НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новониколаевск » Церковь в честь Воскресения Христова (Старокладбищенская)


Церковь в честь Воскресения Христова (Старокладбищенская)

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Почему-то нет отдельной темы, все обсуждения по ней разбросаны по форуму :-(

Вот, вот и вот

Отредактировано Valer54 (29-01-2013 08:54:47)

0

2

http://s2.uploads.ru/t/VaXTg.jpg

http://imgdepo.com/thumb/2016/Sep/07/4b92a3e1.jpg

0

3

Кладбищенская (ЦПКиО)?

0

4

Церковь в честь Воскресения Господня Новониколаевска

0

5

Видимо ранее на форуме обсуждали за неё и в памяти осталось,что церковь располагалась примерно где щас "Хозяйственный корпус"(красный). Я прав?
http://savepic.ru/11369378m.jpg

Отредактировано Андрей Пилипенко (14-09-2016 19:10:23)

0

6

Андрей Пилипенко написал(а):

Видимо ранее на форуме обсуждали за неё и в памяти осталось,что церковь располагалась примерно где щас "Хозяйственный корпус"(красный).Я прав?

Да, Андрей, напротив 94 кв. Между Журинской и Гуляевской (Романова).

Отредактировано Andrey (28-01-2013 23:28:40)

0

7

Источник: "Образование и православие"
в источнике последнее время меняются ссылки на страницы, а также исчезает материал, поэтому решил основное перенести сюда

В 1907 году в Новониколаевске на городском кладбище под патронажем членов церковного попечительства, существовавшего при храме Александра Невского, и на добровольные пожертвования горожан, а также при непосредственном участии протоиерея Диомида Чернявского была построена церковь Воскресения Христова.

http://s3.uploads.ru/t/X5AyK.jpg

Необходимость такого кладбищенского храма, одновременно осуществлявшего функции приходского, была велика. Жители района, образовавшегося близ Ипподрома, оказались удалены на значительное расстояние от других церквей города.

Собранной суммы, оказалось достаточно лишь для строительства небольшого деревянного храма. Новая церковь имела один престол – в честь Воскресения Христова. 7 октября 1907 года благочинный Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил ее с благословения епископа Бийского Иннокентия.

Первоначально службы в Воскресенском храме совершались священниками собора Александра Невского. Лишь спустя почти пять лет, 11 июня 1913 года по Указу Святейшего Синода при Воскресенской кладбищенской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом, состоящим из двух священников и двух псаломщиков. Настоятелем храма стал священник Михаил Бессонов. Михаил Бессонов служил настоятелем храма до 1916 года.
Следующим и последним настоятелем храма стал священник Александр Поспелов.
В Воскренской церкви о. Александр прослужил до июня 1927 года. 15 июня 1927 священник Александр Поспелов был арестован «за связь с монархистами» по ст. 58-5 УК РСФСР, осуждён Коллегией ОГПУ 26 августа 1927 года к 3 годам лишения свободы.

Внутреннее убранство храма, как следует из рапорта настоятеля храма, было весьма скромным: голые, неоштукатуренные стены, самые дешевые иконы Суздальской работы. В 1915 году, заботами прихожан недостаток убранства был устранен и она, по свидетельству документа, имела уже вполне «благолепный вид».

В 1914 году Воскресенская церковь насчитывала 2419 человек прихожан. В рапорте о церкви за 1915 год отец Михаил отмечал замеченные в обществе явления, «противные правилам веры и благочестия», такие как хулиганство и сквернословие.

Своевременно причтом были приняты меры против них, а «чтобы сильнее запечатлеть указанные разъяснения» вывешивались на видных местах в городе соответствующие плакаты. Причт не заметил «особого неверия и свободомыслия» в своем приходе, «а если и были единичные случаи, то таковые разъяснялись прихожанам на чтениях в храме или устно при помощи брошюр».

Как и другие православные храмы, причт Воскресенской церкви занимался общественной работой. Сохранились отрывочные документы, свидетельствующие, что при церкви существовало общество трезвости, устав которого был утвержден 18 июня 1914 года.

С началом первой мировой войны в приходе Воскресенского храма появились существенные изменения. В отчете благочинному Новониколаевских церквей протоиерею Николаю Никольскому о. Михаил Безсонов указывал, что вверенный его заботам храм посещают «военнопленные славяне, в частности: галичане и карпаторуссы-униаты». Новые прихожане, держались обособленно, но службы посещали усердно и даже подавали «записки о здравии себя и своих родных». Священники храма не проводили с ними специальных собеседований «из-за их постоянно меняющегося состава и плохого знания русского языка».

В связи со значительными изменениями границ города, произошедших к концу двадцатых годов, кладбище перенесли в более удаленный район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а старокладбищенскую церковь решено было закрыть.

