосты через Иню- там нет.


Что же они тогда собрались достроить и строили потом весь 1937 год?

http://i72.fastpic.ru/thumb/2015/0515/f1/4178dae3b1b0338f7c1bae602793d0f1.jpeg

0

29

Semich написал(а):

Пролеты моста там единые, сразу под 2 пути- в этом дело. Надстройки в виде второго независимого пути и пролетов под него, как транссибовский или мосты через Иню- там нет.

Автомобильный мост ч-з Обь на Северном объезде, опоры моста тоже под четыре ряда, а построено пока только под два. И чё? Увеличится грузопоток - достроят и мост и трассу.

Отредактировано evg_e1 (15-05-2015 23:17:46)

0

30

evg_e1 написал(а):

Автомобильный мост ч-з Обь на Северном объезде, опоры моста тоже под четыре ряда, а построено пока только под два. И чё? Увеличится грузопоток - достроят и мост и трассу.

Отредактировано evg_e1 (Вчера 22:17:46)


Сравнивать автомост и ЖД- где куда бОльщие нагрузки и запас прочности- неуместно.

А по двупутке- разве вики врет https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC … C%EE%F1%F2

Отредактировано Semich (16-05-2015 06:54:47)

0

31

Semich написал(а):

А по двупутке- разве вики врет


:-) вики пишут люди, которые могут ошибаться или не иметь на момент написания статьи достаточной информации.
Брать за основу написанное прежде можно и нужно, но не надо принимать это за аксиому.

0

32

Semich написал(а):

Во всех источниках, да и по самой конструкции он изначально двухпутный. Хотя на самой линии ,возможно, вторую колею положили позже (примерно одновременно с сокурской веткой)- но по мосту именно так.


Не совсем в тему, но вдруг пригодится. Из моей статьи в КЗД-2015 (писал на основании изученных документов):

Вопрос строительства пути, связывающего на выходе из Кузбасса крупный железнодорожный узел с Транссибирской магистралью в обход Новосибирска, стал наиболее актуальным с началом движения грузов по линии «Новосибирск–Ленинск» в 1932 г. Бесперебойная работа Кузнецкого завода и угольного бассейна требовала увеличения транзитного грузопотока через Новосибирск, однако пропускная способность Новосибирского железнодорожного узла не могла этого обеспечить. При этом потребность в разгрузке Новосибирского узла и однопутного моста через реку Обь путём перенаправления значительной части грузового потока на обходную магистраль была признана ещё в 1930 г., когда и были произведены первые изыскания обводного пути с трассированием линии по реке Издревой.

Ударное строительство собственно сокурской ветки было начато в 1935 году.

Отредактировано Olegych1974 (16-05-2015 10:30:47)

0

33

В любом случае- одинаковость конструкции пролетов говорит  о том, что проектировался он изначально как двухпутный, причем разница во времени посторойки второго пути не была большой. Вот на сокурской линии- там мосты на Учебном через Иню даже по конструкции различны- там сразу видно, что второй путь ложили гораздо позже первого (в данном случае- от Инской на Сокур).

0

34

Semich написал(а):

Сравнивать автомост и ЖД- где куда бОльщие нагрузки и запас прочности- неуместно.

Хотите это мостовикам сказать?  http://s3.uploads.ru/cnIiZ.gif

Отредактировано evg_e1 (16-05-2015 21:39:07)

0

35

Semich написал(а):

второй путь ложили гораздо позже первого (в данном случае- от Инской на Сокур).


По крайней мере, в 1935 году, согласно документам, строилась однопутная ветка "Эйхе-Сокур" под определенный вид паровоза (сейчас не вспомню, какого именно, но обкатку делал ФД).

Отредактировано Olegych1974 (16-05-2015 22:36:38)

+1

36

34. Поясни чего ты смещного увидел?

0

37

Semich написал(а):

34. Поясни чего ты смещного увидел?

Ну не хочу отвечать http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/726-2.gif

0

38

37. Так все же подумай.

35. Под федю (ФД) думаю, действительно расчет был на фоне растущих грузоперевозок.

0

39

Доброго времени суток! Всю жизнь живу на Северо-Чемском. Могилы эти последний раз проведовал больше 20 лет назад. Сегодня добрался... Таблички на второй не было и 20 лет назад, никогда ее не видел всегда было интересно кто там... Белый крест появился не сразу... Когда первый раз увидел эти обелиски в детстве его не было, в последний раз не было на нем таблички с подписью: помню, дочь. Цепи были...а сейчас нет на могиле Лукьянова.

http://i70.fastpic.ru/thumb/2015/0914/ff/_b840eb6a72e613e694fc78ea6eaf0eff.jpeg
http://i71.fastpic.ru/thumb/2015/0914/8d/_b2434b6dcaf8bedcdc3f27aadeb5238d.jpeg
http://i69.fastpic.ru/thumb/2015/0914/ee/_21dc7835b0ccaf91d00772c31f0447ee.jpeg
http://i69.fastpic.ru/thumb/2015/0914/b6/_dc7ccb12dd25d8185440bb8a5e8814b6.jpeg

Отредактировано Данила (14-09-2015 20:57:11)

+3

40

Про место монументов я знаю, вот, что они были на кладбище не думал. Так получается, и водозабор там же. В смысле на кладбище - Владимир от 11-01-2015 14:06:09

Там весь периметр в ямках от старых могил. Некоторые больше метра вниз уходят

Отредактировано Данила (14-09-2015 23:28:20)

0

41

Данила написал(а):

Доброго времени суток! Всю жизнь живу на Северо-Чемском. Могилы эти последний раз проведовал больше 20 лет назад. Сегодня добрался... Таблички на второй не было и 20 лет назад, никогда ее не видел всегда было интересно кто там... Белый крест появился не сразу... Когда первый раз увидел эти обелиски в детстве его не было, в последний раз не было на нем таблички с подписью: помню, дочь. Цепи были...а сейчас нет на могиле Лукьянова.

Вновь "всплыли" эти обелиски. На этот раз на ОК, фото от MARUSIA SLAVIANKA. Интересно с кем связано второе захоронение и вообще не произошло ли тогда, в 31 году, какое-то событие на мосту связанное с этими могилками?
https://i.mycdn.me/image?id=867779921273&t=3&plc=WEB&tkn=*gEnXt4R2DLCzrQneVakgvwPiuuQ
https://i.mycdn.me/image?id=868684963879&t=3&plc=WEB&tkn=*NE7j1XtuGUE69_2Q3nr0AabgQ5Q

0

42

evg_e1 написал(а):

Интересно с кем связано второе захоронение и вообще не произошло ли тогда, в 31 году, какое-то событие на мосту связанное с этими могилками?


Надгробные камни в разном стиле сделаны, это говорит о разных датах захоронения.

0