НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Костел св. Казимира

Сообщений 1 страница 50 из 70

1

.

увеличить

0

2

Костел.
Вид с улицы Иркутской.
Фотография 1909-1916 гг.

В посёлке Новониколаевске, ещё до возведения его в ранг города, имелась римско-католическая община, числившаяся филиацией Томского католического прихода. Молитвенный дом общины был построен на добровольные пожертвования в 1902 г. Параллельно с ростом Новониколаевска увеличивалось и число прихожан. Поэтому на земельном участке, находившемся в безвозмездном пользовании Новониколаевской католической общины, в 1905 г. в присутствии инженера Коссовского, членов строительного комитета и прихожан был заложен фундамент каменного костёла. Проект был выполнен инженером Венером. В 1909 г. строительство завершилось, и 12 мая костёл был освящён во имя святого Казимира.

Участок, принадлежавший общине, находился в районе пересечения улицы Иркутской и Обского проспекта. Кроме костёла там размещались польская школа и клуб, амбар, ледник, а также римско-католическое кладбище.

В 1931 г. (по другим сведениям в 1938 г.) костел был закрыт и отдан под склады, затем под клуб работников Промсовета. Более поздние варианты его использования неизвестны.

Здание было разрушено ориентировочно в середине 1960-х гг., когда началось строительство ЦУМа, ступени которого разместились на месте бывшего костёла.

0

3

очень хотелось бы увидеть фото этого милого здания в годы так 30-50-е. Может, кто-то меня порадует?

0

4

в конце 80-х, в эпоху борьбы за возвращение церквей, мне католики показывали несколько другое место. Костел стоял (и стоит!) напротив Цума на С-Щедрина, 24. На его стены посадили другое здание. Я помню то старое красное кирпичное здание, оно напоминало католический храм.

Отредактировано golod (08-03-2011 23:06:00)

+1

5

golod написал(а):

Костел стоял (и стоит!) напротив Цума на С-Щедрина, 24.

С-Щедрина, 24 - это сейчас где? В 2-гисе такого нет.

К.Ощепков выложил в инете фотографии, предоставленные ему Ольшевской Натальей Сергеевной. На одной из них панорама, сделанная в 1957 году со здания управления Томской железной дороги мужем Натальи Сергеевны Владимиром Ивановичем Юдушкиным. На фрагменте панорамы "Виден костёл, который большевики давно превратили в хозяйственную постройку. Прямо по курсу здание Сибирская, 31. Перед ним массив домиков, где через несколько лет, построили школу 168. Прикидывая по снимку, понял, что костёл стоял на углу улиц Иркутской и Потанинской, аккурат на месте ступеней ЦУМа. Об этом я где-то читал ранее."(текст К.Ощепкова).

По-моему вполне всё понятно.

увеличить

увеличить

0

6

Извините, конечно, Комсомольский, 24
По фото. Как то не тянет это здание на костел (см. фото первого поста). К тому ж оно деревянное. А что стоит на ступенях Цума - это верно. Но тогда повышаются шансы у версии замуровывания костела в Комсомольский, 24

0

7

Люблю новые версии, ещё бы где доказательств взять.

golod написал(а):

Как то не тянет это здание на костел (см. фото первого поста). К тому ж оно деревянное.

Уточним: у Ощепкова (так я понимаю) речь об этом здании

увеличить

0

8

я об этом

0

9

Почему Вы решили что оно деревянное? Там только крышу видно и остатки башни.
А на этом фрагменте, кстати Салтыкова-Щедрина просматривается и Комс. пр. 20, а на месте № 24 ничего. Если развалины, то м.б. и не видно.

увеличить

0

10

понял, речь не про здание на переднем плане, а про то что за ним. Там, оказывается, даже стрелочка стоит. Похоже. Но как я вижу относительно здания школы впереди, у этого здания алтарь смотрит на юг, а обязан на запад. Правда Комсомольский 24 тоже не на запад. Загадка...

0

11

Olga написал(а):

Прикидывая по снимку, понял, что костёл стоял на углу улиц Иркутской и Потанинской, аккурат на месте ступеней ЦУМа. Об этом я где-то читал ранее."(текст К.Ощепкова).