Закрытие Воскресенской церкви формально было тщательно подготовлено целым пакетом документов: имелся «наказ избирателей», адресованный райисполкому, постановление горсовета. В редакцию газеты «Советская Сибирь», в городскую администрацию поступали письма с требованиями закрыть Кладбищенскую церковь. Сохранились некоторые из них: «Мы рабочие завода «Труд» единогласно присоединяемся к вызову рабочих цен. эл. ст. и постановили: закрыть собор на проспекте, и церковь на Октябрьской площади. Просить горсовет собор передать под клуб металлистов, а церковь под детские ясли. Молельный дом около штаба Красной Армии передать безбожникам, и кладбищенскую церковь под музей безбожников. Поддерживаем требование самарских рабочих о снятии колоколов, и передачи их в пользу постройки социалистического города и вызываем лесозавод № 3,алтдепо, водонасосную станцию, винзавод, дрожзавод и мылзавод последовать нашему примеру».

«Заслушав сообщение т. Клинцова о закрытии Старокладбищенской церкви, молитвенных домов против штаба СИБВО и угол ул. Каменской и Журинской, а также мечеть; и о снятии колоколов с церквей в фонд индустриализации. Мы, курсанты краевых кооперативных курсов С.К.С, учитывая кризис школьных помещений и недостаток цветных металлов, просим Горсовет досрочно расторгнуть договор по аренде вышеуказанных помещений и передать под школы, а колокола снять и передать в фонд индустриализации. 9 января 1928 года».

Но, несмотря на такую тщательную подготовку властей, закрытие храма стало поводом для крупного возмущения горожан.

В фондах Новосибирского облархива сохранилась сводка ОГПУ, в которой подробно описаны события, связанные с закрытием Воскресенской церкви:

“Оперативная сводка ОГПУ о противодействии верующих закрытию старокладбищенской церкви на улице Серебренниковской в Новосибирске.
28 апреля1930г.
секретно

28.IV.1930г., в г. Новосибирске во время закрытия Старо-кладбищенской церкви по Серебренниковской ул. (сад С.Т.С.) собралась толпа до 1000 чел., большинство из коих женщины, по-видимому, прихожане этой церкви.

Группа женщин престарелого возраста, около 200 чел. - фанатичек, организовали «волынку» («волынки» на профессиональном жаргоне чекистов в конце 20-начале 30-х гг. открытые массовые выступления населения (преимущественно женские по своему составу), направленные против политики властей - прим. авт.), противодействуя представителям власти.

Закрытие церкви проводилось на основании наказа избирателей, подтвержденного постановлением горсовета и утвержденного ЦИКом.

Постановление ЦИК общине было вручено своевременно, но со стороны совета церковной общины, мер к широкому опубликованию и недопущению “волынки” со стороны верующих принято не было. А наоборот, было установлено дежурство около церкви, на случай извещения верующих.

Около 11 час. дня явившаяся комиссия по принятию инвентаря и закрытию церкви встретила в помещении церкви молящихся, после окончания молебствия часть разошлась по домам, а часть во главе с гражданкой Игнатьевой, безработной пенсионеркой, кончившей епархиальное училище, в прошлом женой инженера, организовала молебствие, закрывшись в церкви.
Вскоре возле ограды церкви собралась толпа по преимуществу женщин пожилого возраста, с барахолки собрались торговки и спекулянтки. Обступив ограду, подняли крик и вой, не допуская представителей власти и сов. общественности к исполнению возложенных поручений. Присутствующими членами церковного совета, в частности ст. сторожем (фамилия не установлена), мер к ликвидации «волынки» принято не было. Среди собравшейся толпы к 2 час. дня появились отдельные лица (до 10 чел.), с топорами, причем один из них бросил топором в милиционера, но не попал (задержан милицией). Фанатизм верующих доходил до того, что часть из них била милиционеров кулаками, плевали в лица, закидывали грязью. Вызванным усиленным нарядом милиции удалось оттеснить толпу, а с помощью вызвавшихся добровольцев из числа грузчиков и рабочих - закрыть церковь и сбить кресты. Около 8 час. вечера под крики “ура» присутствующих, вой, и плач части верующих был сброшен главный купол и крест. К 10 час. вечера площадь была свободна. Среди собравшейся толпы отдельные элементы (часть из них задержана милицией) вели антисоветскую агитацию, подстрекая противодействовать закрытию церкви. Слышались угрозы по адресу власти, поджечь церковь, отомстить кровью за производимые насилия.

Начальник учетно-осведомительного
отдела ПП ОГПУ по Сибкраю Лупекин
Помощник начальника
учетно-осведомительного отдела Флоринский
Уполномоченный Герасимов “

(ГАНО.Ф. Р-1228,Оп.3,Д.17,Л. 654 – 655. Заверенная копия.)


http://s2.uploads.ru/t/WvyRX.jpg
Воскресенская церковь после закрытия в 1930 г.

