НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пристань на реке Обь в Ново-Николаевске

Сообщений 1 страница 50 из 73

1

.

увеличить

0

2

Пристань на реке Обь.
На фото - виды с других ракурсов

Суда (к сожалению, названий не видно) принадлежали Мельникововой Евдокии Ивановне, купчихе 2-й гильдии, владелице большого пароходства, главная контора которого находилась в Томске, а отделения её – в Барнауле, Бийске, Камне, Новониколаевске, Усть-Чарыше.
В состав «Обского пароходства Е.И. Мельниковой» входило 8 судов: «Богатырь», «Двигатель», «Горный инженер Воронцов», «Волшебник», «Инженер-механик Гуллет», «Кормилец», «Воткинский Завод», «Братья Мельниковы». В основном это – однотрубные, колёсные, двухпалубные пассажирские пароходы,
олицетворяющие передовую технику конца XIX - начала XX века. Е Мельниковой также принадлежали: буксиры «Дедушка» и «Сибиряк», теплоход «Покорный».
Все они ходили между Барнаулом и Томском, Барнаулом и Бийском

увеличить

увеличить

Отредактировано Amateur (07-10-2009 00:37:27)

+1

3

Не буду утверждать, но мне кажется, что она находилась на том месте где позже была пристань "Чернышевская".

0

4

До 1893 г. на этом берегу против села Кривощековского, ниже впадения маленькой реки Каменки в Обь, по берегу расположено было 26 избенок, окруженных со всех сторон непроходимым бором. 26 избенок при самом начале постройки железной дороги были перенесены с берега в бор, а на месте их уже в 1894 г. была устроена пароходная пристань и проложен рельсовый путь. После постройки железной дороги пристань Ново-Николаевская становится самой оживленной на Оби – сюда с Алтая (из Бийска, Камня, Барнаула) по реке доставляется зерно, масло, руда и многое другое – а из Ново-Николаевского поселка уже по железной дороге отправляется на восток и запад.
В начале XX в. в Новониколаевске грузовыми и пассажирскими перевозками занимались пароходства Е. И. Мельниковой, В. Е. Едельштейна, Е. А. Жернакова, «Наследницы Н. И. Корнилова», Федулова, Г. И. Фуксмана, торгового дома «Плотников и сыновья», товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли, товарищества «Соединённое хозяйство», товарищества Трапезникова; транспортные конторы «Гартонг и Станг», «Кухтерин и сыновья», Российское транспортное и страховое акционерное общество.

0

5

Последствия проведения Сибирской железной дороги в торговле проявлялись быстрее, чем в прочих сферах экономики. Ввод в действие отдельных участков магистрали вызвал небывалый для Сибири подвоз грузов из Европейской России. Новониколаевск стал играть роль главного транспортного центра для Алтая. Здесь шла перегрузка алтайских продуктов с речного транспорта на железнодорожный и получаемых грузов с железнодорожного на водный. К числу крупнейших пароходных компаний относились тюменское «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» и  пароходство Евдокии Мельниковой, которое состояло из 10 пароходов мощностью в 2100 л. с. и 12 барж.

0

6

Если на всех фото одна и та же пристань, то это не может быть у Чернышевского спуска, поскольку у Amateur на фото № 5 явно видно училище им. Романовых.

0

7

Вот еще одно фото

увеличить

+1

8

Первая пристань поселка строителей железнодорожного моста. (Фото 1890-x г.г.)
Переправу с одного берега Оби на другой долгие годы обслуживало 2 маленьких парохода и только в 1910 г. городская управа приобрела собственный пароход, а затем и баржу.

увеличить

0

9

Переправа через р. Обь на пароходе. (Фото 1896 г.)

увеличить

0

10

Пассажирская пристань Новониколаевска находилась прямо на против современной проходной порта.  Дорога там была давно , видимо потому и там проходную устроили.

0

11

http://uploads.ru/t/4/v/n/4vn0i.jpg В 50е годы.