Во как! Да тут дискуссия!
Беру свои слова обратно. Я произвёл более тщательные замеры, и вот  результаты. Костёл размещался на углу ул. Иркутской и Комсомольского проспекта. Всё правильно, на ступенях ЦУМа. Смотрите на картинку.

http://uploads.ru/t/7/E/r/7ErZu.jpg

Известно, что фотограф снимал со здания управления железной дороги. По фото видно, что правая сторона ул. Енисейской находится точно по линии на фотографа. Эти дома и сейчас стоят. Проводим по ним линию № 1 и на крыше управления железной дороги находим место съёмки. Далее смотрим на снимок и видим, что колокольня костёла находится на одной линии с уступом на доме Сибирская, 31. Проводим на спутниковом снимке линию № 2 от этого уступа до места съёмки. Теперь мы знаем на какой линии должен находиться костёл. По фото понятно, что он стоит на углу ул. Иркутской, и ещё какой-то улицы. Логично предположить, что это Комсомольский проспект. Отмечаем место расположения костёла крестиком. Всё!
Ещё раз огромное спасибо Владимиру Ивановичу Юдушкину, который фотографировал в 1957 году эту панораму. Увы, его уже нет с нами. Огромное спасибо Ольшевской Наталье Сергеевне, которая предоставила эти фото для публикации.

0

12

Ощепков написал(а):

Беру свои слова обратно.

Может не так резко. Башня костёла ближе к Обскому проспекту, да.
Но территория костёла ограничивалась улицами Обской проспект, Иркутская и Потанинская.

Когда мы дискутировали, я тоже пыталась чертить тогда(не так красиво  :dontknow: ) и пришла к вышесказанному выводу.

0

13

http://about-nsk.ru/kostel/  ...... и еще где-то
Здание было разрушено ориентировочно в середине 1960-х гг., когда началось строительство ЦУМа, ступени которого разместились на месте бывшего костёла.

0

14

У нас в посте 2 тоже самоё написано. Но одно дело иметь чей-то текст, а другое самому на основании фотографий сделать вывод.

0

15

Tala Dok написал(а):

В 1931 г. (по другим сведениям в 1938 г.) костел был закрыт и отдан под склады, затем под клуб работников Промсовета. Более поздние варианты его использования неизвестны.

В декабре 1936 года костел, отданный конторе Мехторга, у этой конторы отобрали, так как она неэффективно использовала эту площадь. Затем здание Горсовет предложил занять Кагановичскому райкому партии. А в самом начале 30-х Горсовет распорядился разместить здесь контору... по ремонту обуви. (данные городского архива)

+1

16

:crazyfun: Райком партии - в костёле.

0

17

Olga написал(а):

Райком партии - в костёле.

многие храмы  располагались на месте языческих святилищ. Преемственность

0

18

Здравствуйте, искал информацию про костел, так и набрел на ваш форум, зачитался.
Выложу материал, который нашел в интернете по этому вопросу
http://uploads.ru/t/4/o/D/4oDjc.jpg
http://uploads.ru/t/r/H/J/rHJoK.jpg
http://uploads.ru/t/I/2/F/I2FYi.jpg
http://uploads.ru/t/q/C/v/qCv4S.jpg
http://uploads.ru/t/P/h/D/PhDZK.jpg

Зеленым показан участок, отведенный под костел, наложенный на современный топоплан.
Привязан участок по сохранившимся осям улиц
И памятный камень, установленный на газоне около ЦУМа, достаточно точно указывает местоположение здания.

Отредактировано Oberon (15-04-2012 20:56:09)

0

19

Вы бы его на фото гугл земля наложили....Было бы понятнее местоположение. Совсем недавно мы на форуме вот так определили местоположение Никольской церкви Кривощёково....

0

20

Oberon написал(а):

нашел в интернете по этому вопросу

А где? Ссылочку можно?

0

21

вот ссылка: Видео

0

22

Шикарный материал католики сделали. Вот пример любви даже не своей истории.
Качество хроники хорошее. Это кадры с постройки действительно нашего моста?

Отредактировано golod (17-04-2012 22:32:02)

0

23

Спасибо Oberon, забыла совершенно про этот фильм. Когда-то мне не понравилось, что рассказывая о строительстве жд моста, вставили хронику про строительство Комсомольского моста.
Но зато здесь есть план костёла!

0

24

Olga написал(а):

вставили хронику про строительство Комсомольского моста

я тоже так подумал - лица другие, пленка лучше

еще читал, что здесь было католическое кладбище. Небольшое, конечно. На плане (пост 18) справа вверху не могильные ли участки разграфлены. В фильме это могли не упомянуть по этическим соображениям.

Отредактировано golod (17-04-2012 23:22:19)

0

25

golod написал(а):

На плане (пост 18) справа вверху не могильные ли участки разграфлены.