В июне 1931 года на территории бывшего кладбища открылся Центральный сад имени Сталина (ныне Центральный парк культуры). В саду были оборудованы душ, солярий, тир, качели, физкультурный городок. А 15 января 1952 года в помещении бывшей Воскресенской церкви разместился планетарий. В его оборудовании принял участие профессор Новосибирского строительного института Е.А. Ащепков.

В 1960 году на части кладбищенской территории был открыт театр музыкальной комедии.

В 1963 году после пожара планетарий был закрыт и переведен в Геодезическую Академию, а здание церкви - разобрано. Недолгое время на месте храма находилась танцплощадка, а сейчас - один из аттракционов Центрального парка.

+1

8

«Под пионерский клуб будет оборудовано здание бывшей церкви на Серебренниковской улице, рядом с садом СТС. На ремонт здания горОНО составлена смета на 4158 руб.»
("Сов. Сибирь", 21 августа 1930 г.)

+1

9

Andre написал(а):

рядом с садом СТС.

Интересно,а что такое СТС?

0

10

Андрей Пилипенко написал(а):

СТС


http://s3.uploads.ru/t/hcOTJ.gif Сад Товарища Сталина

0

11

Тогда его курировал профсоюз СовТоргСлужащих.

0

12

Andre написал(а):

«Под пионерский клуб будет оборудовано здание бывшей церкви на Серебренниковской улице, рядом с садом СТС. На ремонт здания горОНО составлена смета на 4158 руб.»
("Сов. Сибирь", 21 августа 1930 г.)

Все правильно. Сначала пионеров на кладбище, а потом  и музкомедию, чтобы не скучно было :)
Единственный плюс - в городе появился планетарий.

+1

13

Андрей Пилипенко написал(а):

что такое СТС?

типа общество советских приказчиков)

0

14

Natalya написал(а):

типа общество советских приказчиков)

Почему приказчиков? Работников торговли.

0

15

Valer54 написал(а):

В 1963 году после пожара планетарий был закрыт и переведен в Геодезическую Академию, а здание церкви - разобрано.

Попалась такая информация про прибор - планетарий "Малый  Цейсс" :"15 января 1952 года в помещении бывшей церкви разместился планетарий,  который был оснащен лучшим оборудованием. Прибор — планетарий «Малый Цейсс» — изготовлен на Народном предприятии «Карл Цейс Йена» в ГДР.

Новосибирский Планетарий пользовался большой популярностью у детей и взрослых. По рассказам жителей они бывали в Планетарии неоднократно. В 1963 году церковь  в парке снесли, а прибор планетарий в упакованном виде складировали под трибунами стадиона. Пролежал он там пять лет, пока в лабораторном корпусе НИИГАиК не был построен специальный «Звёздный зал» со сферическим куполом диаметром 6 метров."

+1

16

Ольга ПР написал(а):

Попалась такая информация про прибор - планетарий "Малый  Цейсс" :"15 января 1952 года в помещении бывшей церкви разместился планетарий,  который был оснащен лучшим оборудованием. Прибор — планетарий «Малый Цейсс» — изготовлен на Народном предприятии «Карл Цейс Йена» в ГДР.

Вот этот прибор

Советская Сибирь № 12 от 15 января

http://imgdepo.com/thumb/2017/Mar/24/c7490b8b.jpg

А это приглашение

Советская Сибирь № 70 от 22 марта

http://imgdepo.com/thumb/2017/Mar/24/285aa8df.jpg

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно!
(Карнавальная ночь)

+1

17

1952 оцифрован? Или частные встречи?

0

18

golod написал(а):

1952 оцифрован? Или частные встречи?


Оцифрованы номера которые сохранились, много пробелов.

0

19

Andrey написал(а):

Да, Андрей, напротив 94 кв. Между Журинской и Гуляевской (Романова).

Отредактировано Andrey (28-01-2013 23:28:40)

Я слышал такие версии (подчеркну - версии) о местоположении церкви:
Версия № 1 - на месте церкви сейчас эстрада
Версия № 2 - (со слов актрисы Оперного театра Н.А. Дезидериевой-Буда): "церковь была сбоку от аллеи, которая идет к театру музкомедии. Там, где афиши, с правой стороны (если стоять лицом к театру)". К сожалению, переспросить-уточнить не у кого. Т.к. Надежда Александровна уже умерла.

0

20

Юджин написал(а):

Я слышал такие версии (подчеркну - версии) о местоположении церкви


На старых планах города местоположение церкви отмечено. Старые фото есть, по которым можно сделать привязку.
И мы конечно обсуждали. Здесь

0


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новониколаевск » Церковь в честь Воскресения Христова (Старокладбищенская)