0

12

Здравствуйте ! В те времена прароходная пристань не разделялась на грузовую и пассажирскую.Всё было в одном месте -на территории современного речного порта.http://uploads.ru/i/0/z/X/0zXYh.jpg

Отредактировано NUTRILITE (08-04-2012 20:57:42)

0

13

Не все так очевидно, как показывают карты. особенно нарисованные в советское время
http://uploads.ru/t/o/U/2/oU2gk.jpg

0

14

согласен. Но всё же и правильно то , что во времена строительства моста отдельной пассажиркой пристани ещё не существовало.

0

15

http://uploads.ru/t/H/q/3/Hq3o9.jpg

Фрагмент плана 1935 года.

0

16

С 35 года получается была уже пристань Октябрьская. Порт рос и пассажирское хозяйство перенесли выше устья каменки. Во времена Российской империи судя по открыткам пассажирская пристань располагалась на против современной проходной порта. Там и при мне никогда не было грузовых причалов. Там причал для портовского разъездного флота .Судоходная инспекция и подобных служб. Зимой там был отстой для пассажирского флота местных линий....кстати, я застал те времена , когда такие пассажирские пароходы как на царских открытках ещё кое где использовались....Начало 80-х годов...

Отредактировано Sarmat (09-04-2012 14:38:11)

0

17

Sarmat написал(а):

кстати, я застал те времена , когда такие пассажирские пароходы как на царских открытках ещё кое где использовались....Начало 80-х годов...

Тоже помню колёсный пароход "Омск" ("последний из могикан"). До этого, рассказывают, было несколько однотипных с названиями других сибирских городов...
В 1979 г. путешествовали на нём до Колпашево. Красота! Одно машинное отделение чего стоит.

Отредактировано Максим Насекин (10-04-2012 11:42:37)

0

18

В Гражданскую войну пароходы  Мельникововой были мобилизованы в армию Временного Сибирского правительства и приняли участие в боях. В частности, «Кормилец» участвовал в десантной операции по захвату Усть-Чарышской Пристани.
Есть ли у кого фото "Кормильца"?

0

19

Стрелокъ написал(а):

В частности, «Кормилец» участвовал в десантной операции по захвату Усть-Чарышской Пристани

А он не там затонул? Есть инфа, что в 1919г., а где?

Кормилец.

http://uploads.ru/t/8/U/W/8UWF3.jpg

0

20

Спасибо, Ольга, Вы как всегда на высоте. Где затонул, пока не знаю...

0

21

Затонуть на реке можно только в переносном смысле. Не те глубины.Скорее всего подняли и отремонтировали в 20х годах если в бою сильно не изуродовали. Так что мог свободно почти до 50-х годов где нибудь трудиться в районах Барнаула или той же Усть пристани......

0

22

Пароход "Владимир"
http://uploads.ru/t/P/L/p/PLpz7.jpg

0

23

Amateur написал(а):

Е Мельниковой также принадлежали: буксиры «Дедушка» и «Сибиряк», теплоход «Покорный».
Все они ходили между Барнаулом и Томском, Барнаулом и Бийском


http://images.vfl.ru/ii/1533323939/b3fa757b/22747974_s.jpg

0

24

Не так давно в газетке попалось.

http://s020.radikal.ru/i722/1301/02/4761696d1e98.jpg

http://uploads.ru/i/8/U/W/8UWF3.jpg

0

25

Кто нибудь может обозначить примерную осадку такого судна, как "Кормилец" или "братья Мельниковы" ?
Есть интересный факт,описанный в воспоминаниях И.Я.Кожевникова:

1919 год.
Организовав тридцать пять человек, получив винтовки, патроны и пулемет «Максим», мы под руководством Михаил Яркова выехали на пароходе «Крестьянин» вниз по Оби к Новониколаевску, оставив в Барнауле Тихонова и Дрокина для дальнейшей организации красногвардейцев.
В Камне местный Совдеп нас задержал для усиления гарнизона и охраны подходов к Камню со стороны реки и наш отряд только томился той бездеятельностью, каковая была в Камне.
Каждую ночь я брал пять-шесть красногвардейцев и выходил на моторке «Чайка» в дозор вниз по Оби до Сузуна.
Один раз мы привели пароход «Братья Мельниковы», который ночевал в Сузуне. При проверке документов у пассажиров, мы усмотрели сорок человек офицеров, у которых в чемоданах оказались припрятаны погоны, а у некоторых и револьверы, ну, понятно, таких пассажиров из классных кают мы переместили в трюм и под охраной наших красногвардейцев и члена ревкома Корчемкина - отправили в Барнаул.
Вернувшись один раз из ночного дозора, мы с красногвардейцем Петровым пошли отдыхать на пароход «Лейтенант Шмидт», который собирался идти до Малого Сузуна для пополнения топлива - дров.
Войдя в Солдатовский перекат, мы обнаружили...