Кто знает, захоронения около церквей было делом естественным.

0

26

Повторил съемку с  крыши ЖД управы.
http://uploads.ru/t/V/d/N/VdNsg.jpg

очистил все лишнее, оставив только костел.
http://uploads.ru/t/M/q/u/MquNJ.jpg

Еще к слову о польской общине в Ново-Николаевске, у меня хранится карманный молитослов на польском 1902г выпуска.
Найден моим отцом, когда он ребенком еще лазил по развалинам деревянных домов на ул. Потанинской.
Наверняка принадлежал кому-нибудь из прихожан этого костела. Сделаю фото, выложу.

Отредактировано Oberon (16-05-2012 23:31:04)

+3

27

Oberon написал(а):

Повторил съемку с  крыши ЖД управы.
очистил все лишнее, оставив только костел.


Отлично! Теперь всё наглядно видно!

0

28

Oberon написал(а):

очистил все лишнее, оставив только костел.


Спасибо, очень наглядно.

0

29

Вот такой любопытный план удалось мне скопировать. http://uploads.ru/t/o/E/P/oEP6M.jpg
На данном плане видно расположение костёла. План любезно предоставлен Музеем сибирской архитектуры им. Баландина.http://uploads.ru/t/O/U/b/OUbkL.jpg

0

30

Ощепков написал(а):

Вот такой любопытный план удалось мне скопировать.


Очень!
За костёлом, на пересечении будущих пр.Димитрова и Вокзальной магистрали - школа (2смж - наверное 2-х сменная женская)

0

31

Olga написал(а):

(2смж - наверное 2-х сменная женская)

Ольга, маленько поправлю: 2 смж - это двухэтажное смешанное (очевидно первый этаж - каменный, второй - деревянный) жилое здание. Аналогично другие сокращения - кн, кж, дн, дж и т.д.

0

32

Andre написал(а):

2 смж - это двухэтажное смешанное (очевидно первый этаж - каменный, второй - деревянный) жилое здание.

Верно, Андрей. Но это все равно здание сначала польской школы при костеле, потом, видимо, по Ольгиному варианту

Отредактировано golod (14-06-2012 22:58:02)

0

33

Спасибо Andre.
Если бы ещё все расшифровали, а то я в этом ни бум-бум.

0

34

Andre написал(а):

другие сокращения - кн, кж, дн, дж

Olga написал(а):

Если бы ещё все расшифровали

кн - кирпичное (каменное) нежилое
кж - кирпичное жилое
дн и дж - деревянное нежилое и жилое, соответственно
еще бывает ПН и ПЖ - панельное
цифра впереди - это этажность строения, м.б. 2-3КН, что означает здание переменной этажности.

0

35

Olga написал(а):

2смж - наверное 2-х сменная женская


Нет, это означает 2-х этажное здание СМешанного типа (каменный низ, деревянный верх) Жилое.

КЖ- жилой огнестойкий(каменный)
ДЖ или просто Ж - жилой неогнестойкий
Н - не жилой не огнестойкий
КН - нежилой огнестойкий

Это выкопировка с дежурного плана Новосибирска 1960 года, очень интересно...
Видимо это проект перепланировки квартала ул.Сибирская - Вокзальная магистраль - пр. Димитрова,
После которой исчез костел и появился ЦУМ.

Интересно, к костелу подходит водопровод, но нет канализации, а у школы наоборот, выход канализации есть, а водопровода нет,
не верю, где-то ошибочка тут)

Отредактировано Oberon (15-06-2012 09:49:51)

0

36

Спасибо всем, теперь буду знать, что обозначают все эти буковки.

0

37

golod написал(а):

в конце 80-х, в эпоху борьбы за возвращение церквей, мне католики показывали несколько другое место. Костел стоял (и стоит!) напротив Цума на С-Щедрина, 24. На его стены посадили другое здание. Я помню то старое красное кирпичное здание, оно напоминало католический храм.

Раскопки моего архива продолжаются. И выплывают интересные документы.
http://s2.uploads.ru/t/ZmAP9.jpg
Вот, значит, почему у меня в памяти сидит другое место. А журналистка, значит, ошибалась, в мы, значит, пытались ввести Лымаря в заблуждение.
http://s2.uploads.ru/t/7jnkT.jpg

http://s2.uploads.ru/t/1HZAy.jpg

0

38

Журналистка, получается, здание бывшего химзавода за костёл принимала...

