НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Новосибирский мелькомбинат № 1 на ул. Большевистской

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Отдельной темы по этому предприятию на форуме не нашел, как положено делаю загадку :-) Временной интервал его становления лучше бы было обозначить 30-е - 40-е, но раз запуск в эксплуатацию был в 40-х, то значит делаю тему здесь

Отредактировано Valer54 (13-06-2013 09:24:55)

0

2

http://images.vfl.ru/ii/1604333572/608dc547/32161828_s.jpg

0

3

Мелькомбинат № 1

0

4

Чуть позже
http://images.vfl.ru/ii/1604333609/bf3c0389/32161835_s.jpg

За фото спасибо Славе Степанову

Выдержки из книги "История промышленности Новосибирска. Том I. (Начало, 1893 – 1917)".  стр. 389 – 441.

В связи с общей индустриализацией Западно-Сибирского края, правительством страны планировался рост промышленного населения и рост потребления продовольствия. К 1937 году потребности в муке только постоянного рабочего населения определялись в 677 тысяч тонн зерновых единиц – т.е. мощности существовавших мельниц не покрывали внутренней потребности края. При составлении первых пятилетних планов учитывалось, что уже на момент их составления Сибирь являлась одним из основных зерновых районов СССР, на ее потенциале базировалось снабжение целого ряда промышленных центров. Наконец, необходимость развития мукомольной промышленности диктовалась потребностью приблизить переработку к сырьевой базе.

16 июля 1928 года вводится в строй новый хлебозавод на ул. Фабричной. Всего же за годы первой пятилетки в Новосибирске вступили в строй первый механизированный хлебокомбинат, а за годы второй и третьей – еще два.

14 февраля 1933 года Совнарком СССР принял постановление о начале плановых проектных работ по созданию в Новосибирске Мельзавода № 5 в подчинении треста «Главмука» (нумерация почти всех предприятий в тридцатые и сороковые годы давалась произвольно, что было связано с повышенной секретностью объектов народного хозяйства). Строительство мелькомбината началось в 1937 году с возведения элеватора емкостью 48 тыс. тонн.

Элеватор возводился с огромным напряжением сил всех тружеников, которых торопили со сроками завершения строительства. В то время это было самое высокое здание в городе – по современным меркам элеватор можно сравнить с 12-этажным домом.

Новосибирский облисполком 3 апреля 1939 года обращается в наркомат заготовок по вопросу энергоснабжения строящегося мелькомбината. Проблема – нужен трансформатор мощностью 5,6 тысячи кВа. Одновременно решается и проблема строительства канализационного коллектора. Решено привлечь к участию в расходах по строительству сам мелькомбинат, Томскую дорогу, завод «Труд», винзавод, завод «Большевик».

В 1941 году завершено строительство элеватора, в котором впоследствии было установлено очистительное оборудование и налажена работа по приемке и обработке зерна. Заложен нулевой цикл здания мельницы, однако строительство пришлось приостановить – началась война.

В военный 1942 год на Мельзавод № 5 привезли строителей, слесарей-наладчиков, энергетиков, опытных мукомолов – готовились к пуску мельницы. Людей присылали не только с предприятий Новосибирской области, но и с заводов Алейска, Рубцовска. Когда мельница была построена, начались проблемы с наладкой и пуском оборудования: для многих, даже опытных мукомолов, оказалось неожиданным, что машины нужно разместить на восьми этажах.

В 1943 году ввели первую секцию мельницы. Мельзавод начал работу по переработке зерна и выпуску муки, которая складировалась в зерноскладах.

14 марта вышел приказ по Мелькомбинату № 5, согласно которому первый директор Фисенко начал выполнять свои обязанности по управлению комбинатом. Этот день и принято считать днем рождения Новосибирского мелькомбината № 1.

Мелькомбинат считался предприятием всесоюзного значения, в его основную задачу входили организация и обеспечение выполнения государственных планов выработки муки и крупы в установленных объемах и ассортименте. Эти объемы и ассортимент определяла война, которая требовала для фронта не только сибирских дивизий, сибирского оружия, но и сибирского хлеба. Находящаяся в тылу, Сибирь стала главной житницей страны.