Т.е. в тексте не путаются Сузун (Завод-Сузун) и Малый Сузун (сегодня Нижний Сузун) в котором была пристань для пароходов. Водный путь от устья речки Сузунки при Оби до посёлка Сузун составляет 12-15 км.
Однако этим маловодным летом Сузунку могла реально кура в брод перейти. А ямки, где глубина составляет более 2 метров и в ранешние годы можно было по пальцам сосчитать.
Не думаю,что в 1919 году глубина речки могла быть во всех местах быть под 4-5 метров.
Как вы считаете - мог двухпалубный пароход, на котором в Барнаул доставляли самолёт в 1912 году, дойти до Сузуна?

Отредактировано Серый (22-01-2013 21:40:45)

0

26

Глубина Оби в Нске - максимум 5-6 метров по судоходному фарватеру,  в остальных случаях и того меньше. Рискнувшие нырнуть с мостов разбиваются не об воду, а именно об дно. Это ж не Енисей- там другое дело.

0

27

Semich написал(а):

Глубина Оби в Нске - максимум 5-6 метров по судоходному фарватеру,  в остальных случаях и того меньше. Рискнувшие нырнуть с мостов разбиваются не об воду, а именно об дно. Это ж не Енисей- там другое дело.

Это не имеет значения. Вот данные по Кормильцу. Так что 1,2 метра с грузом вполне :). Позднее строили с осадкой до 1 м. с грузом.
http://s2.uploads.ru/t/8ivk6.jpg

0

28

А вот этот похож на пароход с фото п.9

http://s2.uploads.ru/t/cepO7.jpg

0

29

Ну, 1200 погрузку вполне можно допустить- дже Иня летом при маловодии при впадении около метра имееет глубину. А до Сузуна... Так и говорится, что места до 2 метров глубиной по пальцам считаются. Ау этого судна погрузка (по приведенным документам) не больше 1200- вполне мог доплыть. Если даже в Кузне Зари плавают в Томи, где не больше метра?

0

30

Valer54 написал(а):

А вот этот похож на пароход с фото п.9

Там еще и буксиры ходили. Пароходы были накладны, поэтому цепляли баржу с пассажирами. Это ж не Обское море, штормов нет.

0

31

Всем спасибо за ответы!

Ну может на пароходе в революционных руках и возможен доход до Сузуна. Одно ведь- не свой кровный, сегодня у нас - завтра у белочехов,да и законы военного времени. Или засадим - или пройдём!
В общем по глубине, ещё в 50-60-е по Сузунке иные на моторах в Обь ходили. А в 1964-м было великое наводнение, которым в Сузуне старые царские шлюзы на плотине смыло. Кое-какой накопленный лес ушёл вниз.
И вот после этого случая реку больше от брёвен не чистили и стала она мелеть. В общем сегодня и на резинке без проблем не доплыть. А тогда параход в 52 метра длиной прошёл...

Извеняюсь за флуд! Тема по пристани,а я тут с Сузуном. Просто вижу ребята в старых пароходах рубят,может ответят.
Думаю модератор может тему подчистить.

Отредактировано Серый (23-01-2013 04:18:36)

0

32

Это по-моему "Братья Мельниковы" на пристани в Барнауле.

http://s2.uploads.ru/AM1jV.jpg

Из ист.
1 августа 1912 г. на пароходе «Братья Мельниковы» в Барнаул приехал
известный российский авиатор Александр Васильев, с ним доставлен
аэроплан французского производства «Блерио».