0

39

Valer54 написал(а):

Журналистка, получается, здание бывшего химзавода за костёл принимала...


Кто знает, кто и что за что принимал, но надо конечно обладать достаточной долей фантазии, чтобы принять это здание за костёл :-)

http://s2.uploads.ru/t/8kTEF.jpg

0

40

Любопытное воспоминание:

«Для меня костел был самым прекрасным и святым местом на земле. Меня всегда поражала величественность здания костела. Оно было построено в готическом стиле  и не походило ни на какое другое в городе. Когда мы с мамой и бабуней шли на мессу, я замирала от счастья и какого-то благоговейного чувства, переполнявшего меня. Я помню зеленый веселый двор со множеством цветов и аккуратными дорожками, посыпанными желтым гравием. Помню огромный колокол, звон
которого был какой-то особенный, непохожий на звон, который слышался из других храмов. Помню широкие ступени, ведущие в храм... Не передать чувства, которые охватывали моё детское сердце, когда я входила под величественные своды костела. Эта торжественная  тишина,  сверкающие  переливы  очень  красивой  хрустальной  люстры, льющей свет с высокого потолка, а потом
– неповторимые торжественные звуки  органа... Я забывала обо всем, охваченная чувством любви к Богу, к Его прекрасному дому и выходила оттуда в конце службы  просветленная, готовая всех любить и делать добро людям»  (Рыдзевска М. Воспоминания о старой католической церкви в Новосибирске наших старших прихожан // Сиб. католич. газ.. 1998. No 2. С. 5)

На самом деле органа не было, была фисгармония. Известно имя музыканта, который долгое время играл на ней в костеле - Станислав Михайлович Бах.

0

41

Здесь о храме святого Казимира

http://images.vfl.ru/ii/1511539893/15869c9f/19553848_s.jpg

Татьяна Недзелюк: Католицизм весьма «традиционен» для Сибири

Татьяна Недзелюк: Католицизм весьма «традиционен» для Сибири
СКГ, 4 мая 2009

В дни майской пастырской конференции Преображенской епархии состоялась презентация книги Татьяны Недзелюк, посвященной истории Римско-Католической Церкви в Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века. Татьяна Геннадьевна Недзелюк – кандидат исторических наук, член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, автор более 50 научных работ – стала гостем нашей редакции и любезно согласилась ответить на несколько вопросов.

Татьяна Геннадьевна, Вы – профессиональный ученый, который на протяжении многих лет занимается историей Католической Церкви в Сибири. Когда и при каких обстоятельствах Вы заинтересовались этой темой?

Действительно, я занимаюсь историей сибирских католиков с 1993 г. Я защитила по этой теме дипломную работу, потом – кандидатскую. В настоящее время я готовлю докторскую диссертацию, ее защита скоро состоится. Книга, презентация которой состоялась на пастырской конференции – это расширенный вариант моей кандидатской диссертации, которая была защищена семь лет назад, в 2002 г. Откуда появился этот интерес? В начале 90-х годов прошлого века, когда я была еще студенткой университета, философию нам преподавал о. Гвидо Грациани, а историю культуры – Паоло Пецци, ныне ставший архиепископом. Тогда тематикой Католической Церкви заинтересовались очень многие студенты. Правда, мой интерес тогда еще не ограничивался Западной Сибирью. Сначала я просто заинтересовалась католицизмом, потом – католицизмом в России. А моя дипломная работа была посвящена истории двух приходов: Новониколаевска и Томска. История новосибирского прихода насчитывает столетие, а томского – два столетия. Следующим шагом стало изучение истории других сибирских приходов. Сибирский католицизм представляет собой самую настоящую «целину» для ученого. Это – все еще неизведанная сторона истории нашего края. Среди сибирских католиков – очень много интересных людей. Было много ссыльных, многие другие приехали на строительство Транссибирской железной дороги. Было много представителей интеллигенции: архитекторы, инженеры, музыканты… Были профессора Томского университета, других учебных заведений. Работать с архивными материалами, отражавшими жизнь сибирских католиков, было очень интересно.

Если речь идет о сегодняшнем дне Католической Церкви в Сибири, следует ли говорить о продолжении традиции, или же это все-таки прерванная традиция, которая заново возродилась лишь в конце 80-х – начале 90-х годов?

