Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были

Как здорово, что в любой семье хранятся архивы, воспоминания, свидетельства той старой жизни, в которой родились и жили наши родители, деды и прадеды. Это чудесный и благодатный багаж души. Мы рады познакомить вас с летописью старинной жизни,  которую сберегла семья нашего гимназиста. От нее пахнет временем, от нее веет духовностью, от нее становится тепло и чисто.

Моя прабабушка, Мария Ильинична, в детстве училась в одной из Новониколаевских гимназий.  Когда ей было уже много лет, а мой папа был еще маленьким, она рассказала ему про быт гимназии и гимназистов того времени.

Поступление в гимназию

В гимназию в то время поступали дети в 9 лет. К этому возрасту они должны были уметь читать и писать, знать наизусть основные молитвы «Отче наш» и «Верую». Обучение проходило раздельно, то есть мальчики и девочки учились не вместе. Учеба продолжалась 7 лет, плюс подготовительный класс.

Обучение было платным: 70 рублей в год. В переводе на наши деньги это приблизительно 84 000 рублей, поэтому учить своих детей в гимназии могли не все. Как правило, родителями таких учеников были относительно состоятельные горожане. Средняя зарплата рабочего того времени составляла 22,5 рубля в месяц, что примерно соответствует нынешним  27000 рублей. Папа моей прабабушки работал составителем поездов на станции Обь (в наши дни: станция Новосибирск-Главный), и получал 40 рублей в месяц.

Форма

В Российской Империи были единые требования к школьной форме. Цвета формы у гимназисток различались: темно-синий – для младших классов, цвет морской волны – для средних классов, и коричневый для выпускниц. У гимназисток были «ежедневная обязательная форма» (шерстяное платье с белым воротничком и фартуком черного цвета) и «парадное платье» (белый фартук и кружевной воротник). На голове была шапочка-панамка или соломенная шляпка летом, зимой же они носили шапочки с меховой отделкой.

Разрешалось носить чулки и ленты коричневого или черного цветов, волосы полагалось заплетать в косы или коротко стричь. Форма была строгой и скромной. Главным понятием в ее оценке было слово «опрятность».

Занятия

Учебные программы в женских гимназиях были проще, чем в мужских. Считалось, что девочки менее способны к усвоению знаний, и что в основном их надо готовить к семейной жизни.

Предметы были обязательные и необязательные. Обязательные – Закон Божий (основной предмет),  математика (арифметика, алгебра, геометрия), словесность и чистописание (изучалось много исторических русских произведений), всемирная история и география.  Большое внимание уделялось ведению домашнего хозяйства и рукоделию. Дополнительные предметы – иностранные языки (французский и немецкий), а также музыка, танцы, пение и рисование.

Для сочинений предлагались такие темы:

Для младших классов:* О том, что видела птичка в дальних землях.* История постройки дома и разведения при нем сада...* Великаны и пигмеи лесного царства.

Для детей 12-13 лет:* Замирание нашего сада осенью.* Река в лунную ночь.* Встреча войска, возвратившегося из похода.* Лес в лучшую свою пору.* Дедушкин садик.

Для старших классов:* Слово как источник счастья.* Почему жизнь сравнивают с путешествием?* Родина и чужая сторона.* О скоротечности жизни.* Какие предметы составляют богатство России и почему?* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.* О проявлении нравственного начала в истории.* На чем основывается духовная связь между предками и потомством?

Особый акцент в обучении гимназисток ставился на  домоводство, ведь они должны были в будущем стать хорошими женами. На этом предмете их учили готовить и делать прочую работу по дому. Большое внимание уделялось экономике домашнего хозяйства.

Критерии оценок на домоводстве были строгими. Для получения хорошей отметки нужно было делать все идеально. Например, бутерброд нужно было намазать так, чтобы под маслом совсем не было видно хлеба, а в печенье «корзинка» ручка должно была быть аккуратно сплетенной, и хорошо держаться.

Учеба занимала много времени, т.к. много приходилось учить наизусть. После возвращения из гимназии обедали, отдыхали и учили уроки. Спать ложились рано, вставали тоже рано, и перед уходом в гимназию повторяли пройденное. Многие девочки, оканчивая гимназию, мечтали сами стать учительницами.

Развлечения

Девочки не забывали развлекаться. Гимназистки играли в разные игры, ходили друг к другу в гости. У них была занимательная игра, которая выглядела так.  Ведущий говорил фразу: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег. Велела «да» и «нет» не говорить, черного с белым не брать», после чего начинал задавать вопросы подразумевающие ответ «да», «нет», «черное», «белое», но говорить их было нельзя. Так, например, на вопрос «Вы поедете на бал?» нужно было придумать ответ без «да» и «нет».

Дети участвовали в государственных праздниках, таких как торжества по случаю 300-летия  дома Романовых и других. Мероприятия были не только гимназические, но и классные, такие как утренники (в младших классах) и вечера (в старших). Устраивались литературные чтения и самодеятельные концерты.  Одним из самых любимых праздников было Рождество: девочки украшали елку и классы, сами готовили праздничную программу.

Гимназистки любили одаривать друг друга всякими необидными прозвищами. Для моей прабабушки, Марии Артюхиной, ее подруги придумали имя Анихютра, что  представляло собой палиндром ее фамилии.

Старшеклассницы обменивались друг с другом разными секретами, в том числе о том, за кого хотели бы выйти замуж. Тогда это называлось «составить партию»  и наиболее желанными мужьями виделись офицеры и инженеры (в особенности инженеры-путейцы).

Учителя

Учителями в царской гимназии были в основном женщины, их звали классными дамами. Из мужчин в прабабушкиной гимназии были только священники и учитель пения.

Классные дамы внимательно следили не только за тем, как девочки ведут себя на занятиях. Учительниц также  интересовала жизнь девочек за порогом гимназии, поэтому они ходили к ним домой и смотрели, как те живут, какие книги читают, интересовались их кругом общения, беседовали с родителями о воспитании их дочерей.

Вот так жили, учились и отдыхали наши прабабушки 100 лет назад, в гимназиях Новониколаевска, нашего родного города, который называется сейчас Новосибирск.

Автор: Тепляков Дмитрий