0

33

Основные характеристики парохода Братья Мельниковы.

http://s3.uploads.ru/t/rcZ7S.jpg
http://s3.uploads.ru/t/CX5Nv.jpg
http://s3.uploads.ru/t/bYoaN.jpg
http://s2.uploads.ru/t/8uHSO.jpg

и т.д.

0

34

Как символично: стоило переименовать в "Совнарком" и сразу затонул.

0

35

Andrey написал(а):

Как символично: стоило переименовать в "Совнарком" и сразу затонул.

жаль нет лайков. так частенько хочется отметить.

0

36

Olga написал(а):

А он не там затонул? Есть инфа, что в 1919г., а где?

Стрелокъ написал(а):

Где затонул, пока не знаю...

Sarmat написал(а):

Затонуть на реке можно только в переносном смысле. Не те глубины.

Я думал вы знаете!

Сибирский «Титаник»

В истории Барнаула и Новосибирска есть страница очень сильно напоминающая трагедию знаменитого «Титаника ». Только размеры судна и количество жертв сибирского парохода «Совнарком», который до мая 1921 года назывался «Братья Мельниковы», были значительно меньше. Однако, это была самая крупная в истории Обского бассейна водная катастрофа. Первый рейс этого парохода с новым названием, затонувшего в городской черте Новосибирска, стал и последним в его судьбе.

А строился этот двухэтажный пароход американского типа еще в конце 19-го века, затем им владела иностранная фирма, у которой судно перекупила барнаульская купчиха второй гильдии Евдокия Ивановна Мельникова. Евдокии принадлежала одна из крупнейших в Сибири пароходных компаний, в реестре которой значились десять больших судов (семь из которых были двухпалубными) и шесть барж. В основном суда курсировали по маршрутам Барнаул-Томск, Барнаул-Тюмень. Кстати, Мельникова первой в бассейне Оби догадалась построить корабль, предназначенный исключительно для перевозки пассажиров. Не зря построенный в Тюмени в 1892 г. на заводе Пирсона-Гуллета пароход был назван «Кормилец» - дело приносило хороший доход.

Тем не менее, Мельникова, как и прочие судовладельцы, была не прочь сэкономить и на персонале - в 1910 г. заработная плата на её предприятии была снижена на 30%. История не сохранила и фактов традиционной для купечества благотворительности со стороны Мельниковой. За глаза её, по аналогии с известной своей жестокостью помещицей Салтычихой, прозвали Мельничихой. В 1917 г. она умерла, а сын Александр еще до революции успел продать пароходство за 1,6 млн. рублей Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли («Товарпар»).

После революции имущество было национализировано, а корабль переименован в духе времени - «Совнарком».

8 мая 1921 года пароход вышел из Барнаула в Томск, имея на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. Вечером 9 мая капитан А. Снегирёв намеревался заночевать в Бердске, но по каким-то причинам своё решение изменил. По свидетельствам некоторых очевидцев, его к этому вынудили вооружённые люди, находившиеся на борту, что неудивительно для того смутного времени. По слухам, люди сопровождали какой-то секретный груз в ящиках, но подтверждения этой информации нет.

В половине второго ночи с 9 на 10 мая пароход приблизился к железнодорожному мосту. Машина была переведена на самый малый ход, на бак выслали в качестве вперёдсмотрящих лоцманского ученика и помощника штурвального, убрали с палубы уже готовящихся к высадке пассажиров.

По одной из версий, из-за тумана сигнальных огней на мосту попросту не было видно, по другой - из-за неразберихи в стране ведомства не могли поделить сферы ответственности, и потому горевшие огни были железнодорожными, а команда приняла их за навигационные. Как бы то ни было, «Совнарком» двинулся прямиком на четвёртую опору моста.

Штурвальный попытался лавировать, но всё, что ему удалось - это избежать столкновения носовой части корабля с «быком». Удар пришёлся на середину корпуса, образовалась огромная пробоина, а через несколько минут прогремел взрыв - вода залила машину. Корабль разломился на две части и затонул примерно в 500 метрах ниже моста по течению и в 200 метрах от правого берега.