Это – очень непростой вопрос. Конечно, можно говорить о сохранении корней, о некой преемственности. Об этом свидетельствует, в частности, нынешний состав прихожан. Когда я обращаюсь к метрическим книгам, то встречаю в них знакомые польские, немецкие фамилии. Очевидно, их прадедушки и прабабушки молились в начале XX века в новониколаевском храме, других католических храмах Сибири. Но, разумеется, среди сегодняшних прихожан появилось и много новых людей. Кроме того, за годы Советской власти в наших краях, в дополнение к католикам, проживавшим здесь до 1917 г., появились и иные католические семьи, прежде с сибирским регионом не связанные. В то же время, состав «коренных католиков» Сибири был в известной мере размыт. Культурная традиция сибирских католиков закладывалась в первой половине XIX века как по преимуществу польская традиция. В 1820 г. был освящен католический храм в Иркутске, в 1833 г. – в Томске. Тогда большинство прихожан составляли ссыльные поляки, попавшие в Сибирь после подавления восстаний, или просто участники польского национально-освободительного движения. Однако были и люди других национальностей: немцы, латыши, русские и даже финны. Существовали межсословные и межнациональные браки. Новая волна католических переселенцев пришла в Сибирь в начале XX столетия. Теперь уже люди переезжали в Сибирь из западных губерний Российской империи добровольно: в ходе Столыпинской аграрной реформы или на строительство Сибирской железной дороги. Тогда-то, в 1901 г., была зарегистрирована католическая община в Новониколаевске, приобретен первый молитвенный дом, а в 1909 г. был освящен храм св. Казимира. Все эти поколения сибирских католиков оставили свой след в метрических книгах. Эти книги ныне можно найти в архивах Новосибирска и других областных центров. Они доступны историкам, как и каждому российскому гражданину.

А каков был социальный состав сибирских католиков в начале XX века?

Самый разный. Конечно, были крестьяне, были рабочие, но были и специалисты, выпускники Варшавского университета, приехавшие в наши края, чтобы помочь в строительстве Транссибирской магистрали. Рабочие составили костяк Омского католического прихода. А вот Новониколаевский приход был в большей мере приходом интеллигенции. Среди прихожан мы встречаем инженеров, землемеров (район-то у нас по преимуществу аграрный), учителей, врачей… Вот, скажем, профессор Гумилевский, основатель первого в Новониколаевске родильного дома. Кстати, этот роддом и ныне существует. Имена многих представителей интеллигенции, католиков по вероисповеданию, упомянуты в Энциклопедии знаменитых людей Новосибирской области.

Как Вы считаете, католическая интеллигенция играла существенную роль в жизни Новониколаевска, Томска, других городов Сибирского региона? Ее присутствие было обозначено, явственно ощущалось?

Да, сохранились архивные документы, которые свидетельствуют о том, что у сибирских католических общин были свои оркестры, ими проводились благотворительные концерты, благотворительные вечера, устраивались выставки, содержались школы, приюты, больницы… Так что католическая община принимала самое активное участие в социальной и культурной жизни региона.

А были ли у них свои печатные органы?

Да. Например, в Новониколаевске выходил «Голос Сибири». Однако этот вопрос нуждается в дополнительном изучении. Приходские издания открывались и закрывались. Не все приходы имели свои постоянные печатные издания, но практически во всех были библиотеки. После большевицкой революции фонды этих библиотек были частью утеряны, частью разобраны частными лицами, а частью попали в фонды областных и городских библиотек. Так и в Новосибирской областной библиотеке до сих пор можно найти книги, ранее принадлежавшие Новониколаевскому католическому приходу. И в этой связи также можно говорить о вкладе католиков в культурную жизнь нашего края.

И какой же была дальнейшая судьба Новониколаевской католической общины и костела св. Казимира?

Храм после революции был закрыт, хотя и не сразу. С 1923 по 1935 г. община еще собиралась в храме, с 1935 по 1938 г. он функционировал как клуб, а с 1938 г. его помещения были переоборудованы под мастерскую по производству обуви. Католическая община формально продолжала существовать до 1938 г. Конечно, она существовала и позднее, поддерживалась католическая религиозная и культурная традиция, но ее существование отражено в документах лишь до 1938 г. До этой даты по документам можно определить состав новониколаевских прихожан. Специфика Новониколаевского прихода определялась тем, что этот город был узловой станцией Транссибирской магистрали. В 1920-21 годах началась репатриация поляков во вновь образованное независимое Польское государство, и тогда храм в Новониколаевске стал центром регистрации для сибирских католиков польского происхождения, уезжавших на постоянное жительство в Польшу. Все поляки, проживавшие в Сибири и желавшие уехать в Польшу, направляли свои документы в Новониколаевск, а приходской настоятель о. Николай Михасенок исполнял функции дипломатического представителя. Он принимал документы, оформлял свидетельства, и в документах Сибревкома всё это отражено. Есть и фотографии людей, подавших документы на выезд: кто-то из них сумел выехать, кто-то заболел, кто-то умер… По этой причине число подавших заявления много больше числа тех, кто в действительности уехал.