В 1944-1945 годах строительство Новосибирского мельзавода № 5 все еще продолжалось: были устранены недоделки по первой секции мельницы; проводились работы по механизации трудоемких процессов. Именно в военное время произошло изменение схемы технологического процесса в мельнице, в результате чего зерноочистительное и размольное отделения были разбиты на первую и вторую секции, а в выбойном отделении установлена автоматическая подача мешкотары. Для организации технической учебы во всех цехах и бригадах с целью обеспечения технически грамотной и культурной эксплуатации предприятий в приказном порядке устанавливалось обязательное обучение по схеме технологического процесса.

Работники Мельзавода № 5 были настоящими энтузиастами своего дела, ведь в 1944-1945 годах, наряду с недостатком питания и тяжелой интенсивной работой в цехах, они вели рационализаторские работы, которые с успехом применялись на практике. К примеру, по их предложению были изменены схемы рассевов, коммуникации в зерноочистительном отделении, более эффективно стал использоваться вальцовый парк. В тот год 147 рабочих носили звание стахановцев. 35 работников были представлены обкомом ВКП (б) к награждению медалью «За доблестный труд» и Почетными грамотами.

К середине 1950-х годов он существенно изменился: поменялось устаревшее оборудование в лаборатории, на элеваторе и мельнице; регулярно проводился ремонт аспирационных систем, а, значит, здоровье каждого работника было лучше защищено от производственных заболеваний и травм.

В те годы Обь еще сохраняла свое значение главной транспортной магистрали, и 100 тысяч тонн зерна мелькомбинат принимал « с воды» – на причале с применением нового зерноперегружателя было разгружено более 200 судов и барж. Мощность этого механизма была рассчитана на три тысячи тонн в сутки, но из-за того, что зерно речниками доставлялось влажным, слежавшимся, рабочие комбината вынуждены были лопатами взрыхлять массу зерна. Выработка при этом оказывалась ниже нормы.

0

5

На фото трамвайная линия имеет уже 2 пути - знач может это уже 1960-е гг

0

6

Valer54 написал(а):

За фото спасибо Славе Степанову

кто-то срисовал
http://i67.fastpic.ru/thumb/2014/0908/e9/931067da6396c9ec458575c1f10f1be9.jpeg

0

7

http://images.vfl.ru/ii/1553576498/83e0f8d1/25921908_m.jpg
   фото с подписью : "Прием зерна на мелькомбинате".
     Часики видны :)

Отредактировано Женя (26-03-2019 12:04:53)

+6

8

http://images.vfl.ru/ii/1583264095/3449f2b0/29768104_m.png

В те годы Обь еще сохраняла свое значение главной транспортной магистрали, и 100 тысяч тонн зерна мелькомбинат принимал « с воды» – на причале с применением нового зерноперегружателя было разгружено более 200 судов и барж. Мощность этого механизма была рассчитана на три тысячи тонн в сутки, но из-за того, что зерно речниками доставлялось влажным, слежавшимся, рабочие комбината вынуждены были лопатами взрыхлять массу зерна. Выработка при этом оказывалась ниже нормы.

Отредактировано Mishania (04-03-2020 02:37:11)

+1

9

Mishania написал(а):

...зерно речниками доставлялось...

А откуда оно везлось речниками?

Если зерно было американское и канадское.. уж не с самой ли Обской Губы и Северно-Ледовитого??.

0

10

Михаил Цененко написал(а):

А откуда оно везлось речниками?

с Алтая, вестимо. С Ордынки

0

11

https://i.ibb.co/jDxG9X9/06-10-1978.jpg
Подача состава с зерном к разгрузочному механизму комбината. Поляков Анатолий  06.10.1978 год.

Отредактировано Gelo p (27-09-2022 18:39:42)

+2

12

Панорама

https://images.vfl.ru/ii/1664288167/d1209a9d/38589513_m.jpg

+1

13

Еще два вида

https://images.vfl.ru/ii/1664288423/57328ef8/38589516_m.jpg

https://images.vfl.ru/ii/1664288424/e47da3c6/38589517_m.jpg

+3