Деревянную палубу с большинством пассажиров снесло чуть раньше, еще при столкновении. Она долго плыла по течению, разламываясь на части. Несмотря на близость берега, и то, что в спасательной операции почти сразу же приняли участие пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск», спаслось всего лишь около сотни человек, включая капитана и первого помощника - во-первых, из-за паники; во-вторых, вода была еще очень холодной. Кстати, капитан, помощник и несколько десятков человек удержались на плаву благодаря перевозимым дровам. Еще 20-30 человек уцелело на обломке верхней палубы, который выловили у села Мочище. Деревянные детали судна и тела людей доставали из воды даже у села Почта Колыванского района.

Причины аварии начали расследовать незамедлительно, но точка была поставлена только через год - в июне 1922-го. Капитан был оправдан за недоказанностью состава преступления; дежуривший в ту ночь на мосту служащий Индейкин был приговорён к 1 году принудительных работ и тут же амнистирован.

Корпус парохода мешал прохождению судов по фарватеру, поэтому (и еще по причине ценности груза и запчастей) попытки поднять «Совнарком» предпринимались неоднократно - в 30-е годы достали части импортных машин, чтобы использовать на других судах; в годы Великой Отечественной войны собирались использовать затонувшее в трюмах зерно; в послевоенное время поднимали отдельные части, пока осенью 1984-го не дошло дело и до всего корпуса.


Я в это время как раз в НИИЖТе учился и "СовСибирь" о поднятии парохода писала, обязательно хотел сьездить посмотреть, однако у студентов своя жизнь и штрихи через всё запланированное.

Отредактировано Серый (24-01-2013 04:49:22)

0

37

Серый написал(а):

Я думал вы знаете!

Было уже   здесь

Отредактировано NUTRILITE (24-01-2013 07:00:20)

0

38

Серый написал(а):

Olga написал(а):

    А он не там затонул? Есть инфа, что в 1919г., а где?

Стрелокъ написал(а):

    Где затонул, пока не знаю...


К тому же, это разговор о Кормильце, а не о Братьях Мельниковых.

0

39

Серый написал(а):

Это по-моему "Братья Мельниковы"


А это он? Или уже "Совнарком"?

http://s2.uploads.ru/t/tFakT.jpg

0

40

Valer54 написал(а):

А это он? Или уже "Совнарком"?


Или всё-таки "Богатырь" ?

0

41

Valer54 написал(а):

Или всё-таки "Богатырь" ?


:-) Так долго можно ещё перебирать.
Двухдечные пароходы Мельниковой в жизни наверное отличались друг от друга, гудком например, но на чёрно-белых фото их довольно сложно различить, близнецы-братья.

http://s3.uploads.ru/t/OyGWq.jpg

0

42

Valer54 написал(а):

А это он? Или уже "Совнарком"?

Пробовал читать надписи на спас. кругах - бесполезно и не похоже ни на одно популярное имя парохода г-жи. А их было немало.
У этого судна есть особенность, которой нет у других (на фото): маленькие фрамуги у окон верхней палубы.

0

43

Эта, видимо, сделана в одно время с фото с поста 8

http://s5.uploads.ru/t/0Ngfi.jpg

0

44

Уточнение к посту 43

http://sa.uploads.ru/t/il2eo.jpg

Вид снят фотографом И. Р. Томашкевичем.

Издание - Красноярск, 1899 год.

Отредактировано Палыч (18-05-2014 12:21:27)

0

45

место?
http://sf.uploads.ru/t/6G2Ek.jpg

0

46

golod написал(а):

место?

Это Чернышевская пристань. А на горизонте высится соцгород на Станиславского и в переулках Пархоменко.

0

47

Эта получается

0

48

Ощепков написал(а):

Это Чернышевская пристань

Источник называет другое место

0

49

golod написал(а):

Источник называет другое место

Опс! Ошибся. Если на заднем плане соцгород, то это в районе ж-д моста, то есть Октябрьской пристани.

0

50

Вот она. Дачная пристань называется.
http://i64.fastpic.ru/thumb/2014/0708/2f/e82769e7881dc535f2ec66fd142f2f2f.jpeg

0