А какова история новониколаевского храма св. Казимира?

Его историю мы восстанавливали буквально по крупицам, сводя воедино данные документов Новосибирского городского и областного архивов, Томского государственного архива, Российского государственного архива, Национального архива республики Беларусь. Большую работу проделали сотрудники Новосибирского городского и областного архивов. Весомый вклад внесли и студенты Новосибирской архитектурно-строительной академии. Итак, в 1901 г. в Новониколаевске регистрируется католическая община. С 1902 г. в документах начинает фигурировать молитвенный дом. В 1904 г. в Томское строительное управление подается ходатайство о строительстве храма. Строительство храмов неправославных конфессий в Российской империи требовало также разрешения со стороны Министерства внутренних дел, и такое разрешение вскоре было получено. Уже в 1905 г. начинаются работы, фотографии строительных работ ныне хранятся в белорусском архиве, а к 1909 г. храм был построен и освящен архиепископом Яном Цепляком, совершавшим пастырский визит по католическим приходам России. Это событие имело место 12 мая 1909 г.

Что происходило с храмом и католической общиной после Октябрьской революции?

В 1918 г. последовал декрет Советской власти об отделении Церкви от государства. Однако отсюда еще не вытекало, что все храмы должны были быть закрыты. Католики, как и представители других неправославных исповеданий, не восприняли этот декрет на свой счет: по их убеждению, «отделить от государства» можно было лишь «государственную Церковь», а такой статус в Российской империи имела одна только Церковь Православная. На самом же деле декрет подразумевал нечто иное. Последовали законы от 1921 и 1923 года, лишавшие религиозные объединения статуса юридического лица. Следовательно, они лишались права владеть каким-либо имуществом. Они только могли арендовать у местных органов власти свое же собственное храмовое здание, согласно условиям специального договора. Договор, по которому католическая община Новониколаевска могла использовать свой храм, перерегистрировался в 1926 и 1928 гг. Оригиналы и копии этих договоров хранятся в нашем областном архиве. Тогда, по свидетельствам очевидцев, община еще собиралась. В конце 20-х – начале 30-х годов все еще работала приходская воскресная школа. Некоторые бабушки, дожившие до наших дней, вспоминают, что они посещали эту школу. Тем не менее, политика Советской власти в то время была направлена на сворачивание всякой религиозной деятельности. Сохранились постановления, датируемые 1935 и 1938 годами, которыми бывшее здание храма передавалось сначала под клуб работников Промсовета, затем – под клуб Осовиахима. Тогда же его помещение было перепрофилировано.

До какого времени в храме св. Казимира продолжала регулярно служиться Месса, продолжали совершаться христианские Таинства?

Известно, что последним постоянным священником в Новосибирске был о. Николай Михасенок, репрессированный в 1926 г. После этой даты в храме св. Казимира наверняка время от времени служили священники из других городов. Кое-какие упоминания об этом относятся к 1928 г. В начале 30-х годов приезжал о. Антоний Жуковский, бывший настоятелем в Барнауле, потом – в Томске и Иркутске. После его расстрела у нас нет сведений о служении католических священников в Новосибирске. Тем не менее, храм, по-видимому, оставался в пользовании католической общины до 1935 г.

Как жила тогда католическая община?

Разумеется, она сильно уменьшилась. Многие поляки выехали, другие были репрессированы, третьи опасались демонстрировать свою религиозную и культурную принадлежность. И все-таки католицизм продолжал существовать – в виде этно-религиозной (главным образом польской) традиции, хранителями которой, по преимуществу, были женщины старшего возраста. Они и после закрытия храма продолжали молиться дома и учить молитвам своих внуков, отмечали основные религиозные праздники, молились на могилах своих родственников, иногда собирались вместе у наиболее религиозных бабушек, где читали розарий, пели псалмы и религиозные песни. Новый этап в формировании Новосибирского католического прихода начался со второй половины 40-х годов, когда в городе появились немцы-католики, ранее мобилизованные в трудармию. Именно российским немцам мы обязаны возникновением другого католического прихода – на ул. Мира на Левобережье. К этому приходу присоединились другие католики, имевшие польские, литовские, украинские, белорусские корни. Таким образом постепенно сложилась новая католическая община Новосибирска – на базе слияния нескольких национальных и культурных традиций, скрепленных, однако, единой верой, единой церковной организацией.

