НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Падение истребителя «Як-7» на Красный проспект

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

.

увеличить

0

2

Во время войны прямо на Красный проспект упал истребитель. Удар был такой силы, что машина вошла в землю на несколько метров. Невероятно, но не был разрушен ни один дом, никто из горожан тоже не попал под упавшую с неба махину. Летчик, который управлял самолетом, погиб. Свидетелей падения было много. Один из них, девятилетний мальчик Боря Орлов, в будущем сам стал летчиком-испытателем, а затем описал этот случай в книге: «В хорошую погоду над городом гудело небо, везде носились голубые снизу, зеленые сверху Яки, даже выполняли пилотаж, видимо, в военное время не очень-то придерживались правила, запрещающего пилотаж над населенными пунктами. Однажды гул мотора перешел в пронзительный вой, окончившийся глухим ударом, над крышами взметнулся столб черного дыма. Самолет упал на центральной магистрали Новосибирска, Красном проспекте, недалеко от нашей улицы. Через несколько минут мы уже были на месте катастрофы, смотрели на большую, еще дымившуюся яму, узнали, что летчик разбился вместе с самолетом. Через много лет мне стало известно, что это был заводской летчик-испытатель Василий Старощук».

— Не очень много известно о той катастрофе, — рассказывает Людмила Власенко, заведующая Музеем авиации имени Покрышкина. — Все материалы были засекречены, а в 1958 году уничтожены в соответствии с существующим законом. Музею даже пришлось провести определенное расследование, чтобы выяснить, какой это был самолет, на котором разбился летчик. Як-7 выпускали на заводе с 1942 года, но в 1943­м уже начали осваивать Як-9. Предполагается, что Василий Старощук в тот роковой день испытывал серийный Як-7.

Причина падения самолета до сих пор не ясна. «Отказала материальная часть», а именно руль глубины перестал слушаться. В то время завод им. Чкалова выпускал по 30 самолетов в сутки, работали даже дети, — возможно, какая-то недоработка и привела к трагедии. Расследование показало, что летчик уже выполнил задание и шел на снижение, чтобы сесть на аэродроме завода, в этот момент и случилась поломка. Когда Василий Старощук понял, что до аэродрома не дотянет, он стал искать место для посадки в городе. Траектория полета показывает, что стремился он к площади Ленина, даже выпустил шасси...

— Он имел возможность бросить машину и спасти свою жизнь, спрыгнув с парашютом, — подтверждает Людмила Александровна. — Но тогда могли погибнуть люди на земле. Видимо, все это он понял, как только машина перестала его слушаться.

Истребитель упал точно, даже не задев деревянного двухэтажного дома, на месте которого сейчас стоит Дом быта.
Стела на месте падения истребителя — единственное, что напоминает горожанам о Василии Старощуке. Дом, в котором он жил на проспекте Сталина, 53 (ныне это улица Ленина), не сохранился. Его могила — тоже: он был похоронен на территории Березовой рощи, где сегодня находится парк культуры и отдыха. Но в Новосибирске живет его сын.

+2

3

Аркадий1946 написал(а):

ремесленное училище при заводе 153? Возможно существовавшее в самом начале войны.


"Подростки учились в школе ФЗО и в ремесленных училищах. К началу 1942 года число обучающихся возросло в три раза".
ФЗО было с 1931 года слева от проходной. Где-то здесь про него есть.
Про Старощука сейчас заканчиваю. Завтра записываю про него для 1 канала, к началу следующей недели будет публикация здесь

0

4

Аркадий1946 написал(а):

Вопрос отнюдь не праздный. И это не просто любопытство: вроде на каком-то из типов самолетов ЯК было оборудовано место для инструктора.

Немного наоборот. Истребитель Як-7 разработан на основе Як-7УТИ: - учебно-тренировочный истребитель. То есть, первичен именно вариант с кабиной инструктора. Да это хорошо видно на фото: - задняя кабина превращена в гаргрот.
http://images.vfl.ru/ii/1587377505/a0968c26/30273107_m.jpg
"Як-7 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Был разработан на заводе № 301 вскоре после начала войны по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ бригады ОКБ А. С. Яковлева во главе с ведущим инженером К. В. Синельщиковым, на базе учебно-тренировочного самолёта Як-7УТИ."

Отредактировано deos54 (20-04-2020 17:14:11)

+4

5

Аркадий1946 написал(а):

Кто-то может квалифицированно прокомментировать этот фрагмент?

Это абсолютно нереально. Отказ руля высоты приводит к полной потере управления. но в средствах массовой информации до сих пор существует формулировка: - Пилот уводил самолет от жилых районов.  Ну да... неуправляемый...

0

6

Аркадий1946 написал(а):

руль глубины перестал слушаться

Правильно - руль высоты. (хвостовое оперение заклинило).

Аркадий1946 написал(а):

летчик уже выполнил задание и шел на снижение

Заклинило руль высоты во время снижения, поэтому начал снижаться под определённым углом без возможности его изменения.
При этом, предположительно, мог управлять самолётом только влево или вправо.

Аркадий1946 написал(а):

он стал искать место для посадки в городе

Искал место для посадки поворачивая самолёт в стороны, но при этом неизменно быстро снижаясь.

Аркадий1946 написал(а):

стремился он к площади Ленина, даже выпустил шасси...

Была возможность дотянуть до Ленина, где была большая площадка для возможной посадки.
Но нос самолёта был сильно накренён вниз в момент касания земли, поэтому случилось то, что случилось...
...
Сам не пилот, возможно ошибаюсь.

Отредактировано VECTOR (20-04-2020 19:13:17)

+2