Подвергалась ли эта община гонениям, репрессиям?

В прямом смысле слова – нет. В этом отношении положение в Новосибирске было несколько лучше, чем в других сибирских городах. Вот скажем в Барнауле прошла волна репрессий и было сфабриковано дело мифической «Польской организации войсковой». Тогда же расстреляли целый ряд прихожан и просто лиц с польскими или с белорусскими, но похожими на польские, фамилиями. В Новосибирске, однако, подобных акций (вроде очередного «польского дела») не проводилось. Конечно, те или иные католики становились жертвами массовых репрессий – наряду с прочими советскими гражданами. Что же касается католического духовенства, то всё оно было репрессировано еще во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов.

Что в итоге стало со зданием храма св. Казимира?

В 1962 г. руководство Центрального универмага обратилось в Горисполком с ходатайством о начале строительства нового здания – на том месте, где ныне находится ЦУМ, на углу пр. Димитрова и Вокзальной магистрали. Тогда на этой территории располагался частный сектор, здесь же был большой овраг. То время – это время хрущевской оттепели, время интенсивного строительства новых жилых и хозяйственных объектов. Сносились ветхие хибарки, осваивались пустыри, и тогда же было демонтировано здание старого храма. Произошло это уже в 1963 г. К сожалению, нам так и не удалось точно установить, как использовалось бывшее храмовое здание непосредственно перед этим. Люди, участвовавшие в его разборе, вспоминают, что в начале 60-х это было, по существу, бесхозное, заброшенное строение, которым уже давно никто не занимался. Среди развалин находили плакаты Осовиахима (позднее эта организация называлась ДОСААФ), о том же свидетельствовали и люди, жившие неподалеку. По другим сведениям, в здании располагался склад химической фабрики или фармацевтический склад: в завалах обнаружили много пробирок и пузырьков. Однако твердых документальных подтверждений этому не существует. Дело в том, что далеко не все организации передавали свою документацию в городской или областной архив. Обычно передавалось лишь то, что считалось нужным и полезным.

Татьяна Геннадьевна, поделитесь, пожалуйста, своими планами на будущее. Будете ли Вы продолжать свои исследования по истории сибирского католицизма?

Разумеется, я продолжу свои исследования. При этом все более популярными становятся новые направления в исторической науке. До сих пор нас очень интересовала тема отношений Церкви и государства, тема взаимодействия светских и церковных структур. Это не удивительно: в начале 90-х годов в России появилось множество религиозных деноминаций, объявивших «охоту за душами». Какие из них были традиционны для России, а какие нет? Как государственным органам выстраивать свою политику по отношению к ним? В нашем городе активно заявили о себе протестантские организации, о которых раньше никто не слышал. И тогда возник соблазн «простого решения»: считать «традиционным» для России вообще и для Сибири в частности одно только Православие, а все другие христианские исповедания, включая и католицизм, отнести к «нетрадиционным». Вот почему так важно было изучать историю католиков Сибири: наши исследования продемонстрировали глубокую укорененность католической традиции в жизни нашего края. Католицизм весьма «традиционен» для Сибири, точно так же как и ислам. Кстати, мусульманская мечеть находилась совсем рядом с храмом св. Казимира. И синагога была поблизости. Иначе говоря, в районе современного ЦУМа существовал такой маленький религиозный центр. Так вот, эту задачу (обоснование «традиционности» католичества в Сибири) я считаю для себя выполненной. А теперь меня интересует очень популярная ныне в мировой и европейской науке тема: так называемая «история повседневности», т.е. реконструкция бытовой стороны жизни наших предков, отделенных от нас промежутком в 100 или 200 лет. Так и темой моих исследований станет реконструкция обрядовой и бытовой стороны жизни сибирских католиков XIX – начала XX века. На самом деле именно быт и составляет тот фундамент, на котором зиждется всё здание религиозной веры. Моя работа кажется мне очень интересной и нужной еще и потому, что она помогает современникам вернуться к собственным корням или восстановить эти корни. Вот живет себе человек с польской фамилией и в какой-то момент задумывается о тех, кто его этой фамилией наделил. Я получаю много писем от людей, прочитавших мои статьи, слышавших мои выступления на научных конференциях. Они просят меня помочь восстановить историю их собственной семьи. Но, к сожалению, я мало чем могу им помочь. Генеалогия отдельных семей – это обширнейшая тема, очень трудоемкая. А задача восстановить историю всех католических семей Новосибирска и вовсе неподъемна для одного человека. Однако, занимаясь историей повседневности, я нахожу много такого материала, который может очень пригодиться для реконструкции прошлого отдельных семей.

А у Вас есть коллеги, разделяющие Ваше направление исследований?

Конечно же, есть! Практически в каждом областном центре есть энтузиасты, изучающие историю российского католицизма или сибирского католицизма. Мы проводим научные конференции и семинары, как на сибирском, так и на общероссийском уровне. Историей Католической Церкви в России занимается, например, Ольга Андреевна Лиценбергер из Саратова. Два года назад она защитила докторскую диссертацию о католических священниках, высланных на поселение в Сибирь. В Барнауле работает Ирина Никулина, в Томске – Василий Антонович Ханевич, в Иркутске – Болеслав Сергеевич Шостакович. Меня очень радует, что темой российского католицизма в последнее время начинают интересоваться многие студенты.

Читайте подробности на сайте Свободной католической газеты — http://sibcatholic.ru/2009/05/04/tatyan … ya-sibiri/
© sibcatholic.ru

Отредактировано Ольга ПР (14-09-2015 23:05:03)

0

42

http://i76.fastpic.ru/thumb/2016/0306/82/6e12f8b88703e1c0b12e2bd73c9ab782.jpeg

Вот его последние деньки.
(Может кто выложит в большем формате)

+1

43

Здесь адрес указывается, Обской проспект, 26 (из Календарь знаменательных дат 2010г.)

За церковью был закреплен участок земли между 24–29 кварталами г. Новониколаевска и оброчной статьей «Сад Антонов»

+1

44

Valer54 написал(а):

адрес Обской проспект, 26


Ну, да. Ты же вроде из читателей газеток )))

http://images.vfl.ru/ii/1511539971/d0f6522b/19553865_s.jpg

А вот само местоположение между кварталами, да ещё какой-то «Сад Антонов» - это интересно. До сих пор думала, что 24-й квартал В.ч.
Надо же какие фразы попадаются ))  http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

0

45

http://images.vfl.ru/ii/1479569704/0530d048/15017574_m.jpg

+1

46

Добрый вечер уважаемые форумчане. Накануне предстоящей реконструкции ЦУМа решил сопоставить местоположение ЦУМА и Костёла. Читал что фундамент так и не смогли сломать до конца. Углом фундамент Костёла примыкает к фундаменту ЦУМа. И ещё красной точкой отмечен Радоновый источник находящийся в подвале девятиэтажки. По крайней мере в 1993 году сам трогал текущую из крана воду в обыкновенную стандартную ванну. Располагалось это в подвале девятиэтажки, в самом торце подвала. Имеет ли это источник отношение к Костелу поскольку попадает на участок землеотвода под костёл.

+1

47

s-63 написал(а):

Радоновый источник находящийся в подвале девятиэтажки. По крайней мере в 1993 году сам трогал текущую из крана воду в обыкновенную стандартную ванну.

Радон-газ,находящийся в земле,вода в трубе.Где связь?

Отредактировано Андрей Пилипенко (20-11-2016 08:51:54)

0

48

s-63 написал(а):

Имеет ли это источник отношение к Костелу поскольку попадает на участок землеотвода под костёл.

За 100 лет гидрологические условия  изменились коренным образом.  Сейчас источником может быть прохудившийся водопровод. Кто  и когда и каким методом определял содержание радона.

0

49

s-63 написал(а):

И ещё красной точкой отмечен Радоновый источник находящийся в подвале девятиэтажки.


Как интересно! Действительно радоновый? действительно источник?

Вообще мне всегда было интересно куда подевались источники, на основе которых образовалось и поддерживалось озеро Круглое. Вдруг один из них.

0

50

По Источнику - Во все времена после постройки девятиэтажки за ЦУМом. В подвале девятиэтажки были складские помещения ЦУМа. В том числе и НАШ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СКЛАД. А в самом торце коридора в последней комнатке по левую руку стояла стандартная чугунная ванна и кран выходил из стенки медный очень древний Я такие краны помню только по комуналке 1963 года. На вопрос - Что это. Мне сказали что это бежит Родон . Вот такие воспоминания. Примерно через год после пожара ЦУМ освободил весь подвал.

0